Ежемесячно украинскому бюджету не хватает «на жизнь» около 5 млрд долларов. Этот дефицит надо чем-то покрывать. И если в начале войны большие надежды возлагались на помощь Запада, то спустя почти четыре месяца войны становится очевидно, что придется как-то выкручиваться самим.
Из этих исходных данных и возникают дискуссионные инициативы высших чиновников страны вернуть налоги на довоенный уровень, искоренить теневую экономику и «включить печатный станок».
Как мы уже писали ранее, основным инициатором всех «400 сравнительно честных способов» наполнения бюджета является глава налогового комитета ВР Даниил Гетманцев. По понятным причинам, его идеи оказываются, мягко говоря, непопулярными и часто встречают в экспертном сообществе жесткую критику, не говоря о простых гражданах, которым затягивать пояса уже просто некуда.
На днях в ВР было зарегистрировано очередное «детище» главы комитета – законопроект №7465, который предлагает законодательно закрепить право НБУ «принимать участие в финансовом обеспечении мер правового режима военного положения».
«Указанное полномочие предоставит Нацбанку возможность в условиях военного положения быстро принимать необходимые меры, в частности, перечислять средства в Госбюджет Украины, что обеспечит финансирование мер обороны государства в условиях войны, - говорится в пояснительной записке к документу. - Это касается финансирования госбюджета путем покупки облигаций внутреннего госзайма».
Переводя с канцелярского языка на более понятный, эксперты пояснили: сейчас решение о покупке облигаций у Минфина НБУ принимает самостоятельно, но после принятия закона выбора у него не останется – регулятор будет обязан их покупать. А это, в свою очередь, чревато «включением печатного станка» на полную мощность.
Интересно, что экономисты пока не склонны делать апокалиптические прогнозы, поскольку не видят, что документ что-то меняет радикально.
В частности, аналитик Даниил Монин в беседе с «КП в Украине» отметил, что пояснительная записка законопроекта не соответствует изменениям, которые представлены в сравнительных таблицах. Поэтому понять, что конкретно авторы документа имели в виду, очень трудно.
- Если судить по сравнительной таблице, это больше технический документ, где про печать гривны ничего нет, - говорит Монин. – Хотя, судя по пояснительной записке, такие намерения есть, просто в таблицах не так прописали.
В свою очередь, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает, что в теории Нацбанк и сейчас может делать эмиссию без ограничений. А данный законопроект нужен для того, чтобы упростить запуск эмиссии, когда это нужно, без лишней бумажной волокиты.
- Сегодня мы видим, что руководство НБУ проводит эмиссию очень аккуратно. С начала войны Нацбанк сделал эмиссию на 134 млрд грн - это не так много, если учесть что общая сумма денег в Украине уже 2 трлн грн. Так что совсем уж бешеной инфляции не случится. Думаю, что инфляция в этом году будет на уровне 30%. Никаких неожиданностей в этом нет: в условия войны высокая инфляция - это закономерность, - отметил экономист.
Цены в Украине в условиях войны и без того растут как на дрожжах, и для того чтобы этот рост ускорился, может быть достаточно не только эмиссии гривны, но и уже одних ожиданий эмиссии.
Однако экономисты говорят, что во время войны все работает немного по-другому, и в условиях многочисленных военных ограничений влияние эмиссии не будет слишком заметным.
- Увеличение денежной массы приведет к тому, что страна сможет перекрыть бюджетный дефицит - не более того, - уверен аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак. - В период войны, когда приняты ограничения на конвертацию национальной валюты, есть ограничения на вывод иностранной валюты из банковского сектора и на переводы валюты из страны, падения гривны и какой-то катастрофической инфляции не будет.
Эксперт поясняет: в обычное мирное время даже при наличии экономических рисков или нестабильности национальной валюты «включение печатного станка» является предвестником больших неприятностей для населения. Это повышает спрос на валюту и усиливает отток денег из банков и из страны. В таком случае можно ждать резкую инфляцию, рост курса доллара и падение гривны. Сейчас же Украине нужно продержаться какое-то время, чтобы получать дополнительное финансирование от других стран – именно для этого и планируют провести эмиссию. Но ни инфляцию, ни девальвацию это сильно не раскрутит, и здесь основными рисками по-прежнему будут рост мировых цен на энергоресурсы, логистические проблемы и сезонный фактор.
Можно ли в нынешних условиях обойтись без эмиссии? Эксперты говорят, что если и можно, то, скорее, только в теории.
Например, Максим Орыщак считает, что более рациональным шагом теоретически могли бы быть дипломатические действия с наличием долгосрочных планов на развитие страны.
- Дипломатия подразумевает выбор правильных шагов власти с целью сохранения экономики, инфраструктуры и жизни людей, - говорит Орыщак. – Но поскольку сегодня на практике это почти не реализуемо, надежда только на эмиссию: она временно сформирует достаточность бюджета на период, пока будут собирать урожай текущего года.
Александр Охрименко считает, что, опять же теоретически, перекрыть дефицит госбюджета можно было бы за счет налогов. Но и это решение встречает яростное сопротивление, и людей понять можно: большая часть страны не живет, а выживает, и возвращаться к довоенным налоговым ставкам бизнес совершенно не готов.
- У нас и до войны была популярна старая шутка о том, что налоги платят только трусы, и война здесь в лучшую сторону ничего не поменяла, - говорит Александр Охрименко. – В нашей стране упрямо живет какая-то «господствующая идеология», что налоги платить даже «стыдно», если можно не платить. И пока это сознание не изменится, покрыть дефицит госбюджета за счет налогов в Украине нереально.