21 ноября
Загрузить еще

Законопроект о продуктах для детей: шаг к здоровью нации или очередной популизм

Законопроект о продуктах для детей: шаг к здоровью нации или очередной популизм
Фото: avitalchn с сайта Pixabay

23 сентября ВР рассмотрела и приняла за основу проект закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения качества пищевых продуктов, которые потребляются детьми». Звучит довольно оптимистично, ведь все мы понимаем, как важно для детей здоровое и качественное питание. Однако насладиться «победой» над пальмовым маслом в полной мере не дают несколько нюансов. Во-первых, многое из того, что собираются запретить в будущем, запрещено и сегодня. Во-вторых, некоторые законодательные «новинки», предусмотренные авторами документа, противоречат не только здравому смыслу, но и нормам ЕС.

О пестицидах и глютене

«Очень важным» назвала законопроект №5148 глава Госпродпотребслужбы Владислава Магалецкая.

«Позиция Госпродпотребслужбы и моя личная - надо поддержать!» - написала Магалецкая на своей странице в соцсети,  добавив, что это «шаг вперед по обеспечению безопасности питания детей в соответствии с последними мировыми тенденциями.

Что же в предлагаемых изменениях такого важного?

Законопроект, как уже понятно из его названия, предлагает внести изменения в целый ряд законов Украины. Например, его авторы говорят о запрете пальмового масла в молочных продуктах. Но дело в том, что и без этого нового документа в молочных продуктах было запрещено использование немолочных жиров, к которым, собственно, и относится «пальма». После грандиозных изменений законодателей в статью 6 Закона «О молоке и молочных продуктах» к уже существующему абзацу «В производстве традиционных молочных продуктов запрещается использовать жиры и белки немолочного происхождения» добавили слова «в том числе и пальмовое масло». Как нетрудно заметить, сути статьи это совершенно не поменяло.

В Закон «О детском питании» под раздачу попали не только гидрогенизированные растительные жиры, но и пестициды, а также почему-то глютен.

По поводу пестицидов у меня только одна реакция - изумление. А что, раньше их в детском питании использовали? Конечно, сторонники нормы могут сказать, что раньше пестициды не были запрещены и потому в теории могли использоваться. Но есть же здравый смысл. А если его все же нет, то, может, надо в перечень запрещенных в детском питании продуктов включить все известные яды?

Совершенно непонятно, чем не угодил авторам документа глютен. Ранее мы писали о том, что модное в последнее время безглютеновое питание по медицинским причинам показано менее чем 1% населения. При этом глютен является источником важных витаминов и микроэлементов: железа, фолиевой кислоты, цинка, витаминов группы B, D. Он содержит 18 аминокислот, способствует лучшему усвоению фосфора и кальция. А еще - это клетчатка, минимум жира и максимум протеина. Соответственно, чем тщательнее очистка рациона от глютена, тем выше риск получить дисбаланс витаминов и полезных веществ.

Принятый законопроект перечит некоторым нормам ЕС. Фото: ponce_photography с сайта pixabay

Принятый законопроект перечит некоторым нормам ЕС. Фото: ponce_photography с сайта pixabay

О гидрогенизации

Представители пищевых ассоциаций говорят о том, что закон в данной реакции не просто вредный, но еще и противоречит нормам ЕС.

Говоря о том, чем законодателям не угодила гидрогенизация, эксперт поясняет: она может давать повышенные показатели трансжиров. Но дело в том, что количество трансжиров в продукте уже и так ограничено и в ЕС, и в Украине. Согласно приказу МОЗ №1613 от 16.07.2020, допускается не более 2% трансжирных кислот (ТЖК) от общей массы жира в пищевом продукте. То есть сегодня производители, даже используя гидрогенизацию, по закону не должны превышать допустимую норму ТЖК. В таких условиях запрещать полностью технологию - это все равно что запретить кухонные ножи, потому что ими можно зарезать человека.

По словам эксперта, ограничивать надо не технологию переработки, а трансжирные кислоты. Но поскольку на сегодня они уже и так ограничены регламентом Минздрава, все сверхусилия авторов законопроекта по этому поводу являются напрасными. С другой стороны, если цель в том, чтобы перенести регулирование на уровень закона, в этом, конечно, ничего плохого нет.

О маркировке

Кроме того, продолжает Балдынюк, данный законопроект противоречит нормам ЕС в части маркировки, притом, что на сегодня украинская маркировка полностью гармонизирована с законодательством Евросоюза.

- Разработка требований к маркировке - процесс длительный и кропотливый, требующий предварительных исследований. Хорошо, что Украина не разрабатывала свои нормы и воспользовались готовыми нормами ЕС. Но, тем не менее, авторы документа пытаются изобрести «украинский велосипед», - поясняет президент «Укркондпрома».

Например, законопроектом предусмотрено, что при наличии в составе пищевого продукта гидрогенизированного масла в маркировке такого продукта надо обязательно указать, полностью или частично оно гидрогенизировано с указанием доли в процентах.

Но дело в том, что норма относительно указания технологического процесса получения растительного масла уже содержится в Законе Украины «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» в соответствии с Регламентом 1925/2006/ЕС. Гидрогенизированного масла может быть сколько угодно, главное - чтобы доля трансжиров не превышала 2% от массы жира. 

О шоколаде

В статью 32 Закона «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» предлагают внести изменения, которые запретят использовать гидрогенизированное пальмовое масло в кондитерских изделиях, в том числе из какао и шоколада. И это еще один спорный момент.

По словам Александра Балдынюка, непонятно, почему нельзя использовать пальмовое масло, но при этом у закона нет никаких претензий к маслу сол, маслу ши, корумовому маслу, которые также являются растительными жирами. Единственное объяснение здесь - это создание очередных стереотипов вокруг «пальмы», которая и без того представлена в самом негативном свете и буквально демонизирована.

- В Украине действует приказ Минагрополитики №157 от 13.04.2016 «Требования к продуктам из какао и шоколада (перевод Директивы 2000/36/ЕС), который разрешает добавлять растительные жиры. В частности, разрешается использовать пальмовое масло, произведенное по определенной технологии, исключающей процесс гидрогенизации. Это эквивалент какао-  масла, который, кстати, тоже является дорогим ингредиентом. Данная норма действует во всем мире, в том числе в рамках требований ВТО. Кроме того, смеси жиров могут использоваться в нешоколадной части шоколадного изделия, как и во всем мире. Обойтись в производстве без пальмового масла будет очень сложно хотя бы потому, что достаточного количества других жиров, которыми можно было бы заменить «пальму», в мире нет, - рассказывает эксперт.

Интересно, что эквивалентов какао-масла можно добавлять в шоколад не более 5% от общей массы, но при этом заменить ими минимально допустимый процент какао-масла нельзя. Более того, если в шоколад добавлены эквиваленты, это нужно указывать в списке ингредиентов большим шрифтом, чтобы эта информация сразу бросалась в глаза.

По словам Балдынюка, украинские шоколадники, как правило, эквиваленты в шоколаде не используют, а вот в Европе это встречается сплошь и рядом.

Вместо послесловия

В целом законопроект выглядит сырым. Одни его нормы просто повторяют то, что уже есть в украинском законодательстве, а другие грозят пищевикам серьезными проблемами.

Эксперты считают, что если закон будет принят в такой редакции, то часть пищевых производств просто остановятся, поскольку отказаться сегодня от основной технологии - гидрогенизации или, например, перейти полностью с маргарина на масло невозможно.

Сторонникам же всего самого лучшего и самого дорогого можно напомнить, что вся информация о составе продукта есть на этикетке. Так что потребитель самостоятельно выбирает определенную комбинацию ингредиентов, основываясь на своих предпочтениях и финансовых возможностях. И если потребители будут отдавать предпочтение, например, продуктам на сливочным масле, на них будет формироваться спрос и, соответственно, расти предложение.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: рынку сегодня нужны не дополнительные запреты, которые к тому же противоречат законодательству ЕС, а ответственность за злоупотребления нечестных производителей.

Вместе с тем, говорит глава ассоциации, на сегодня с разработчиками законопроекта достигнута договоренность, что его противоречивые положения будут доработаны ко второму чтению. Это позволит избежать негативных последствий и сделать закон полезным для общества.