"Частная военная компания"… "Поставки оружия из России"... "Профессиональная тренировочная база"… "150 обученных бойцов"… Такими фразами пестрит сообщения о том как спецназ СБУ штурмовал тренировочный полигон под Киевом. Ну и вишенка на торте - бывшему народному депутату Семену Семенченко и "внештатному агенту НАБУ" Евгению Шевченко вручили подозрения в "создании не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований".
Тем временем незаметными остались связанные с этим делом события на шахте "Краснолиманской" в Родинском Донецкой области, где СБУ задержало нескольких сотрудников охранной фирмы "Донкорп Украина", о чем написало издание
Чем примечательна эта фирма? В первую очередь тем, что как раз она прямо связана с частной военной корпорацией Donbas Battalion Corp (DBC Corp), созданной два года назад из ветеранов АТО. А непрямо – с первым командиром батальона "Донбасс" Семеном Семенченко.
Вот, кажется, и открылся секрет ЧВК, которую вменяют двум фигурантам громкого дела.
|
Впрочем, секрет, он как бы и не секрет. На своей странице в "Фейсбук" DBC Corp прямо называет "Донкорп" своей дочерней компанией, через которую международная корпорация осуществляет свою деятельность в Украине.
Корпорация Donbas Battalion Corp является официальной частной военной компанией - ЧВК. Формировалась в 2018 году, а летом 2019 получила регистрацию в США. Как сообщил на брифинге начальник ГУ СБУ в Киеве и Киевской области Олег Головаш, этим вопросом якобы лично занимался Семен Семенченко, но криминала в этом нет. Он в другом.
- Одним из руководителей DBC Corp является Анатолий Виногродский. Семенченко передал ему командование батальоном "Донбасс", когда сам сложил полномочия, - говорит бывший боец добробата. – Известно, что в батальоне произошел раскол, многие отвернулись от Семенченко, но не Виногродский. Они продолжали вести общий бизнес и после того, как Анатолий тоже ушел из батальона.
Наш собеседник говорит, что не знает, откуда взялись средства на создание международной военной корпорации, но предполагает, что это капитал Семенченко.
- Он поставил Виногродского руководить официальной компанией, а в Украине стал развивать свою фирму "Донкорп Украина" не только как охранный бизнес, но также как рекрутинговой центр и тренировочную базу для зарегистрированную в Америке ЧВК.
И это тоже не секрет. В январе 2020 года Анатолий Виногродский дал
Вот как описывает это места автор материала:
"Сам тренировочный лагерь - это почти гектар огороженной территории, расположен в лесу на частной земле, где размещены рядами: комплекс современных спальных двух- и шести местных модулей, такая же современная кухня-столовая, большой комплекс душ-санузел, конференц-зал, учебный класс, тренажерный зал под крышей, спорткомплекс и полоса препятствий в лесу…"
- Меня удивляет, почему Семенченко и Шевченко предъявили подозрения только в создании не предусмотренных законом военизированных формирований. Почему не добавили хотя бы незаконное хранение оружия? – задается вопросом бывший сотрудник спецслужбы Иван Ступак. – Напрашивается вывод, что оружие из базы не выносили, не продавали. Это действительно был тренировочный лагерь.
|
В апреле 2020 года на "Фейсбук" появилось такое
Экс-депутат Егор Соболев тоже
Евгений Шевченко, известный как экс-водитель Семенченко, а ныне – не тайный агент СБУ от охранной компании бывшего шефа открещивается. И на том самом полигоне, дескать, побывал только раз. По документам Шевченко действительно не имеет отношения к "Донкорп Украина", но ведь и Семен Семенченко – тоже.
В то же время Шевчнко не скрывает, и
- Однако, после нескольких месяцев предварительной работы, переговоров и встреч в Афганистане и в Ираке (в том числе в Посольстве США в городе Багдад) и заявлений Трампа о выводе контингента и уменьшение присутствия США в этих странах, вопрос о сотрудничестве стал неактуальным, - говорит Шевченко.
|
Это, собственно, мы о чем? Это, собственно, о том, что, если идея витает в воздухе, она хуже или лучше, тем или другим способом, но будет воплощена в жизнь. Частные военные компании, об этом уже писала "КП" в Украине" - это не армии по найму. Это комплекс консалтинговых услуг по вооруженной охране объектов, сопровождению, ремонту военной технике, инструктажу, разминированию и так далее.
ЧВК могут работать только за пределами страны, в которой созданы, им запрещено принимать участие в боевых действиях и революциях.
История, конечно, знает примеры, когда частные военные компании оказывались участниками вооруженных переворотов и ввязывались в войны. Но если есть закон, можно как минимум отделить зерна от плевел. Когда закона нет, грань между "не разрешено" и "не запрещено" слишком тонкая.
- Под эгидой охранных фирм сейчас происходят многие опасные вещи. И незаконный оборот оружия, и контрабанда, и рейдерство, и откровенный бандитизм, - говорит эксперт по безопасности Сергей Шабовта. – Выдачу лицензий никто не контролирует, система государственного надзора фактически разрушена. Если в 2013 году в Украине работало чуть больше 4 000 охранных фирм, то сейчас, когда мы потеряли часть территорий, это число перевалило за 6 500. Кому-то же это выгодно.
В Украине дважды предпринималась попытка принять
- Нет смысла принимать такой закон, пока в Украине нет закона об обороте оружия, - говорит Сергей Шабовта. – Частная военная компания – это вооруженное подразделение, которое должно быть вписано в общую систему. Я знаю, что были предложения создать для ЧВК какие-то отдельные арсеналы, но все это быстро превратиться в хаос и злоупотребления.
Автор первого проваленного законопроекта о частных военных компаниях Валерий Карпунцов считает, что палки в колеса вставляет Минобороны. Перспектива работать за границей всегда манит украинцев, и если ее открыть для бывших военных (лоббисты закона делают ударение на участниках АТО, которым тяжело реабилитироваться в мирной жизни), то ринутся и настоящие. Будет отток из действующей армии.
- Такие риски действительно есть. Но надо взвесить, где их больше, - говорит военный эксперт Олег Жданов. - У нас уже все уважающие себя олигархи имеют частные армии. И они победят, если государство потеряет шанс установить правила игры. Вы же посмотрите, эти полигоны везде – с оружием, с непонятно откуда приехавшими инструкторами. Полигон Семенченко, полигон "Марусины медведи", база Яроша под Днепром, "Карпатська Січ" имеет свои центры подготовки. Это надо как-то узаконивать, быстрее переводить в бизнес. Бороться – поздно, поезд уже ушел.
Эксперт допускает, что не все "полигоны" трансформируются в ЧВК. Это большие инвестиции и большой труд.
- Но часть выйдет на белый рынок. И давайте примем закон о вооруженной частной охране внутри страны, как это работает в развитых государствах, - считает Олег Жданов. – Пусть такие частники охраняют склады Минобороны. Может быть, те станут меньше гореть. У человека, вложившего деньги в дело, больше ответственности.
Кстати, "КП" в Украине" отыскала официальную украинскую
- Нам не нужен специальный закон. Мы официально зарегистрированы, являемся членами Международного кодекса поведения частных поставщиков охранных услуг. Работаем как в Украине, так и за рубежом, - сказал мужчина, поднявший трубку.
Но больше говорить отказался, сославший на интересы компании и клиентов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ