Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Любовь Юрия Олеши: девочка-кукла Суок, разбивающая сердца

Любовь Юрия Олеши: девочка-кукла Суок, разбивающая сердца

Дружочек, в котором "вся жизнь"

Историю о ловком канатоходце Тибуле, смелой и дерзкой девочке-кукле Суок, добром докторе Гаспаре и о тиранах-правителях - трех толстяках, которая была написана в 1924 году, знали все советские дети. Здесь и крутые повороты сюжета, и заманчивое "вдруг" едва ли не на каждой странице, трюки, погони и торжество Добра над Злом. И конечно же, полюбившиеся с первых строк главные герои с причудливыми именами, особое место среди которых занимала девочка-кукла по имени Суок. На придуманном Олешей "языке обездоленных" Суок означает "вся жизнь". И это неспроста: необычное имя на самом деле было фамилией девушки, которую писатель любил до конца своих дней.

С 16-летней Серафимой Суок молодой литератор познакомился в Одессе. Младшая из трех дочерей австрийского эмигранта, учителя музыки Густава Суока, не была классической красавицей, но живость, природное обаяние, грация и любовь ко всему сущему лучились в этой милой девушке. 20-летний Олеша влюбился безоглядно. Он называл ее "мой дружочек" - и именно так зовет в "Трех толстяках" гимнаст Тибул девочку Суок.

Скоро 17-летняя Сима стала жить вместе с Юрием. Однако их счастье с Ключиком, как называла писателя Суок, было недолгим. Не вдаваясь в объяснения и выяснения, Серафима выходит замуж за бухгалтера по прозвищу Мак, с которым она познакомилась на одном из поэтических вечеров. Тот был очарован девушкой и предложил не только руку и сердце, но и продуктовые карточки, к которым имел неограниченный доступ. Время было голодное, как от такого можно было отказаться? Симочка, ничуть не смущаясь, ушла от писателя к бухгалтеру. 

Ветреную возлюбленную Олеше вернул его друг - писатель Валентин Катаев. Он пошел к бухгалтеру домой и, не обращая внимания на его возмущенное мычание, потребовал от Симы немедленно вернуться к Ключику. Девушка как будто только и ждала этого. Как вспоминал Катаев, она обратилась к мужу со следующими словами: "Ты меня извини, дорогой. Мне очень перед тобой неловко, но ты сам понимаешь, наша любовь была ошибкой. Я люблю Ключика и должна к нему вернуться". Затем она прошествовала в недра квартиры, вернулась с двумя свертками продуктов и попросила Мака не сердиться на нее. 

Счастье опять накрыло теплым облаком Олешу. Он заглядывал в глаза Симочке, с замиранием сердца спрашивал: "Ты ведь мой дружочек?" - и, получив вместо ответа поцелуй, блаженно улыбался. Об истории с Маком вспоминали как о забавном приключении. Какая измена, ну что вы! Девочке ведь всего 18 лет. 

Писатель всю жизнь боготворил свою музу. 

Две половинки его души

Впрочем, через несколько месяцев Сима снова ушла от Юры - на этот раз к поэту-акмеисту Владимиру Нарбуту, с которым уехала в Москву. Нарбут - брутальный, уверенный, очень взрослый, с героической биографией и хорошей зарплатой казался ей более подходящей кандидатурой в мужья. 

Это было второе предательство Симы, но Олеша по-прежнему хотел ее вернуть. Следом за беглянкой он поехал в Москву, несколько вечеров подряд стоял под окнами квартиры Нарбута и смотрел, как колышутся тени на занавесках. Улучив момент, когда поэт ушел из дома, он бросился к своему "дружочку": давай все вернем! Олеша привез ее к Катаеву, который к тому времени тоже переехал в Москву, плакал и просил больше не оставлять его. Серафима тоже плакала, соглашаясь, что совершила необдуманный поступок. Однако счастливое воссоединение нарушил Нарбут: он пришел к Катаеву и пригрозил, что застрелится, если Сима к нему не вернется. Так Суок ушла от Олеши в третий раз.

Через год женой писателя все же станет девушка с фамилией Суок, но не Серафима, а средняя сестра семейства - Ольга. Сима же навсегда останется занозой в его сердце. Писатель никогда не скрывал этого. "Вы две половинки моей души", - признавался он Ольге, говоря о ней и ее сестре. 

Светлый образ Симы Суок остался в воображении писателя, именно с него он лепил героиню сказки "Три толстяка" - знаменитую куклу наследника Тутти, которая, с одной стороны, добрая и смелая циркачка, а с другой - бездушная механическая кукла. Очевидно, что сам автор сказки был влюблен в девочку-куклу. Это, кстати, единственный персонаж книги, у которого есть внутренний диалог. 

Загадка самой Серафимы была сродни загадке девочки-куклы Суок. Никто никогда не знал, какая из сторон ее двойственной натуры проявит себя в следующий раз - разрушающая злая сущность либо вдохновляющая живость, внушающая надежду. Она никого не оставляла равнодушным - судя по сохранившимся письмам, воспоминаниям, произведениям, Сима Суок занимала умы и эмоционально трогала всех людей, так или иначе с ней столкнувшихся. 

…В 1936 году Владимира Нарбута арестовали. Сама Сима не пошла на Лубянку узнавать о его судьбе - вместо нее туда отправилась ее старшая сестра Лидия. Она же и попала за свое заступничество в лагеря на 17 лет. А про Серафиму НКВД благополучно забывает. 

Возлюбленная Олеши стала прототипом героини его сказки "Три толстяка" ­- ­девочки-куклы по имени Суок. В фильме, вышедшем по мотивам произведения, роль Суок исполнила Лина Бракните. Фото: https://slavikap.livejournal.com

Не заживающая до самой смерти рана

Следующим мужем Симочки становится писатель Николай Харджиев, слывший нелюдимым и сторонящимся женщин. По воспоминаниям современников, Сима воспользовалась этим браком в 1941 году как возможностью уехать из Москвы в эвакуацию. В эвакуации она устраивается стенографисткой к известному классику Виктору Шкловскому, который вскоре ради нее уходит из семьи.

Писатель Владимир Огнев рассказывал, как молодым пришел к Шкловским. "Хозяин диктовал что-то стенографистке. Вдруг он снял рубашку, брюки. Остался в длинных носках на резинках, трусах, и это ничуть стенографистку не удивило. Она подала Шкловскому белую рубашку и парадный костюм. Было понятно, что у них особые отношения".

В столовой гость столкнулся с дочерью Шкловского, и волна стыда накатила на молодого человека. Добротный и обжитый дом рушился прямо на его глазах. Через несколько лет Огнев присутствовал при разводе Шкловских. Разводились тогда только в суде и с публикацией объявления в газетах. Хоть Виктор Борисович был подавлен, но о своем поступке не жалел. "Жена говорила мне, что я гениальный, а Сима - что я кудрявый", - говорил писатель. 

В судьбе Юрия Олеши все три сестры Суок оставили памятные метки: Лидия была супругой его друга, поэта Эдуарда Багрицкого, Ольга в роли жены жертвенно разделила всю выпавшую на его долю неприкаянность, а Серафима... Писатель Валентин Катаев назовет Олешу "до конца дней ушибленным прошлой любовью". За всю свою жизнь Юрий Карлович не скажет о Серафиме ни единого грубого слова, а свою болезненную привязанность к ней назовет самым прекрасным, что когда-либо с ним случалось.

Другое дело - Валентин Катаев, который в своих мемуарах "Алмазный мой венец" выставит "дружочка" похотливой и ищущей выгоды дамой. К счастью, Олеша до этого дня не дожил, к концу жизни он спился и умер в возрасте 61 года. Симочка же, прочитав мемуары, расплакалась при свидетелях: "Какая я была счастливая в семнадцать лет... Как любил меня Юра!" Через 22 года после смерти Ключика "дружочка" похоронят недалеко от него, на том же Новодевичьем кладбище в Москве. 

Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в ФейсбукеИнстаграмеТвиттереТелеграме и YouTube.

Новости по теме: История литература