Который день идут баталии вокруг законопроекта "О коренных народах Украины", который подал в Раду президент. Со статусом, отметим, неотложного.
Мы решили разобраться, почему в "коренных" оказались только три избранных этноса, и нашли ответы на семь наивных вопросов.
Понятие "коренные народы", их права и гарантии закреплены в Конституции Украины.
- Определения положениям Конституции дает закон либо разъяснение Конституционного суда, - говорит эксперт по конституционному праву Сергей Панасюк. - Если таких документов нет, нельзя говорить о правильном или неправильном толковании понятия.
В 2014 году Верховная Рада официально признала крымских татар коренным народом Украины и заявила о своей поддержке Декларации ООН о правах коренных народов. Уже тогда поднимался вопрос о разработке соответствующего законопроекта, который закрепил бы этот статус.
В общем понимании это этнос, который сформировался на определенной территории, имеет свой язык, культуру и традиции, но в силу исторических событий не имеет собственного государства. Проще говоря, стал жертвой захвата или колонизации.
Украинская Википедия к коренным народам Украины относит крымских татар, караимов и крымчаков, а также греков Приазовья. Этнографы считают, что такими же коренными народами являются гагаузы, живущие на юге Одесской области, и оседлые в Украине ромы, поскольку своей страны, а тем более своей державы у них не было никогда.
Законопроект Зеленского ограничивает коренные народы только рамками Крымского полуострова и перечисляет их: татары, караимы, крымчаки.
- Я думаю, что это связано с желанием Владимира Зеленского укреплять связи с крымско-татарской диаспорой в Киеве, - говорит политолог Алексей Якубин.
В пояснительной записке к законопроекту дано такое объяснение: "В связи с военной оккупацией территории Автономной Республики Крым и многочисленными нынешними и возможными будущими нарушениями фундаментальных прав граждан Украины (и, в частности, коренных народов), проживающих в пределах Автономной Республики Крым, крайне важным видится признание Украиной статуса коренных народов за татарами, караимами, крымскими татарами. Это будет способствовать, помимо прочего, также и признанию по названным "коренными" народам международно-правового статуса народов, борющихся за самоопределение".
Эти категории граждан Украины подпадают под понятие "национальное меньшинство". В каждой стране ему дано свое толкование. Например, в законе Украины это: "группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности, обнаруживают чувства национального самосознания и общности между собой".
- Отличительной чертой национальных меньшинств от коренных народов считается наличие "материнского" государства, - говорит историк Игорь Грузев. - У венгров - Венгрия, у россиян - Россия и так далее. Но это деление достаточно условное. Таким образом можно считать, что до 1948 года евреи на территории Украины были коренным народом, а с созданием государства Израиль перестали такими быть, хотя в жизни десятков поколений ничего не изменилось.
А действительно, почему? Уж кто-то, а мы хозяева на своей земле.
- Коренным народов украинцев можно было считать во времена царской России, условно - во времена Советов, когда все управление шло из Москвы. Статус изменился в 1991 году, когда Украина провозгласила независимость, - говорит директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. - Украинцы имеют свое государство и являются в нем национальным большинством.
Это право на самоопределение и самоуправление в вопросах, касающихся внутренних дел. Государство признает за ними право иметь представительские органы (сейчас это Меджлис и Курултай) и готово частично либо полностью финансировать их из своего бюджета.
Коренным народам гарантируется правовая защита от дискриминации, принудительной ассимиляции либо других негативных явлений.
Дается право на создание собственных образовательных учреждений, масс-медиа. Государство гарантирует коренным народам развитие родного языка.
Представители коренных народов будут включаться в состав международных делегаций и разного рода форумов.
Это только очень сжатый обзор прав, которым посвящены восемь статей закона.
|
Если Рада примет документ в редакции президента, закон вступит в силу со дня опубликования. За исключением ч. 3 ст.7, которая дает право татарам, караимам и крымчакам направлять часть доходов, полученных бюджетами от пользования недрами Крыма и Севастополя, на свои нужды.
Кабинет министров в шестимесячный срок должен будет привести все законы в соответствие с законом о коренных народах.
КОММЕНТАРИИ ПОЛИТОЛОГОВ
Андрей Бузаров, политолог, правозащитник:
- Дать ответ на вопрос, что такое "коренной народ", записанный в Конституции, нужно было давно. Но вот то, в какой форме хотят сделать это отдельные представители политической элиты, в какой форме видит это власть, вызывает опасения. Предоставление статуса какому-то одному народу и не предоставление другому, который может претендовать на него с исторической точки зрения, может вызвать бурю недовольства.
"Коренные народы" - это очень опасный термин, который очень осторожно и правильно нужно вводить в оборот как политически, так и исторически. Если сейчас решили это сделать.
Эксперт говорит, что сегодня много народов в Украине претендуют на статус коренных.
- Мы не знаем, какое будет окончательное содержание закона, а главное - не совсем понимаем, как власть захочет им распорядиться.
Алексей Якубин, политолог:
- Законопроект преследует политические цели, это очевидно. И в них заложены дискриминационные положения. Один этнос получает больше прав, чем другие. В частности, на развитие своей культуры и языка, по сравнению с национальными меньшинствами. Коренные народы получают права на создание собственных учреждений образования, тогда как меньшинства могут учить детей на своем языке только в начальной школе, да и то это касается стран ЕС. Молдавские и русские школы просто закрываются.
Политолог также отмечает, что в Украине не разработан параллельно законопроект о национальных меньшинствах, хотя это было требованием Евросоюза и Венецианской комиссии.
- Законопроект фактически разделяет народности, живущие в Украине, на более и менее привилегированные, а это противоречит как международным нормам права, так и демократии, - заключает политолог.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ