4 ноября
Загрузить еще

Бизнес против Гетманцева: 5 причин, которые заставили предпринимателей обратиться к президенту

Бизнес против Гетманцева: 5 причин, которые заставили предпринимателей обратиться к президенту
Фото: ФБ Данило Гетманцев

Похоже, Даниил Гетманцев таки умудрился «достать» бизнес. Оказалось, что душить предпринимателей до бесконечности нельзя, и любому терпению есть предел.

На днях представители украинского бизнеса написали открытое письмо президенту, в котором потребовали отстранить Даниила Гетманцева с поста главы налогового комитета ВР, а также с должности секретаря Национального совета по восстановлению Украины.

Глобальная претензия к Гетманцеву заключается в том, что его экономическая политика заставляет предпринимателей не создавать новые рабочие места, а закрывать компании.

По мнению авторов письма, основной риск для бизнеса сегодня создан внутри страны – это экономическая несвобода. В рейтинге экономических свобод Украина занимает 130-е место, что является иллюстрацией непривлекательности нашей страны для ведения бизнеса.

«Недавние заявления г-на Гетманцева о повышении налогов уже привели к тому, что многие предприниматели отказались от инвестиционных проектов в Украине и переносят их в европейские страны», - говорится в письме.

Даниил Гетманцев отреагировал на письмо сообщением в Телеграм, в котором заверил, что является поклонником дерегуляции, и сообщил, что готов к диалогу.

Надо сказать, что прозвучало это неубедительно, поскольку вся деятельность Гетманцева – от налоговых проверок во время войны до недавних попыток взять под контроль производство спирта - направлена на регуляцию, а не на дерегуляцию бизнеса.

«КП в Украине» собрала и систематизировала основные нарекания к чиновнику, против которого ополчились украинские предприниматели.

1.Возвращение налогов

Налоговые послабления, принятые в связи с войной, просуществовали недолго: не успели мы в начале апреля обсудить снижение налогов, как менее чем через месяц Гетманцев снова запланировал их поднять, зарегистрировав в ВР законопроект №7311.

Данный документ предлагает увеличить военный сбор вдвое - с 1,5 до 3% (прямое увеличение налоговой нагрузки), вернуть платную растаможку автомобилей на иностранной регистрации (тут возникает резонный вопрос – зачем и с какой целью вводили льготы?), вернуть 20%-ный НДС на импорт тем, кто перешел на схему 2% (что делает бессмысленной схему единого налога в 2%, анонсированную президентом).

Все это делается под предлогом необходимости наполнения бюджета, но, поясняет аналитик Алексей Кущ, все тезисы вроде «тратить из бюджета столько, сколько собираешь» или «чем больше проблем в госбюджете - тем выше налоги» в условиях войны неверны и ведут к поражению.

- Дело в том, что никаких «средств» во время войны нет, налоги падают в разы, а увеличение фискального давления на бизнес добивает экономику быстрее, чем война, - говорит Алексей Кущ. - В военное время налоговые поступления в бюджет всегда замещаются международной помощью, накопленными резервами и эмиссионными источниками.

Аналитик не первый месяц говорит о том, что в условиях войны вменяемое правительство замораживает выполнение обязательств в иностранной валюте (в первую очередь - реструктуризирует и списывает госдолг) и наращивает объем выполненных обязательств в национальной валюте. У нас же все ровным счетом наоборот: Минфин не хочет реструктуризировать внешний долг в иностранной валюте, тратя на его погашение валютные резервы. Да еще при этом планирует урезать социалку.

По мнению аналитика, сегодня украинскому правительству вместо игр с налоговыми ставками нужно предпринять всего два шага.

  • Шаг 1 - создать модель замещения налоговых доходов бюджета эмиссионными источниками плюс международная помощь.
  • Шаг 2 - разогнать эти ресурсы по целевым каналам поддержки малого и среднего бизнеса и населения, чтобы стимулировать платежеспособный спрос. И попутно снижать налоговую нагрузку на труд.

2. Проверки бизнеса

В числе прочего тот же законопроект №7311 предлагает запустить проверки бизнеса по всей территории Украины, где не идут боевые действия. И это несмотря на то, что половина бизнеса и без того не работает, а вторая едва сводит концы с концами.

То есть Гетманцеву кажется, что на долю предпринимателей, которые еще каким-то чудом работают, рисков маловато. И к рискам военного времени – постоянной угрозе потери производства из-за, например, внезапного взрыва или теракта, потере клиентов, партнеров, поставщиков, персонала, подорожанию топлива и т.д. – Гетманцев запланировал добавить еще и риски проверок, в ходе которых не исключаются придирки и взятки. Ведь коррупция в Украине никуда не делась.

3. Провал налоговой амнистии

12 мая на своей странице в соцсети Гетманцев похвастался тем, как продвигается налоговая амнистия

«Несмотря на войну, украинцы пользуются правом выведения своих активов из «тени», - написал глава комитета. – За период действия военного положения в рамках кампании налоговой амнистии нашими гражданами было задекларировано активов на сумму более 1 млрд грн, сумма дохода в бюджет составила 81 млн грн».

Эксперты, глядя на эти «достижения», недоумевают: власть серьезно гордится сбором в 2,7 млн долларов? При запуске налоговой амнистии в планах было привлечь в бюджет порядка 1 млрд долларов, но на сегодня не собран даже 1% от этой суммы. Уже ясно, что все надежды на эффективность налоговой амнистии можно похоронить, и война здесь – далеко не решающий фактор.

Экономисты, кстати, с самого начала предупреждали: авторы инициативы явно поставили телегу впереди лошади. Сначала нужно устранить причины теневой экономики в стране (неконкурентность бизнеса, высокая налоговая нагрузка, постоянно меняющиеся правила игры) и только потом объявлять амнистию.

4. Схемы на таможне

Еще одна претензия заключается в том, что решения Гетманцева на посту главы Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики никак не содействуют ни улучшению ситуации, ни уменьшению коррупции в данных сферах.

«Уплата налогов в Украине требует в 1,5 раза больше времени, чем в среднем по миру, - говорится в обращении предпринимателей к президенту. - Контрабанда, которая невозможна без крышевания. А внедрение цифровой таможни странным образом проваливается. Вас пытаются убедить в необходимости поднимать налоги или увеличивать долю государства в экономике, чтобы увеличить обороноспособность или заботу о гражданах. Но это либо сознательная ложь, либо роковая ошибка. Системное (а не временное) снижение налогов, дерегуляция, быстрая приватизация (кроме стратегических предприятий), уменьшение государственного аппарата – все это ускорит экономический рост. Следовательно, суммарно государство будет получать больше налогов и бюджет будет достаточным для увеличения социальных стандартов и способности государства беспокоиться о гражданах».

5. Потеря шанса изменить страну

По мнению аналитика Даниила Монина, Гетманцев сегодня ассоциируется с потерей шанса изменить страну. На выборах три четверти украинцев отдали свои голоса Зеленскому, надеясь на преобразования в Украине, в том числе и экономические. Но по факту они получили продолжение предыдущего курса, закручивание гаек бизнесу, ежегодный выезд миллиона граждан на заработки и полную безнадегу на будущее.

- Основная проблема заключается в том, что Гетманцева не интересует рост экономики, - резюмировал эксперт. – Глава налогового комитета считает весь бизнес «схематозниками» и уклонистами, которых надо душить. Его цель - собрать максимальный объем налогов, что выливается в стремление отобрать у бизнеса как можно больше. Адекватная цель экономической политики – это стимулирование экономического роста и постоянное улучшение благосостояния граждан, но это Гетманцеву неинтересно.​