В "серой" зоне Донбасса- по-прежнему слышны пусть редкие и далекие, но все-таки звуки взрывов. Здесь вспоминают 2014, 2015, 2016 годы как адски трудные годы в их жизни, а теперь в этом списке еще и 2020-й.
Коронавирус ударил по прифронтовой зоне Донбасса больнее, чем по любой части мирной территории Украины. В селах прифронтовой зоны, где еще не везде вернулись электричество, вода, отопление и газ, люди снова борются за выживание. Сил не всегда хватает – значительной части населения в этих местах уже перевалило за 65, и им очень трудно противостоять пандемии. Помощники есть не у всех: часть молодежи покинула эти места еще во время активных боевых действий, а сейчас уезжают оставшиеся. Без качественной медицинской помощи и доступа к лекарствам здесь очень трудно.
В Бахмутском районе ситуация с заболеваемостью не везде ровная: где-то народ болеет чуть ли не в каждом доме, где-то, как говорят, бог отвел. Да, осенняя сырость и зимние холода ухудшили статистику, и, конечно, этого можно было избежать, если бы подготовились… Но это проблема не отдельных сел, а всей страны.
- У нас заболевших пока не было, бог миловал! – говорит Владимир Веселкин, глава военно-гражданской администрации поселка Зайцево. Когда-то этот поселок был частью Горловки, а после 2014 года оказался разделен на две части – подконтрольную Украине и неподконтрольную. В "украинское" Зайцево два раза в месяц приезжают врачи, которые проводят прием жителей. Раз в месяц наведываются общественные и гуманитарные организации, объезжающие все населенные пункты вдоль линии разграничения.
- Мы получаем помощь от государства, от международных организаций. Скорая помощь приезжает без проблем из Бахмута, что в 15-20 минут езды. В целом ситуация нормальная. Возможно, определенную роль в этом сыграла весенняя изоляция, когда у нас не было сообщения с другими населенными пунктами и все сидели по домам, - рассказал Веселкин.
По его словам, за все время пандемии только один из жителей попал в больницу и ему экстренно потребовалась искусственная вентиляция легких. К сожалению, спасти человека не удалось. Проведенный дважды тест на COVID-19 был отрицательным.
Возможно, Зайцево стало счастливым исключением из общей печальной картины под названием "коронавирусная пандемия". Во многих селах и поселках "серой" зоны все гораздо хуже. Как отметил в комментарии "КП" в Украине" глава гуманитарной миссии "Проліска" Евгений Каплин, нынешнюю официальную статистику заболеваемости можно смело умножать на 10.
- Ситуация с ковидом не просто печальная, она плачевная и фатальная. Весной мы привозили медикам средства индивидуальной защиты – у них не было элементарных масок и перчаток. Сейчас с этим справляются государство и гуманитарные организации, а мы боремся за медиков. Вот, например, Светлодарская городская больница. Прифронтовое лечебное учреждение не получает "ковидный пакет" для своих сотрудников! – рассказывает Каплин. – При этом в больнице постоянно находятся 50-60 человек с подтвержденным коронавирусом или подозрением на него.
Больница несколько месяцев пишет в Национальную службу здоровья Украины письма с просьбой заключить с ней "ковидный" договор, чтобы медики получали 300-процентные надбавки за работу с инфицированными больными, а сами пациенты с коронавирусом – бесплатные медицинские услуги и лекарства.
- Пока проблема не решена, хотя в больницу уже приезжали представители и Верховной Рады, и Кабинета министров. В чем проблема? Чтобы заключить "ковидный" договор, больница должна быть укомплектована 4 анестезиологами. В Светлодарской больнице их только два, и те – военный врач и интерн, причем они пока не входят в штат сотрудников. Где в прифронтовом городе, откуда уехали большинство специалистов, можно найти анестезиолога? Да еще и завлечь его на работу в больницу с коронавирусными пациентам на зарплату в 7000-8000 гривен (это без "ковидных" надбавок, которых пока нет)? Медсестры получают до 5000 гривен… Конечно, они увольняются, как и врачи! – констатирует Евгений Каплин.
Тестирование на коронавирус – еще одна головная боль местных медиков и пациентов. Ждать результатов бесплатного теста, проведенного в светлодарской больнице, можно 2-3 недели. Платный тест – это результаты на следующий день, с ними проблем нет, а бесплатные могут просто не назначать.
- Если врач видит, что на прием пришла бабушка с температурой 37,5 и потерей обоняния, то ей ставят диагноз "ОРВИ" и отправляют домой. С пневмонией – кладут в больницу и делают тест. Но за 2-3 недели может произойти все что угодно. Было такое, что положительный результат приходил к врачам уже после смерти человека в больнице. Тестирование назначают только при очень высокой температуре, - рассказывает Каплин.
По всей Донецкой области, а особенно – в прифронтовых районах, вот такая ужасающая ситуация с тестами. Поэтому больных, как говорят местные жители, на самом деле больше в десятки раз.
- Нет здоровых людей, есть недообследованные, - вспоминает старую горькую шутку житель Бахмута Андрей Климов.
В "Проліске" говорят, что к ним дозваниваются люди с неподконтрольной территории. Там все еще хуже: мало того, что болеют, так еще и с лекарствами в аптеках дефицит.
- Мы передавали туда лекарства, антибиотики. В Луганске, Краснодоне их нет. С пневмонией в больницу попали сразу несколько пожилых женщин из местного хора. Их никто не тестировал, сразу назначили антибиотики – а их нет в аптеках. Пришлось искать способы и передавать, - рассказали гуманитарщики.
|
- В марте мы не верили в ковид и считали, что это чья-то злая шутка, - вспоминает жительница поселка Анна Лебедева. – Сейчас, когда во многих семьях есть переболевшие, все думают об одном – как бы не умереть…
От Мирного до Волновахи и до Мариуполя – по 50 километров. Туда в больницы везут тех, кто в тяжелом состоянии. В реанимации мариупольской больницы уже побывала одна из местных жительниц, ее жизнь три дня спасали врачи-реаниматологи. Женщина уже дома, но до сих пор ей трудно разговаривать – мучает страшная одышка. Пневмонией переболела и врач местной амбулатории. После выздоровления она решила уйти с работы на пенсию. Еще один врач уехала. Семейный доктор из близлежащего Чермалыка ушла в длительный полуторамесячный отпуск.
- Наша амбулатория обслуживает семь населенных пунктов, и в ней остались одним медсестры. Раз в неделю к нам приезжают "Врачи без границ". У нас открылась лаборатория, там берут анализы и делают простые экспресс-тесты, в том числе и на коронавирус, но не хватает реактивов для этих тестов, - сокрушенно отмечает Анна.
Местные жители говорят: напуганы коронавирусом до такой степени, что носят маску, даже когда идут в одиночестве по улице. Говорят, что по окончании карантина, наверное, продолжат носить ее. Потому что очень страшно.
- Недавно в соседней Новоселовке от "короны" умер 50-летний мужчина. Был дома, к нему пришла мама, а он лежит на кровати. Говорит, нет сил даже печку растопить. Мама пока растопила печь, повозилась по дому, подошла к нему часа через два – а он умер. Или вот в Каменке. Пошел человек на похороны – и через два дня сам умер. И непонятно от чего, тесты же никому не делали. Думаю, когда все начали соболезнования приносить, целоваться, обниматься – от кого-то, может, и подхватил этот вирус, - рассказывает жительница Мирного.
Боятся коронавируса и здесь, но присутствия духа не теряют. Например, в Гранитном уже подумывают возвращать в школу старшеклассников, которые сейчас учатся на дистанционке, тогда как младшеклассники учились вполне себе очно. Да и вообще, пора открывать школу для полноценного процесса обучения.
- У нас в школе переболели несколько учителей, а дети не болели, - говорит секретарь сельсовета Василина Николаева.
Гранитное долго время было закрыто чуть ли не со всех сторон внутренними блокпостами, изоляция усилилась весной. Она вызвала сначала непонимание и возмущение у местных жителей, а сейчас люди считают, что мера-то была весьма необходимая.
- Чужие к нам особо не ездят, и вообще – не много людей приезжает из-за ограничений на въезд и выезд. Автобусы стали реже ходить в Волноваху и в Мариуполь, потому что студенты перестали ездить – вот график и поменяли. А гуманитарные организации приезжают только по предварительным заявкам, - рассказывает секретарь сельсовета.
Местная лаборатория делает экспресс-тесты, особенно тем, кто вернулся из-за границы. Те, у кого коронавирус подтвержден или симптомы ну очень схожи – они находятся дома на амбулаторном лечении. Почти на 2000 человек зафиксирована одна смерть от коронавируса – удара инфекции не выдержал организм пожилого мужчины. В больнице находятся примерно десять человек из села, чье состояние вызвало тревогу медиков.
- Люди, особенно в возрасте, стараются пореже куда-то выходить из дома. За хлебом выскочил – и обратно, - констатирует Василина Николаева.
Похоже, местный гранитненский "локдаун" - это то, чем в идеале должен был стать локдаун всеукраинский. Ограничение передвижений и, как следствие, разрыв цепочки заражения – вот путь, по которому идут многие страны, сражаясь с коронавирусом. Правда, не у всех пока получается…
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ