На этой неделе валютный курс резко подскочил. Некоторые обменные пункты столицы выставили курс продажи доллара 36-38 грн. И это несмотря на то, что официальный курс НБУ по-прежнему зафиксирован на уровне 29,25 грн за доллар.
Нацбанк с 21 мая отменил ограничение курса продажи валюты для банков. Ранее курс не должен был отклоняться от официального более чем на 10%.
Валютный рынок насторожился в преддверии больших перемен: в Нацбанке заговорили о серьезных изменениях относительно курса валют, в частности, о возвращении к плавающему курсу. Украинцы немного занервничали: каждому понятно, что возможная отмена фиксированного курса скажется на наших кошельках самым печальным образом.
Почему НБУ хочет отказаться от фиксированного курса, до каких рубежей «доплывет» доллар и как это скажется на ценах?
В первый день войны 24 февраля 2022 года Нацбанк оперативно приостановил работу валютного рынка и зафиксировал курс на уровне официального на тот день – 29,2549 грн за доллар. На тот момент это было очень важным и правильным решением. Многие тогда говорили, что это было сделано в интересах беженцев – чтобы они имели возможность тратить немногочисленные остатки на гривенных счетах по более-менее приемлемому курсу. Но, разумеется, дело не только в беженцах.
- В связи с началом войны экспортные потоки прекратились, но при этом стране был необходим импорт, - поясняет руководитель отдела аналитики ГК Forex club Андрей Шевчишин. – И фиксация курса позволяла за более дорогую гривну купить больше долларов, то есть заплатить за импортный товар меньшую сумму в гривнах. Так что на тот момент это было абсолютно правильное решение.
Несколько дней назад глава НБУ Кирилл Шевченко сообщил, что сегодня в регуляторе думают о том, как вернуться к режиму плавающего курса, полагая, «что такой шаг принесет больше стабильности на валютный рынок».
Глава Нацбанка пояснил, что Украина из-за полномасштабного вторжения России понесла огромные экономические потери. И поскольку страна не имеет внутренних источников финансирования, жизненно важное значение приобретают внешние источники. А значит, курс должен быть реальным.
Андрей Шевчишин соглашается: сегодня экспорт восстанавливается, да и в целом мы находимся в периоде, когда курс нужно отпускать.
В Украине сейчас тяжелая экономическая ситуация, низкия налоговые поступления, безработица, разрушенные предприятия, продолжает эксперт. При этом нам, по разным оценкам, нужны инвестиции в объеме 5-7 млрд долларов в месяц. И чтобы помочь экономике функционировать, ей нужен реальный курс.
- Снятие ограничений на установку курсов, по которым банки продают валюту населению, улучшит условия работы легальных субъектов рынка. Это будет способствовать усилению конкуренции, повышению ликвидности легального сегмента и уменьшению нелегальных операций. Все это сделает валютный рынок более устойчивым и будет способствовать снижению амплитуды курсовых колебаний в наличном сегменте, – объяснил решение НБУ о снятии ограничений для банков заместитель председателя банка Юрий Гелетий.
Шевчишин уверен, что плавающий курс введут – вопрос в том, когда это случится.
- В своем решении НБУ будет опираться на оперативную информацию по движению капитала - приток инвестиций, экспортно-импортные потоки, бюджетная помощь – и выберет наилучший период, - разъяснил Шевчишин в комментарии «КП в Украине». – При этом курс межбанка ослабится, начнется ослабление и на наличном рынке.
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко очень сомневается, что НБУ в ближайшее время пойдет на введение плавающего курса.
- Не думаю, что это произойдет: во-первых, в этом нет большого смысла, во-вторых, идет война, - говорит эксперт. - Во время войны курс должен быть фиксированным, а валютное обращение ограничено, и это вполне логично. Вот когда война закончится, тогда и надо возвращаться к гибкому курсу.
Основная причина скачка – не самые радужные ожидания относительно плавающего курса. Как показывает практика, в Украине панику могут вызвать и более невинные заявления.
А по мнению Александра Охрименко, основная причина сегодняшней девальвации гривны заключается в шоке, который пережила украинская экономика.
- У нас есть такая «народная примета»: если растет спрос на валюту, экономика начинает работать, а вот если спрос на валюту падает, это означает панику и кризис, - поделился наблюдениями эксперт.
По оценкам Андрея Шевчишина, в перспективе курс опустится до 45 грн за доллар, и на этом уровне будут очень большие «качели», а также существенная разница между покупкой и продажей. Очевидно, что спрос со стороны населения на валюту при реальном курсе будет падать.
- Стоимость гривны по отношению к доллару и евро будет продиктована состоянием украинской экономики, - отметил в комментарии «КП в Украине» аналитик компании Esperio Александр Болтян. – Не исключено, что возвращение к плавающему курсу будет означать падение гривны до уровня 60 грн за доллар и ниже. Но поскольку спроса на валюту при таком курсе не будет, и он начнет постепенный откат назад.
В условиях войны, когда многие потеряли работу, остались с минимальным доходом или без дохода вообще и при этом получают этот доход в гривне, интерес к валюте падает, поясняет эксперт. Население предпочтет остаться в национальной валюте, так как рисковать последними деньгами в период войны психологически непросто.
Таких цен на заправках украинцы еще не видели. Александр Болтян приводит цифры: с 1 апреля по 20 мая 2022 года средняя стоимость литра бензина А-95 выросла более чем на треть - до уровня 45,7 грн. Если гривна упадет еще в полтора раза, вполне можно ожидать, что в те же полтора раза вырастут ценники на заправках.
Возникает закономерный вопрос: стоимость топлива уже и так выше неба – неужели есть еще резервы для роста? Эксперты поясняют: так будет до тех пор, пока спрос будет значительно превышать предложение.
Относительно причин нынешней ситуации на топливном рынке есть разные мнения. Так, например, директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн не первую неделю говорит о том, что основная причина дефицита топлива – отсутствие достаточных поставок.
В то же время немало экономистов склоняют к тому, что основная причина – все же спекулянты, то есть владельцы топливных бизнесов.
- Спрос на топливо в период войны сохраняется, а спекулянты не готовы терять возможность заработать на этом, - говорит Болтян. – При этом объясняют ситуацию «недостаточным уровнем поставок топлива на Украину», «высокими ценами на нефть в мире», «дорогим долларом» и т.д.
Подробнее о том, почему в ценниках на заправках доллар пока ни при чем, остановился Александр Охрименко. По его словам, сегодня импортерам, которые, скажем, хотят завезти смартфоны, купить валюту на межбанке очень сложно. Поэтому они покупают валюту на черном рынке и с помощью различных «схем» завозят товар в Украину. Из-за этого курс на черном рынке растет, соответственно растут цены на смартфоны даже при фиксированном официальном курсе.
А вот что касается топлива – тут совсем другая история.
- Я убежден, что реальных проблем с топливом у нас нет – просто нефтетрейдеры занимаются спекуляциями, - уверен Охрименко. - Спекулянты уже хорошо «заработали» и продолжают «зарабатывать» на бензине, причем рост курса на черном рынке не имеет никакого отношения к ценам на заправках. Потому что они покупают бензин по официальному курсу – 29,25 грн за доллар. А тот курс, что на черном рынке, - это для покупателей смартфонов.
Понятно, что возвращение к плавающему курсу повлечет за собой рост цен, что сделает производство товаров внутри страны привлекательнее и простимулирует импортозамещение.
По мнению Болтяна, рост ценников в супермаркетах будет резким и безвозвратным. И даже если власти решат ограничить цены законодательно, проконтролировать ситуацию будет крайне затруднительно.
Андрей Шевчишин уточняет: прямой пропорции между ростом курса и ростом цен не будет. То есть даже если курс вырастет с 30 до 45 грн, это не значит, что продукты подорожают тоже в полтора раза.
- Рост курса, безусловно, повлечет за собой рост цен на критически дефицитное сегодня топливо, а топливо – это двигатель торговли, - говорит Андрей Шевчишин. – Доставка любого товара, в частности, продуктов, до конечной точки требует автотранспорта. Но, во-первых, кумулятивный эффект не будет соизмерим с девальвацией, и в целом эта топливно-курсовая составляющая в разных группах товаров составляет от 3 до 10%.
Во-вторых, многие товары уже подорожали как раз с учетом реального, а не фиксированного курса. То есть в их стоимости новый курс полностью или частично уже заложен.