На днях в сети появилась информация, мол, Алена Зайцева, чья машина въехала в пешеходов в самом центре Харькова в октябре, может отделаться за смерть 6 человек "легкой кровью" - признание ею вины, а также материальная помощь семьям пострадавших смогут значительно уменьшить ее срок в местах лишения свободы. Напомним, девушку обвиняют в нарушении правил безопасности дорожного движения, повлекшее гибель нескольких лиц (ч. 3 ст. 286 УК Украины), максимальное наказание по этой статье – 10 лет заключения. Смягчать наказание или нет – решит лишь суд, но семьи пострадавших намерены добиваться для Зайцевой того максимума, который предусмотрен законодательством.
Для Екатерины Калюжной, адвоката семей Берченко и Виниченко ( фамилия матери Саши Евтеева, которую признали пострадавшей по делу – авт. ), заявления о факторах смягчения наказания новостью не стали – представительница потерпевших еще в ноябре говорила о том, что помощь Зайцевых двулика: копии чеков об отправленных пострадавшим деньгам адвокат Зайцевой Юлия Козырь попросила приобщить к материалам дела, поэтому родители Оксаны и Дианы Берченко, а также погибшего Саши Евтеева, вернули матери подозреваемой все 150 тысяч, боясь, чтобы этими сумами не стали спекулировать в суде в сторону смягчения наказания.
- В этом деле все очевидно: против выводов эксперта-автотехника мало какие аргументы можно привести в опровержение, поэтому для нас эта позиция защиты ожидаема. Мы хотим максимального наказания – 10 лет лишения свободы. Но, по закону, признание вины – это обстоятельство, которое смягчает наказание, так что подозреваемая в своем праве,- объясняет "КП в Украине" Екатерина Калюжная. – Мы настроены официально бороться. Мама Саши Евтеева приходила в суд, хотела своими глазами увидеть того, как она сказала, кто лишил их жизни… Они сумчане, но не будут жалеть ни сил, ни времени, ни здоровья, чтобы приезжать в Харьков, присутствовать в каждом заседании. Берченко настроены также, правда, у них задача №1 сегодня – это здоровье Оксаны. Я однозначно буду в каждом заседании, Виниченко тоже, это сегодня смысл жизни мамы, по-другому не может и быть.
Свою вину Алена Зайцева признала, когда оказалась в зале суда во второй раз: спустя два месяца после ДТП, водитель "Лексуса" взяла слово и попросила прощения, пообещав больше никогда не садится за руль. В искренности этих слов мама Александра Евтеева, который от полученных травм умер на месте аварии, не поверила, и даже больше – сказала, что дело стоило бы переквалифицировать со ст. 286 УК на ст. 115 УК – умышленное убийство, однако, по словам Калюжной, это не больше, чем эмоции убитых горем родителей, а квалификация преступления правильная.
По словам адвоката, следующее, что может предпринять защита для смягчения наказания – попробовать компенсировать ущерб.
- Второй классический ход – полное или частичное возмещение причиненного ущерба. Частичное немного отдаляет от 10 лет лишения свободы, но никак не означает, что дадут 5 лет. Если компенсировать ущерб полностью и всем – выполнить все требования, которые выдвигают пострадавшие, тогда она может надеется на минимальный срок. После чего отбыть не меньше, чем половину срока, и быть условно-досрочно освобожденной, как это было с Андреем Полтавцом, - говорит Екатерина.
Те 50 тысяч, которые мать Зайцевой разослала потерпевшим, адвокат компенсацией не считает.
- По целевому назначению это ни что иное как благотворительная помощь, но почему она вдруг возводится защитой подозреваемой, в категорию доказательств, нам было не понятно. Изначально морально мои клиенты были не готовы принять эту помощь, помимо юридических моментов, - говорит Калюжная.
Также Зайцева уже отсидела 2 месяца будущего срока – то время, которое она проводит в СИЗО, вычитается из цифры, которую судья ей назначит в приговоре.
- То время, которое она находится под стражей с момента задержания до момента вступления приговора в законную силу, должно быть зачтено в срок отбывания наказания, которое может быть назначено приговором суда в отношении Зайцевой. Позиция Дронова понятна – он вину не признает и надеется, что ни одного дня не будет находится в колонии, в отличие от Зайцевой, которая вероятно понимает, что это неизбежно раз признала себя виновной. Опыт мне показывает, суд будет длится не один месяц и даже год, - вздыхает Екатерина Калюжная.
Оксана Берченко - одна из тех, чья жизнь вызывала больше всего беспокойства у медиков. Травмы у 27-летней девушки были тяжелыми – перелом таза, черепно-мозговая травма, травмы внутренних органов. На физическое восстановление у Оксаны уйдет не один год. Сейчас девушка проходит реабилитацию, по словам ее представителя, прикладывает много сил и динамика выздоровления позитивная. Следующий шаг в правовом аспекте – исковое заявление о компенсации.
- У Оксаны тройная беда – и супруга нет, и сестрички нет, плюс она сама временно нетрудоспособная, и мы не знаем, как будут развиваться события дальше, поэтому наш иск будет касаться разных плоскостей и направлений. Мы его будем подавать немножко позже, поскольку у Оксаны нет еще стойких последствий травмы: кости еще не срослись, раны не зарубцевались, - говорит Екатерина Калюжная.
Сумму, о которой идет речь, адвокат не называет. Правда, говорит, ДТП и без того обойдется Алене Зайцевой в копеечку – по законодательству, все виды судебных издержек придется оплатить тому или тем, кого признают виновным.
- Ряд экспертиз стоят тысячи и десятки тысяч гривен. Только за проведение ряда исследований придется платить осужденным больше, чем 100 тысяч гривен, а может и больше, чем 200. Цифры будут колоссальными, - уверена адвокат.
Несмотря на все смягчающие факторы, представитель потерпевших успокаивает – ее клиенты будут стоять на своем, что не даст цифре в 5 лет оказаться в приговоре, а на исход дела во многом может повлиять поведение пострадавших.
– К минимальной границе санкции статьи – 5 годам, может привести только полная компенсация причиненного ущерба, а мои клиенты будут стоять до последнего и не поддадутся ни на какие провокации, просьбы и мольбы. Если им предложат, грубо, 100 тысяч гривен, то они не побегут принимать их. Задача каждого потерпевшего сегодня – не сдаться, не опустить руки, не сказать: "А у нас в стране закон не работает и виновные все равно не получат справедливого наказания, и в моем случае также произойдет, мое горе никому не интересно, все пустят на самотек". Поэтому задача потерпевших – не получить этот откуп, а довести дело до логического конца, - говорит представитель семей Берченко и Виниченко.
Вечером 20 декабря в Харькове на улице Шота Руставели загорелся "Лексус". Как стало известно позже, его владелец – муж судьи Светланы Муратовой, которая рассматривает дело о харьковском ДТП. Накануне служительница Фемиды сделала заявление, высказав свою точку зрения на ЧП.
"Мой муж - Муратов Станислав, является работником отдела прокуратуры Харьковской области, который осуществляет руководство в преступлениях против жизни, а это убийства, разбойные нападения, грабежи. Это особо тяжкие и тяжкие преступления. Поэтому я могу лишь предполагать, что такие дерзкие действия могли быть связаны с его профессиональной деятельностью. Также я не исключаю, что такие действия могли быть связаны с моей профессиональной деятельностью как судьи", - заявила Муратова.
Напомним, авария произошла 18 октября в самом центре Харькова: "Лексус" под управлением 20-летней харьковчанки Алены Зайцевой после столкновения с машиной Геннадия Дронова вылетела на тротуар и сбила 11 человек: 5 погибли на месте, 6 оказались в больнице, вскоре в медучреждении умерла пострадавшая Диана Берченко. На данный момент, все пострадавшие покинули больницу – дольше всех врачи продержали кременчужанку Аню Комар, а беременную Жанну Власенко врачи ждут на роды. Водитель "Лексуса" свою вину на суде признала, однако родители погибшего Саши Евтеева – мужа пострадавшей Оксаны Берченко, которой после ДТП понадобится несколько лет реабилитации, в ееискренность не поверили. Евтеевы, как и Берченко, помощь от семьи Зайцевых вернули – не хотят, чтобы деньги на суде были аргументом в пользу смягчения срока Алене Зайцевой, которую представляет адвокат мэра Харькова Геннадия Кернеса Юлия Козырь. Сейчас на скамье подсудимых двое подозреваемых – Зайцева и Дронов, им инкриминируют нарушение правил безопасности дорожного движения, повлекшее гибель нескольких лиц (ч. 3 ст. 286 УК Украины).
Накануне Апелляционный суд Харьковской области снова оставил в силе решение Киевскогог районного суда Харькова, и отказал в замене меры пресечения содержание под стражей на домашний арест участнику резонансного ДТП на ул. Сумской, согласно которому Геннадий Дронов, водитель "Фольксвагена", должен оставаться в СИЗО до февраля. Подозреваемого на слушание не привезли – он хотел лично присутствовать, но суд ему в этом отказал, рассказывает адвокат Сергей Перепелица. По его словам, состояние Дронова все еще вызывает опасения. Сам же Дронов не раз заявлял, что в СИЗО не выживет и вскоре "загнется".