Звезда "Большой перемены" заболела шизофренией, а Павел из "Спортлото-82" сразу после съемок стал инвалидом

Как сложились судьбы актеров, которых зритель навсегда запомнил благодаря одной-двум ролям в советском кино.

Кадр из фильма

Наталья Богунова ("Большая перемена", 1973)

1973 год стал для 25-летней Натальи Богуновой звездным: тогда она сыграла Светлану Афанасьевну, самую обаятельную и привлекательную героиню "Большой перемены". И тогда же сыграла свою последнюю главную роль в кино - в сказке "Умные вещи". Потом карьера не сложилась. Впрочем, она много лет играла в театре. Из театра ее впервые и увезли в психиатрическую больницу. Рассказывают, что ей поставили диагноз "шизофрения". В больницу она потом ложилась неоднократно. Своим коллегам-актрисам жаловалась: "Ты не представляешь, у меня такие странные вещи происходят: когда я ухожу из дома, кто-то входит в квартиру. У меня все время убывают пудра, духи. Ты мне должна сказать: куда мне с этим обращаться? В милиции никто не слушает".

Первым ее мужем был будущий режиссер Александр Стефанович, но этот юношеский, студенческий брак довольно быстро распался, а потом Богунова замуж так и не вышла. В 2010 году при неясных обстоятельствах погибла, выпав из окна, ее мать. Состояние Богуновой после этого ухудшилось. В 2016 году она в одиночестве поехала отдыхать на Крит и там скончалась от инфаркта.

Альгис Арлаускас, Светлана Аманова и Денис Кмит ("Спортлото-82", 1982)

Комедия Леонида Гайдая в 1982 году стала лидером проката, ее посмотрели 55 млн человек. Но ни один из исполнителей главных ролей не стал так же популярен, как Александр Демьяненко после роли Шурика или Наталья Варлей после роли "кавказской пленницы".

Альгис Арлаускас (чей герой Костя, в сущности, был вариантом Шурика, только темноволосым) снимался в советском кино совсем немного. Подростком он играл в "Юнге Северного флота", исполнил роль второго плана в телефильме "Берегите женщин" (и женился на красавице Марине Шиманской, игравшей там главную роль)... А в начале 90-х уехал в Испанию. Дело в том, что по национальности он наполовину литовец, а наполовину испанец - мать приехала в СССР в числе испанских детей, которых вывезли в 30-е, во время гражданской войны в стране. И, как говорил Арлаускас в интервью "Экспресс газете", "в семье всегда была цель рано или поздно вернуться на ее родину". Вместе с Шиманской они открыли актерскую школу в Бильбао, в 2016 году развелись, но продолжили работать вместе. Сейчас Арлаускас периодически играет в испанских сериалах и снимает фильмы как режиссер.

У Светланы Амановой, которая была студенткой четвертого курса, когда ее выбрал на главную роль Гайдай, актерская судьба на родине сложилась успешнее. Однако главным в ее жизни стало не кино, а Малый театр. В интервью "Экспресс газете" она вспоминала: "Когда меня приняли в труппу, поначалу у меня было много вводов в спектакли. Я не верила своему счастью, что выхожу на сцену с великими мастерами - Царевым, Ильинским, Нифонтовой, Самойловым. На меня ставили спектакли, со мной хотели работать режиссеры. И когда возникали предложения сниматься с длительными экспедициями, я не могла себе этого позволить, боялась потерять роли в театре". В кино она снималась эпизодически: например, в начале 90-х неожиданно вышел на связь Михаил Кокшенов, снимавшийся с ней в "Спортлото-82", и предложил роль в комедии "Русский бизнес". Еще были роли в сериалах ("Бедная Настя", "Спас под березами", "Маргоша", недавняя "Анна Каренина" Карена Шахназарова...) 

А вот у Дениса Кмита, сыгравшего Павла, судьба сложилась трагически. Вскоре после съемок он получил тяжелую травму позвоночника, сорвавшись со второго этажа, и стал инвалидом, прикованным к креслу-каталке. Он занимался живописью, бизнесом, писал стихи, сценарии. В кино после травмы снялся только дважды. И скончался летом 2019 года.

Кумирами молодые исполнители главных ролей не стали, хотя фильм был сверхпопулярным. Слева направо: Альгис Арлаускас, Бронислав Брондуков, Светлана Аманова и Денис Кмит. Фото: Кадр из фильма

Игорь Кеблушек ("Принцесса цирка", 1982)

Вообще-то Светлана Дружинина собиралась пригласить на роль Мистера Икс в экранизации оперетты Имре Кальмана артиста балета Мариса Лиепу. Пришла в Большой театр на балет "Спартак" с его участием. Во время антракта пошла в буфет - и заметила в очереди красивого парня. "Она прохаживалась вокруг и внимательно меня рассматривала. Было сложно не реагировать на ее пронзительный взгляд", - вспоминал потом артист. В конце концов Дружинина заговорила с ним и предложила прийти на пробы.

Оказалось, парня зовут Игорь Кеблушек, по национальности он наполовину словак, наполовину русский - его родители познакомились в МГИМО. И там же он учится сейчас сам на дипломата. Детство он провел в Чехословакии, об актерской карьере никогда не мечтал, но готов рискнуть. (Игорь потом для верности посоветовался с отцом - тот сказал: "Не каждый актер может быть дипломатом, зато каждый дипломат должен быть актером!") На пробах ему пришлось целоваться с красивой девушкой - ему понравилось... Правда, говорят, Дружининой пришлось сражаться за Игоря, аки львице: на "Мосфильме" очень сомневались, что никому не известный непрофессионал сможет вытянуть фильм. Режиссер придумала легенду, что он прибалт - потому что если бы стало известно, что Игорь ко всему прочему еще и иностранец, его бы точно не утвердили.

Сниматься было трудно, потому что параллельно Игорь сдавал экзамены за четвертый курс. И возиться с непрофессионалом Дружининой пришлось, конечно, больше, чем с выпускником театрального училища или ВГИКа. Говорит в фильме за него другой актер, поет другой, трюки исполняет третий. Но цели своей режиссер добилась: зрительницы, увидев Кеблушека на экране, просто обезумели от восторга. Фанатки не давали прохода Игорю - ему пришлось, как он говорил в интервью, "сбежать из общежития", чтобы подготовиться к госэкзаменам. Ну а потом он вернулся в Прагу, где фильм Дружининой никто не видел, - и стал работать по специальности. Сейчас живет вполне счастливо - женат, отец троих детей.

Но в СССР его долго не могли забыть: в 1989 году, через много лет после выхода "Принцессы цирка", Кеблушек все еще входил, согласно опросу "Советского экрана", в список самых популярных советских актеров! Да и сейчас в интернете есть неофициальный сайт, где собрана куча его интервью разных лет.

После съемок актер уехал жить в Прагу. Фото: Кадр из фильма

Елена Метелкина ("Через тернии к звездам", 1981)

Роль, которая прославила Елену Метелкину  - бритая наголо инопланетянка Нийя в фантастическом фильме Ричарда Викторова, автора "Москва - Кассиопея" и "Отроков во Вселенной". Через несколько лет она сыграла еще одну "нездешнюю" женщину - сотрудницу Института времени Полину, на несколько минут прибывающую в 1984 год из 2084-го в последней серии "Гостьи из будущего". Елена не была профессиональной актрисой: после школы она сначала работала библиотекарем, а потом манекенщицей - показывала одежду в ГУМе, фотографировалась для модных журналов. Именно там ее фотографию и увидели ассистенты Викторова, уже сбившиеся с ног в поисках актрисы с "инопланетной" внешностью . Елена же с ее огромными глазами подошла идеально.

В 90-е она устроилась секретаршей к бизнесмену Ивану Кивелиди, которого в 1995 году убили, обработав телефонную трубку ядом. Другая секретарша Кивелиди тоже погибла от яда, а Метелкина спаслась, потому что в этот момент ее не было на работе. Потом она говорила, что ее Бог уберег.

Сейчас ей 67 лет, у нее есть 35-летний сын.

"Инопланетянку" Елену киношники нашли по фото. Фото: Кадр из фильма

Лина Бракните  ("Три толстяка", 1966)

Впервые девочка из Литвы появилась на экране в 11 лет в фильме "Девочка и эхо" по рассказу Юрия Нагибина. Сейчас ленту почти не помнят, но в 1964-м она собрала вполне приличную аудиторию - больше шести миллионов зрителей. И вскоре Бракните была выбрана на роль Суок в экранизации сказки Олеши "Три толстяка" из сотни претенденток.

Съемки оказались довольно сложными. В частности, потому, что кукла-двойник, изготовленная для "Толстяков", оказалась не очень удачной, и Лине пришлось изображать механическое создание самостоятельно. Труднее всего давался немигающий взгляд - девочке заклеивали веки, чтобы она не моргала по 15 - 30 минут. Слава к Бракните пришла незамедлительно - фокус в том, что девушка не особо ее жаждала. Впереди у нее были фильм "Дубравка" и пара проходных лент. И все. В 20 лет она покинула кинематограф. Говорила, что просто пресытилась профессией. 

"Честно говорю: есть люди, которые с рождения мечтают стать актерами. Я же никогда не хотела. Ну в детстве с подружкой рассматривали киножурналы... В общем, как все девчонки. А к выпускному классу решила: в кино не останусь, хотя предложений было много... Поступила на исторический факультет Вильнюсского университета. Вышла замуж студенткой за студента, родила дочь и... 20 лет проработала библиотекарем в Институте истории", - вспоминала она в интервью. Сейчас она живет в Литве (ее фамилия теперь Пакнене).

Знаменитая Суок предпочла стать библиотекарем. Фото: Кадр из фильма

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тайны советского кино: "Бриллиантовая рука" была неслыханной наглостью