Президент МАУ Евгений Дыхне дал интервью после трагедии с самолетом в Иране. Беседу записывали в аэропорту "Борисполь" в тот день, когда Иран признал, что случайно сбил Боинг ракетой, приняв его за вражеский объект. Ведущий проекта "Зе Интервьюер" Анатолий Анатолич оговорил, что у него "
- У нас все летчики опытные, трудно кого-то выделить, но командир корабля у которого 12 тысяч часов налета, то есть это огромный опыт… Был инструктор на борту, второй пилот - тоже 9 тысяч часов почти. В экипаже был инструктор.
- Инструктор кроме того что он инструктор, еще и пилот. Он летает для того, чтобы поддерживать квалификацию и зарабатывать деньги. Пилоты хорошо зарабатывают, и их заработок зависит от налета часов, поэтому все инструкторы обязательно летают. Кроме того, они еще и обучают других.
- У каждого пилота или бортпроводника есть ощущение, что он мог точно также оказаться на этом самолете. Вы могли полететь туда, потому что нет закрепленного экипажа за конкретным рейсом. Мы боялись, что психологическое состоянии работников будет мешать им работать, но мы убеждаемся в обратном. Наоборот, появилось большое чувство ответственности за ту работу, которую они делают и большая сплоченность в коллективе. Более 6 тысяч сообщений о соболезнованиях нам пришло за три дня от простых людей.
- На работу аэропорта ("Борисполь") это не могло отразиться и не отразилось. Мы закрыли этот рейс, перестали летать в Тегеран. В тот же день к концу Госавиаслужба запретила полеты над территорией Ирана и Ирака. И мы на данный момент даже не рассматриваем варианта восстановить рейсы в Тегеран, потому что психологически это для нас такой барьер, который на данном этапе точно не рассматриваем перешагнуть.
- Мы понимаем, что то, что произошло с нашим бортом, это случайность, трагическая ошибка, стечение обстоятельств. И до нас взлетали самолеты в эту ночь и после, то есть эта была штатная работа аэропорта. Конечно, Иран должен отвечать за безопасность гражданских полетов, его воздушное пространство.
- Я почему-то ту ночь очень плохо спал, у меня телефон стоял на вибро-режиме и я в 5:45 (утра 8 января) услышал. Это был звонок моего коллеги, который возглавляет IT-департамент, ему позвонили коллеги из Америки, у которых был день и сообщили, что в CNN вышло срочное сообщение о катастрофе самолета МАУ в Тегеране. Мы все были в таком шоке, как такое может быть. Далее действовали по процедуре, которая никогда ранее не была задействована - за 27 лет это первая катастрофа нашего самолета.
Процедура описана, создается кризисный штаб, в первую очередь, и он был созван уже в 9:30 утра. Начался сбор информации, моделирование ситуации, что произошло. Особенно были непонятны для нас сообщения СМИ о том, что катастрофа произошла по причине отказа одного двигателя, тогда как мы знаем, что наши пилоты не один раз - особенно такие опытные - в случае отказа возвращались в аэропорт с более дальних позиций. Мы должны были все проверить, конечно, проверили, что борт абсолютно новый, последние технические работы были проведены 6 января.
Второе, в той ситуации, в которой находился борт, ошибка экипажа исключена, потому что он не так много решений принимает: о взлете, набор высоты, трасса проложена самим аэропортом Тегерана. На пресс-конференции мы показывали, что для нас это типичный маршрут. Все западные компании в направлении Европы летают таким же точно маршрутом. Поэтому внешний фактор мы рассматривали с самого первого дня, но информации о том, что борт сбит, не было.
- Надо разделить, что Боинги 737-800, 737-900 это машина новой генерации, которая путем совершенствования переросла в MAX, но это самая распространенная, считается в мире самая надежная модель самолета, очень популярная и их нельзя приравнивать к "максам". Мы имеем в "Борисполе" сертифицированный Боингом технический сервис обслуживания, единственная в Украине компания, которая имеет собственный центр сервисного обслуживания. Нельзя сравнивать техническое состояние самолета и автомобиля, как говорят в Одессе, это две большие разницы. Техническое состояние самолета определяется ресурсом, это значит, что независимо от того, стоит самолет или летает, агрегаты меняются.
- С родными экипажа встретились в первый же день. В первый день ни о чем не говорили, по очереди плакали, ни я не знал, как можно высказать участие, ни они не были в состоянии. На второй день начали обсуждать вопросы, отвечать на их вопросы, как им теперь быть. У кого-то автомобиль остался в аэропорту… У людей столько вопросов, никто же не готовится, когда сыну 34 года...
- Нам важно объективное расследование. То, что прозвучало - это политические заявления, а не юридический документ. Вопрос закрывается, когда будут итоги комиссии, расшифрованы черные ящики. Точное понимание (что самолет сбили) появилось за сутки до появления информации. Мы обратились в МИД с просьбой подключить европейские комиссии, боялись, что авторитета нашей группы не хватит, и будут фальсификации. Я и сегодня на 100 процентов не уверен, что заявление (иранского) генерала будет точкой в этом вопросе.
- Я эмоциональный человек и такого как сейчас не переживал. У меня иногда такое ощущение, что мы в фильме, что это не про нас, что мы должны быть в зрительном зале, а не участниками этого процесса, ощущение нереальности. Я не ощущал такого психологического стресса даже, когда провожал своего отца в последний путь. Потому что для меня это было логично и понятно, и я не видел в этом несправедливости. Ему было 82 года, он прожил жизнь. У меня эти чувства граничат со злобой. Это беспрецедентная чья-то халатность, какие-то игры в войнушки.
Евгений Дыхне – уроженец Черновцов, окончил Национальный авиационный университет в Киеве. Пост президента авиакомпании МАУ занимает с середины сентября 2019 года. До этого был первым заместителем директора "Борисполя", а также исполнял обязанности главы аэропорта.