Танкер преткновения. Почему с одесского пляжа так долго убирают затонувший  Делфи

Танкер преткновения. Почему с одесского пляжа так долго убирают затонувший "Делфи" [фото, видео]

ФОТО: Максим Войтенко.

Очередная попытка поднять танкер "Делфи", потерпевший крушение у пляжа "Дельфин" в Одессе в ноябре прошлого года, в активной фазе. Это последняя попытка, которую правительство дало судовладельцу, чтобы сместить с мертвой точки судно  своими силами, после за это возьмется Администрация морских портов Украины (АМПУ). Правда, шансов, что пляж очистят от горы металлолома, которая периодически "мироточит" нефтепродуктами, в этом году пока мало – имя победителя тендера, который следующим будет пробовать поднимать "Делфи", должны назвать не раньше октября. Но в правительстве уже поспешили заверить, что процедуру упростят, чтобы ускорить процесс.

Не стали ждать результата второй попытки

В то, что подрядчик, которого владелец "Делфи" нанял для эвакуации танкера, не справится с работой, в Администрации морских портов заявили после того, как первая попытка закончилась провалом – один из понтонов лопнул, а тросы порвались. За несколько дней до второй попытки АМПУ потребовали передать танкер в их руки, мол, ошибки на первых этапах подъема судовслучаются практически у всех, но времени уже нет – по оговоренным условиямтанкер должны были эвакуировать с пляжа до 20 июля. Владелец попросил еще одну отсрочку до 10 августа, но и в одесской ОГА, и в правительстве отреагировали категорически: 24 июля последняя попытка, после этого делами эвакуации будет распоряжаться Администрация морских портов Украины.

- Я попросил правительство признать эту ситуацию катастрофой техногенного характера, чтобы Администрация морских портов имела официальную возможность исполнить работы по демонтажу этого танкера. Причина, как по мне, простая - судовладелец силами подрядчика не может прибрать судно, что вредит акватории пляжа и затягивает процесс.Примерно в октябре начнутся шторма в нашем регионе, а это означает, что фактически время на исполнение этих работ вновь отложится на следующий год, может быть,на март или апрель. Кабмин уже отреагировал, министр инфраструктуры планирует визит в Одессу в ближайшие дни.Если подрядчик не справится, АМПУ будет иметь возможность выполнить эти работы за свои деньги и по своему проекту, - утром 24 июля на брифинге рассказал глава Одесской ОГА Максим Куцый.

В администрации дожидаться результатов подъема не стали, и за день до эвакуации подрядчикамисудовладельца объявили тендер через Prozzoro. Цену сделки оценили в 24 млн 681 тысячу гривен, тендер по стандартной процедуре займет 80 дней и закончится в октябре.

Хуже всего - разрезать

Одним из важных факторов при проведении подобных эвакуаций эксперт по судоподъемным работам Роман Шулевский называет погоду, море должно быть спокойным, поэтому лето – один из лучших периодов для подъема судна.

- Существуют только два метода подъема судов – восстановление собственной плавучести и приложение внешних усилий. Первый означает, что судно изначально предназначено для того, чтобы плавать, и тонет оно в результате повреждения наружной обшивки и попадания забортной воды внутрь. Если обшивку загерметизировать, воду откачать, то судно всплывет, - рассказал эксперт.

Правда, в ситуации с "Делфи" залатать дыры и откачать воду мало, поэтому подрядчики судовладельца решили использовать и внешнюю силу – буксиры, которые должны сдернуть танкер с волнореза.

- Нужна комбинация первого и второго методов. С одной стороны нужно восстановление плавучести, откачка воды из центральных танков и вытеснение воды из танков правого борта с помощью мягких понтонов, и использование второго метода – приложения внешних усилий: понтоны закреплены по правому борту, обеспечена необходимая плавучесть, чтобы судно стало более-менее ровно, это значит с креном порядка 30 градусов. После этого можно ставить судно окончательно на плав, выравнивать крен и уводить судно в порт-убежище, - говорит Роман Шулевский.

Роман Шулевский считает, что танкер без внешних усилий не убрать, да и затонул он в сложном месте. Фото: скриншот.

Танкер "Делфи" ко всему прочему застрял в очень непростой местности - с одной стороны волнорез, с другой - каменная гряда, к тому же мелко, поэтому подъемные краны, как это бывает, использовать в случае с танкером нельзя, как и класть его на грунт. Самый же нежелательный способ убрать танкер с пляжа – разрезать его: есть риск, что из танкеравыльются остатки нефтепродуктов,и без того подпортившие Одессе залив.

Боны не справлялись

В том, что танкер нужно убрать с пляжакак можно скорее, уверен эколог и общественный активист Владислав Балинский. Он мониторит ситуацию с нефтепродуктами и "Делфи" лично, говорит, что вред от танкера колоссальный, особенно ухудшилась ситуация после первой попытки эвакуировать судно.

- До первого подъема, а море сейчас спокойное и шторма начнутся ближе к зиме, ситуация была относительно стабильная, в больших количествах нефтепродукты не вытекали, но во время поднятия, это было ожидаемо, ситуация изменилась. Вовнутрь судна заводились понтоны, они накачивалисьвоздухом, поэтому была вытеснена часть внутреннего содержимого. Проблема в том, что не организовали правильно боновые ограждения, сделали это формально, не организовали своевременную очистку, не отслеживали ситуацию в динамике, ведь нефтепродукты вылились не сразу. Я нырял, видел эту утечку, рассказал о ней в  Фейсбуке, после этоготуда все ломанулись, но за день между попыткой подъема и моим исследованиеммного нефтепродуктов успело растечься по одесскому заливу, - рассказывает глава общественной организации "Зеленый лист"Владислав Балинский.

Эколог критикует и то, как изначально организовали кампанию по очистке моря от нефтепродуктов, которые не раз выливались из танкера.

- Администрация морских портов буквально 2 или 3 недели назадпоставилановые боны, до этого они использовали те, которые не предназначены для морской акватории, это были речные или озерные боны, они узкие, низкие, имеют недостаточную плавучесть.   Из-за того, что боны были не те, нефтепродукты накапливались в карманах, а при волнении морявыплескивались – сбор и абсорбция осуществлялись хаотично и не системно, поэтому большая часть нефтепродуктов попадала в залив. После того, как я показал, что свищи в танкере образовались со стороны не пляжа, а моря, они организовали боны по периметру судна, начали использовать боны морские, но проблема – они явно не новые и не рабочие.Когда я проплывал мимо них, четко слышал, как они пропускают воздух, теряют плавучесть, и из-за этого разлив не локализуется, а распространяется по всему заливу, - говорит Владислав.

Владислав Балинский считает, что власти изначально отнеслись к разливу нефтепродуктов, как к формальности,  установив у танкера речные боны.
Владислав Балинский считает, что власти изначально отнеслись к разливу нефтепродуктов, как к формальности, установив у танкера речные боны. Фото: ФБ Владислава Балинского.

Громких расследований не случилось

Оставлять в воде танкер нельзя, уверяет эколог – он покроется коррозией и быстро сгниет, его куски будут выплывать на поверхность, что может привести к травмам отдыхающих. Помимо этого,одессита волнует и то, что за крушение и затягиваниепроцесса подъема никто так и не ответил.

- Чтобы понимать, почему его так долго убирают, нужно знать историю "Делфи", - говорит Балинский. – Это не просто судно, хоть шло оно под иностранным флагом, это танкер, который выполнял функции теневого банкировщика, то есть его задействовали в контрабандной схеме по продаже топлива, дозаправки судов. У танкера даже документы регистрации были просрочены на два месяца, судно было не укомплектовано командой, на борту было всего три человека, и в принципе этот танкер не должен был находиться в 11-мильной зоне. Я думаю, что именно из-за теневых схем все, что с ним в последующем происходило, должно было стать предметом громких расследований с понятным обществу процессом и наказанием виновных, но этого не произошло. Однозначно люди, которые причастны к этим схемам, допустили еще ряд ошибок, которые привели к крушению судна – оно около20 часов дрейфовало в сторону Одессы, и тогда, когда можно было предпринять меры, чтобы не допустить крушения в пляжной зоне, ничего не было сделано, что тоже должно было стать предметом расследования, но мы и этого не увидели. По морскому праву, у судовладельца при крушения судна есть конкретные временные рамки на ликвидацию последствий, это с одной стороны, но с другой-всем понятно, что раз это черные схемы, за честным именем судовладельца стоят совсем другие люди, и в случае расследованияпо сути настоящие владельцыдолжны были быть поставлены в такую ситуацию, чтобы вне зависимости от своих коммерческих интересоввыполняли то, что необходимо государству, но и это было не сделано.

В прокуратуре Одесской области о подозрении капитану "Делфи", который отказывался от помощи, объявили еще в феврале, также под расследование попали сотрудники Госпогранслужбы, их обвиняли в том, что,несмотря на поломку судна и нарушения в документах, они не задержали и не отбуксировали танкер, правда, закончены ли эти расследования,в ведомстве оперативно ответить не смогли. В апреле под личный контроль ситуацию с танкером брала генпрокурор Ирина Венедиктова, которая обещала, что задействует все законные механизмы, чтобы устранить последствия аварии и загрязнения моря за счет владельца танкера.

КСТАТИ

"Делфи" обещают признать техногенной катастрофой

Об этом заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий на свой странице в  Фейсбуке.

"С 27 июля операция переходит под контроль АМПУ, но,не дожидаясь этой даты,мы уже согласовали с главой ОГА в Одесской области Максимом Куцым проведение в воскресенье комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, чтобы признать событие техногенной катастрофой, чтобы дать возможность АМПУ двигаться по ускоренной процедуреи не терять время на бюрократические процедуры. С изменением исполнителя изменится и подход. Все настроены быстро убрать этот металлолом с городского пляжа", - отметил чиновник, пообещал ускорить тендер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ввоз в Украину битых машин из Америки могут запретить

МВД решили усложнить правила регистрации автомобилей из США.

Чтобы не пропустить все самое важное и интересное, подписывайтесь на нас в соцсетях

Политика

В ЦИК определились, где на Донбассе не будут проводиться местные выборы
В ЦИК определились, где на Донбассе не будут проводиться местные выборы 107 1

Список участков, на которых невозможно организовать голосование.

Шмыгаль рассказал историю происхождения своей фамилии
Шмыгаль рассказал историю происхождения своей фамилии 301

Премьер отметил, что в родном селе его предков фамилия была распространенной.

Шмыгаль раскритиковал Медведчука за поездку в Крым
Шмыгаль раскритиковал Медведчука за поездку в Крым 552 2

Также премьер рассказал о стратегии власти по возвращению полуострова.

Экономика

НБУ считает, что  Украина миновала дно кризиса. Но тут снизу постучали
НБУ считает, что Украина миновала дно кризиса. Но тут снизу постучали 199

Оценки темпов восстановления отечественной экономики разнятся, правительственный прогноз называют слишком оптимистичным.

Пять вопросов об обвинениях США в адрес Игоря Коломойского
Пять вопросов об обвинениях США в адрес Игоря Коломойского 975 1

"КП" в Украине" разбиралась в заокеанских неприятностях украинского миллиардера.

Суд не позволил рейдерам безосновательно арестовать имущество  Агроинвест Холдинга , – сообщение компании
Суд не позволил рейдерам безосновательно арестовать имущество "Агроинвест Холдинга", – сообщение компании 96

Исходя из данных дела, суд отказал в удовлетворении ходатайства прокурора об аресте имущества предприятий.

Общество

Анекдоты пр котов: 9 августа
Анекдоты пр котов: 9 августа 78

Смеемся месте с "КП в Украине".

Бойцы АТО: Подсолнух стал символом Иловайской трагедии уже давно
Бойцы АТО: Подсолнух стал символом Иловайской трагедии уже давно 191 1

В этом году 29 августа не пройдет как обычная суббота.

Мужчина с инвалидностью семь лет не может уйти из больницы. Нет паспорта
Мужчина с инвалидностью семь лет не может уйти из больницы. Нет паспорта [фото] 519

Чтобы восстановить утраченные документы, необходимо найти родных или знакомых этого человека.

Светская хроника и ТВ

Актриса сериала  Спіймати Кайдаша  сломала ногу
Актриса сериала "Спіймати Кайдаша" сломала ногу 191

Антонина Хижняк рассказала о своем самочувствии.

 София Ротару показала, как отпраздновала 73-летие в кругу семьи
София Ротару показала, как отпраздновала 73-летие в кругу семьи [фото] 1018 2

7 августа певица отметила день рождения в загородном доме под Киевом.

Королевская семья поделилась архивными снимками дочери Елизаветы II накануне ее 70-летия
Королевская семья поделилась архивными снимками дочери Елизаветы II накануне ее 70-летия [фото] 690 2

В этом году порядок празднования юбилея члена королевской семьи изменился из-за пандемии.

Спорт

Уволен главный тренер  Ювентуса
Уволен главный тренер "Ювентуса" 181

Девятое подряд Скудетто стало кульминацией в его карьере в туринском клубе.

Лига Чемпионов вернулась!  Манчестер Сити  выбил  Реал
Лига Чемпионов вернулась! "Манчестер Сити" выбил "Реал" 229

А "Ювентус", несмотря на все усилия Роналду, вылетел от "Лиона".

Умер баскетболист из Запорожья, впавший в кому после падения с велосипеда
Умер баскетболист из Запорожья, впавший в кому после падения с велосипеда [фото] 728 1

Сергей Мясоедов не приходил в сознание несколько месяцев.