До 26 апреля, когда объявят победителей "Оскара", у нас осталось чуть больше месяца. За это время вполне можно успеть посмотреть хотя бы основных претендентов кинопремии.
Мы не будем разбирать все номинации, сосредоточимся лишь на категориях "Лучший фильм" и "Лучший анимационный фильм".
КИНО
За победу в категории "Лучший фильм" поборются 8 картин, Кинокритики уже сегодня называют фаворитов, у которых больше всего шансов на заветную золотую статуэтку. Тем не менее, иногда ни критикам, ни зрителям и в голову не может прийти, что "Оскара" присудят не самому главному фавориту.
"Манк"
Больше всего номинаций - 10 - у черно-белой картины режиссера Дэвида Финчера "Манк". Это довольно мрачный неонуар о судьбе Германа Манкевича, по прозвищу Манк, нью-йоркского драматурга и театрального критика. Он переезжает в качестве сценариста в Голливуд, кое-какая работа есть, но в общем-то ничего выдающегося. Отсутствие достижений, неумение общаться с окружающими, конфликты с боссами киностудий Манк заливает алкоголем.
Однажды он попадает в аварию, что вылилось для него в многочисленные переломы. Так как двигаться Манк все равно не может, то сидит в уединенном домике и пишет сценарий. Это больше похоже на заточение, ведь продюсер и режиссер требуют от него закончить работу за три, а еще лучше за два месяца. Постоянно погружаясь во флешбеки и вспоминая тех руководителей, с кем поругался, Манк в итоге переносит их характеры в сценарий. Так рождается "Гражданин Кейн" - один из самых великих фильмов в мире. Кстати, неплохо было бы посмотреть и самого "Гражданина Кейна" перед просмотром "Манка". Хоть работа Дэвида Финчера и самодостаточна, но все же здесь много отсылов на киноклассику. Впрочем, как и на многих других персонажей и событий. В целом – это история золотого века Голливуда – не всегда приятная изнанка сказки, которую мы видим на экране.
Помимо номинации "За лучшую режиссуру", фильм номинирован и за работу актеров – "Лучшая мужская роль первого плана" - Гари Олдмен и "Лучшая женская роль второго плана" - Аманда Сайфред.
Почему рекомендуем: потому что "Гражданин Кейн" вошел в золотой фонд кино, потому что показана изнанка Голливуда, ну и ради Гари Олдмена.
"Земля кочевников"
Еще один фаворит у букмекеров. Фильм собрал шесть номинаций в самых важных категориях. Помимо фильма, за режиссуру, сценарий, монтаж (и все это один человек – Хлоя Чжао), операторская работа и "Лучшая женская роль первого плана" (Фрэнсис Макдорманд, у которой уже есть два аналогичных "Оскара" - за "Три билборда на границе Эббинга, Миссури" и "Фарго"). К слову, эта работа Хлои Чжао, прославившейся сьемками независимого кино, победила сразу на двух фестивалях в Венеции и Торонто, получила "Золотой глобус" за режиссуру и драму.
Фильм - довольно медитативная картина об американцах, по тем или иным причинам отказавшихся от оседлой жизни и путешествующих по всей стране, перебиваясь случайными заработками. Главная героиня - Ферн, потеряв мужа и работу, грузит свои пожитки в фургон и в 60 лет отправляется колесить из штата в штат, встречаясь с другими современными кочевниками, познавая их философию жизни и обретая внутреннюю свободу.
А еще это очень красивое кино – с завораживающими пейзажами, закатами среди гор и посреди поля, словно подчеркивающих то, насколько мал человек перед природой и насколько он одинок в этом мире.
Почему рекомендуем: из-за неподражаемой игры Фрэнсис Макдорманд, из-за актуальности темы – вам не кажется порой, что наступил конец цивилизации? А также из-за того, что это нежная и благородная картина о том, как дорога позволяет оставаться тебе свободной.
"Минари"
У картины режиссера и сценариста Ли Айзека Чуна также 6 номинаций. В одной стороны, азиатская тема сейчас на пике популярности в Голливуде – вспомнить только, что в прошлом году в категории "Лучший фильм" заняла работа южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо "Паразиты". А учитывая, что через пару-тройку лет в силу вступают новые правила "Оскара" о расе, гендере и инклюзивности, то понятно, что в Голливуде уже активно работают в этом направлении. Собственно, "Минари", получивший приз на самом главном фестивале независимого кино в США "Сандэнс", это душевная семейная драма (в которой много юмористических моментов) о погоне за так называемой "американской мечтой".
Иммигранты из Южной Кореи, муж с женой и маленькими детьми, переезжают в американскую глубинку, где хотят построить ферму и стать успешными членами общества. Затем к ним переезжает бабушка, которая становится настоящей поддержкой молодой семьи, столкнувшейся с многочисленными трудностями.
Почему рекомендуем: Южная Корея нынче в моде во всех отраслях, а так как одна из главных тем - семейные ценности, то подходит для семейного же просмотра. А также очень забавная бабка в исполнении Юн Ё-джон.
"Отец"
Режиссерский дебют французского писателя Флориана Зеллера – сентиментальная и драматическая история старика, одиноко живущего в своей квартире. И-за того что у него деменция, его дочь не может оставлять отца без присмотра и хочет найти ему сиделку. Но отец упрямо отказывается от всех вариантов, а пока переезжает в квартиру к дочке. Но дочери нужно переехать в Париж, и поиски сиделки ведутся с утроенной силой.
Это картина об угасании проницательного и бодрого человека и о чувствах тех, кто вынужден сосуществовать с близким, впадающим в старческое слабоумие. И редкие проблески сознания лишь подчеркивают драматизм общей ситуации.
Фильм снят по нашумевшей одноименной пьесе, которая уже 8 лет не сходит с театральных подмостков, а потому и выглядит практически как спектакль, в котором главный акцент ставится на игре актеров. Поэтому своим успехом "Отец", едва ли не в первую очередь, обязан блестящим исполнителям главных ролей – Энтони Хопкинсу и Оливии Колман. К слову, 83-летний Хопкинс стал самым пожилым актером, который получил номинацию за "Лучшую роль первого плана" (у него уже есть один такой "Оскар" за "Молчание ягнят"), а Оливия Колман ("Оскар" за фильм "Фаворитка") поборется за лучшую роль второго плана.
Почему рекомендуем: трогательная и понятная каждому история о страданиях близких, исполненная на высочайшем актерском уровне.
"Девушка, подающая надежды"
И у режиссера-дебютантки в большом кино Эмеральд Феннел, и у исполнительницы главной роли Кэри Маллиган есть шанс получить индивидуальные премии, помимо награды за лучший фильм. Черная комедия, выходившая в украинском прокате под названием "Перспективна дівчина", собрала пять номинаций на главную кинопремию. История девушки, чью жизнь сломал случай в колледже. И теперь, вместо того чтобы стать врачом, она работает официанткой, а по вечерам ходит по барам и прикидывается сильно пьяной. Каждый раз находится мужчина, который готов помочь красотке добраться домой, а вместо этого пытается воспользоваться ситуацией для удовлетворения своих нужд. И такое преступление против женщины не останется без наказания. В общем, модный феминистский триллер, который, впрочем, оставляет после себя много вопросов.
Почему рекомендуем: в частности из-за Кэри Маллиган в эротическом костюме медсестрички, а также для того, чтобы мужчины задумались о последствиях своих поступков, а женщины не боялись открыто говорить о случившемся.
А ОСТАЛЬНЫЕ ТРИ?
Как нам кажется, украинскому зрителю не то чтобы было трудно понять эти картины, но они нам не очень близки по культурному бэкграунду, хотя, безусловно, раз номинировали – то достойны внимания. История практически библейского предательства в картине "Иуда и черный мессия" - особо громко звучит на фоне движения BLM. Фильм расскажет о лидере партии "Черные пантеры" Фреда Гемптона и об Уильяме О’Ниле, который проник в организацию, чтобы стать информатором ФБР. В итоге О’Нил сблизился с Гемптоном, а затем предал его.
Точно так же на не понятных нам реалиях построена и судебная драма "Суд над чикагской семеркой" Аарона Соркина, основанная на реальном процессе над семью активистами, обвиняемых в организации беспорядков – протестом против войны во Вьетнаме. Судебный процесс длился 2 года – с 1968-го по 1970-й. И с одной стороны – вроде как понятные человеческие истории, но с другой - довольно глубоко затронуты и особенности юридической системы США, и политические события полувековой давности – явно не очень наша тема.
В "Звуке металла" затронута тема инклюзивности. Теряющий слух барабанщик Рубен (в исполнении Риза Ахмеда) решает переселиться в центр помощи глухим, чтобы научиться существовать в полной тишине. Но смириться с потерей слуха для рок-музыканта не так и просто, и фильм превращается в пронзительную инди-драму о принятии мира без звуков.
КСТАТИ
Настоятельно рекомендуем посмотреть драму "Еще по одной", вошедшую в номинацию "Лучший фильм на иностранном языке", а режиссер картины датчанин Томас Винтерберг – еще и в номинацию за лучшую режиссуру.
Вот тут понятная нам история – четверо мужчин с кризисом среднего возраста решают проверить на себе научную теорию о том, что наличие 5 промилле алкоголя в крови делают человека лучше. Поначалу все идет согласно теории…
И если вы до сих пор не видели этот фильм, который еще в конце прошлого года показывали в кинотеатрах, то не откладывайте.
Почему рекомендуем: пить вредно, но наблюдать за выпившими очень интересно. Кроме того, в главной роли – Мадс Миккельсен.
МУЛЬТФИЛЬМЫ
Что хорошо в современных анимационных фильмах, так это то, что их стали снимать с учетом интересов взрослой аудитории. И некоторые из этих мультфильмов заходят папам и мамам куда больше, чем их детям. В этом году в категории "Лучший анимационный фильм" - 5 претендентов. И фаворитом среди них называют "Душу" и "Вперед".
"Душа"
Мультфильм режиссера Пита Доктера, снявшего "Корпорацию монстров", "Головоломку", "Вверх", снова исследует неожиданную в детских произведениях тему смерти. Главный герой – Джо Гарднер не хочет работать учителем музыки (а приходится!), а хочет блистать, как джазовый пианист. Однажды ему предлагают выступить в клубе, аккомпанируя знаменитой джазовой музыканту. На радостях Джо не смотрит себе под ноги, падает в канализационный люк и… погибает.
Его душа попадает в загробный мир, но сам музыкант не намерен с этим мириться и всеми силами пытается вырваться обратно. Но, чтобы вернуться, ему, для начала, придется объяснить еще нерожденной Душе 22, почему вообще нужно рождаться в человеческом мире.
Почему стоит смотреть: как всегда, в мультфильмах от Pixar будет и смешно, и грустно, и поучительно, а еще придется ответить самому себе на ряд не всегда приятных вопросов. Ведь это история – о поисках смысла жизни. И герои мультфильма, и зритель в конце столкнутся с весьма неожиданным выводом. И да, Бога там нет.
"Вперед"
В современном мире магия практически исчезла, и волшебные существа вынуждены вести человеческий образ жизни. Но двум подросткам, братьям-эльфам Иэну и Барли, не хочется такой прозаической жизни. И вот на 16-летие Иэн получает в подарок магическое заклинание, которое должно вернуть на один день давно умершего отца. Но что-то пошло не так и воскресла только нижняя половина папы. Вместе с этой половинкой братья отправляются в путешествие на поиски волшебства, позволяющего вернуть и вторую часть отца.
Вышедшей еще до самого первого карантина совместной работе студий Pixar и Disney уже в начале прошлого года пророчили номинацию на "Оскар". В сравнении с вышеупомянутой "Душой", здесь больше волшебной сказки, чем психологической истории, и больше рассчитано все же на детей или на взрослых, которые считают, что мультфильмы - это детское зрелище.
Тем не менее, тема семейных ценностей все еще высоко котируется в Голливуде, а потому киноакадемики не пройдут мимо истории о двух братьях, которые пытаются найти общий язык и выполнить завещание отца.
"Легенда о волках"
Семья англичан – отец Гудфеллоу и его дочка Робин - приезжают в Ирландию, чтобы по заданию властей уничтожить там волколаков, нападающих на лесорубов. А волколаки, между прочим, те же люди, которые лишь во сне, то есть не по злому умыслу, превращаются в волков. Несмотря на запрет отца, Робин пробирается в лес и знакомится с девочкой Мейв - из рода волколаков. Вскоре и сама Робин поймет, что такое магия оборотней и что за тайны скрыты в ирландских лесах. И, конечно, будет искать ответ на вопрос – кто больше звери: волколаки или люди, задумавшие их уничтожить?
Анимационные фильмы от Pixar и Disney хоть и крутые, но все же довольно предсказуемые даже в своей необычности и в заигрывании со взрослой аудиторией. А вот ирландский мультфильм, основанный на местных поверьях, – это нечто совершенно другое и, возможно, стоит обратить на него внимание. Это любимый нынче героический youngadult, зрелище для подростков и для тех, кто в душе остался таким же бескомпромиссным. Ну а если уйти совсем глубоко – то тут есть еще и пласт противостояния христианства и язычничества, англичан и ирландцев, а также осознание подростками своего места в мире взрослых.
Почему стоит смотреть: очень волшебная сказка, которая помогает поверить в невозможное. Настоящая Рождественская история (пусть даже посмотрите вы ее весной).
НА ЗАКУСКУ
Два оставшихся анимационных фильма - китайский "Путешествие на Луну" ( о девочке, которая строит ракету и собирается улететь в космос, чтобы доказать отцу существование Богини Луны" и британский "Барашек Шон: Фермагеддон" (знаменитый барашек встречает инопланетянку, потерпевшую крушение, и вместе с другими овцами помогает ей вернуться домой) – скорее на любителя. Хотя фанаты Шона обрадуются новым приключениям хитрого Барашка, пусть даже за полтора часа герои не скажут ни слова.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ