Если раньше в Украину завозили много так называемых евроблях, то после проблем с их легализацией сейчас многие переключились на автомобили из США. В народе их ласково называют "битки". Это автомобили после ДТП, которые продают на специальных аукционах. После покупки их везут в Украину, проводят растаможку и сертификацию, после чего ремонтируют и продают здесь с наценкой в несколько тысяч долларов. Такие машины очень часто поступают в продажу дешевле аналогичных моделей из ЕС. Но в МВД решили существенно усложнить эту схему.
В МВД подготовили проект изменений в порядок регистрации б/у автомобилей, которые ввезены из-за рубежа. Сегодня зарегистрировать в Украине привезенное из США битое авто можно на основании "карточки об утилизации", которая заменяла техпаспорт. С принятием изменений эта опция исчезнет.
- Если норму примут, будет запрещена первая регистрация автобусов, изготовленных на шасси подержанных грузовых фургонов, - поясняют эксперты компании Autoconsulting. - Другими словами, легализовать переоборудованный в микроавтобус фургон станет проблематично. Во-вторых, станет более детальной проверка сертификатов, в том числе и по Реестру выданных сертификатов, а не просто предоставление копии такого сертификата. В-третьих, для подержанного транспорта теперь необходимо будет подавать и документы о его регистрации за границей, притом в переведенном виде. Но не простой перевод, а выполненный консульскими учреждениями Министерства иностранных дел Украины или официальными органами других государств путем проставления на документах апостиля (официально заверенный в Минюсте перевод. – Авт.). Таким образом, перегонщикам придется потратиться еще на перевод и апостилирование документов на автомобиль. А вот регистрация так называемых "битков" под утилизацию, которых в последнее время много везут в Украину из США, станет невозможной. Так как регистрации подлежат только автомобили с техпаспортом, а не со справкой об утилизации.
В МВД свое решение обосновано тем, что большинство “битков” получили в авариях серьезные повреждения и даже после восстановления могут нести угрозу другим участникам движения.
Эксперты же говорят, что в МВД не столько заботятся о безопасности украинцев, сколько отстаивают интересы продавцов новых автомобилей. Старший экономист CASE-Ukraine Владимир Дубровский говорит, что автомобили из США создают конкуренцию отечественным сборщикам российских авто и импортерам китайско-узбекских машин.
- Американские машины безопаснее европейских,и даже в поврежденном состоянии они не теряют своих свойств безопасности, - уверен Дубровский. - Плюс эта цепочка давала работу компаниям-посредникам, ремонтным компаниям, поступления в бюджет от растаможки. И главное - выигрывал конечный потребитель, который за очень умеренные деньги имел возможность приобрести качественное авто. А сейчас лоббисты ломают схему завоза импортных автомобилей чисто из эгоистических соображений. Это будут потери и для украинского бизнеса, и для потребителей.
По его словам, отметка "не подлежит регистрации в США", касается исключительно США, и не свидетельствует о плохом техническом состоянии авто.
- Многие машины приезжают с минимальными повреждениями и не представляют никакой опасности для нового владельца, - поясняет Дубровский. - Кроме того, все авто перед постановкой на учет проходят сертификацию. Их восстанавливают, проверяют соответствие стандартам и тогда выдают сертификат. Это еще один документ, который подтверждает безопасность эксплуатации. В противном случае следует признать, что сертификация на самом деле не выполняет никакой практической функции, и заменить ее на первичный технический осмотр.
По словам Владимира Дубровского, в случае, если постановление таки будет принято, автомобили из США подорожают из-за цены изготовления необходимого пакета документов и, возможно, будут импортироваться не напрямую, а через Грузию. То есть машина сначала будет регистрироваться там, а потом на основании грузинской регистрации попадет в Украину.
Возникают и правовые коллизии с тем, что автомобиль нельзя будет поставить на учет. Как говорит эксперт по правовым вопросам CASE Украина Андрей Саварец, указанным проектом создается норма, не предусмотрена законодательством.
- Складывается парадоксальная ситуация, когда таможенным законодательством не запрещается ввоз автомобилей после ДТП, а при постановке на учет может возникнуть запрет, - говорит Андрей Саварец. - Также вводятся дополнительные препятствия в виде необходимости предоставлять перевод регистрационных документов и проставление апостиля.
По его словам, в проекте также нечетко прописан пункт о том, по каким документам можно регистрировать авто в Украине.
- Учитывая, что в Соединенных Штатах есть несколько десятков сертификатов на регистрацию автомобилей, возникнут вопросы, какой именно из них нужен для подтверждения того, что ТС подлежит регистрации, - говорит юрист. - Такое неоднозначное толкование норм повысит коррупционные риски.
КОНКРЕТНО
Главное отличие американских и европейских авто – это их цена. В США из-за довольно высокой стоимости труда автомехаников не выгодно восстанавливать после ДТП разбитые машины. Как говорят специалисты, страховые компании выставляют такие авто на аукционы - и даже с учетом доставки, ремонта и легализации в Украине они оказываются на 20-30% дешевле европейских аналогов.
При этом покупателю чаще всего доступна вся история таких машин – зная ее вин-код (это уникальный номер, по которому можно идентифицировать авто), можно посмотреть историю всех ее повреждений и ремонтов.
Некоторые модели, которые автоконцерны производят для европейского, японского и американского рынка, могут существенно отличаться, а другие же не будут иметь практически никаких отличий, кроме задней оптики – у американских авто сигналы "поворотников" красного цвета, а у европейских авто они желтые. Формально при сертификации авто в Украине задние фонари должны быть заменены, но, как показывает практика, многие авто продолжают ездить с красной заокеанской оптикой.
Как говорят эксперты, в рамках одной модели у авто для ЕС и США может существенно отличаться электроника, обвес кузова, бампер, накладки, стекла и т.п. Могут отличаться версии программного обеспечения блоков управления двигателем. Официальные станции сталкиваются с проблемами в диагностике таких авто. Еще один интересный момент: в американских авто отсутствуют некоторые частоты в привычном нам FM-диапазоне.
Сейчас на украинском рынке достаточно компаний, которые занимаются адаптацией американских авто под отечественные стандарты – решают проблемы с радио, переводят мили в километры и т.п. Особых проблем с запчастями на популярные модели тоже уже нет. Это раньше приходилось ждать детали неделями или месяцами, сейчас же все можно довольно быстро найти на складах в Украине.
Чтобы не обжечься на покупке американского авто, эксперты советуют не покупать машины, которые имеют статус утопленников. В этом случае могут возникать проблемы с электроникой. Еще одной проблемой называют тот факт, что после аварии подушки безопасности срабатывают, а при ремонте автомобиля в Украине их могут "забыть" установить из-за их относительно высокой стоимости. В этом случае при повторном ДТП у вас будет меньше шансов сохранить свою жизнь и здоровье.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Фото: prontopro.it