Танкер преткновения. Почему с одесского пляжа так долго убирают затонувший "Делфи"

Какой вред судно приносит окружающей среде и каковы шансы, что его вскоре уберут.

ФОТО: Максим Войтенко.

Очередная попытка поднять танкер "Делфи", потерпевший крушение у пляжа "Дельфин" в Одессе в ноябре прошлого года, в активной фазе. Это последняя попытка, которую правительство дало судовладельцу, чтобы сместить с мертвой точки судно  своими силами, после за это возьмется Администрация морских портов Украины (АМПУ). Правда, шансов, что пляж очистят от горы металлолома, которая периодически "мироточит" нефтепродуктами, в этом году пока мало – имя победителя тендера, который следующим будет пробовать поднимать "Делфи", должны назвать не раньше октября. Но в правительстве уже поспешили заверить, что процедуру упростят, чтобы ускорить процесс.

Не стали ждать результата второй попытки

В то, что подрядчик, которого владелец "Делфи" нанял для эвакуации танкера, не справится с работой, в Администрации морских портов заявили после того, как первая попытка закончилась провалом – один из понтонов лопнул, а тросы порвались. За несколько дней до второй попытки АМПУ потребовали передать танкер в их руки, мол, ошибки на первых этапах подъема судовслучаются практически у всех, но времени уже нет – по оговоренным условиямтанкер должны были эвакуировать с пляжа до 20 июля. Владелец попросил еще одну отсрочку до 10 августа, но и в одесской ОГА, и в правительстве отреагировали категорически: 24 июля последняя попытка, после этого делами эвакуации будет распоряжаться Администрация морских портов Украины.

- Я попросил правительство признать эту ситуацию катастрофой техногенного характера, чтобы Администрация морских портов имела официальную возможность исполнить работы по демонтажу этого танкера. Причина, как по мне, простая - судовладелец силами подрядчика не может прибрать судно, что вредит акватории пляжа и затягивает процесс.Примерно в октябре начнутся шторма в нашем регионе, а это означает, что фактически время на исполнение этих работ вновь отложится на следующий год, может быть,на март или апрель. Кабмин уже отреагировал, министр инфраструктуры планирует визит в Одессу в ближайшие дни.Если подрядчик не справится, АМПУ будет иметь возможность выполнить эти работы за свои деньги и по своему проекту, - утром 24 июля на брифинге рассказал глава Одесской ОГА Максим Куцый.

В администрации дожидаться результатов подъема не стали, и за день до эвакуации подрядчикамисудовладельца объявили тендер через . Цену сделки оценили в 24 млн 681 тысячу гривен, тендер по стандартной процедуре займет 80 дней и закончится в октябре.

Хуже всего - разрезать

Одним из важных факторов при проведении подобных эвакуаций эксперт по судоподъемным работам Роман Шулевский называет погоду, море должно быть спокойным, поэтому лето – один из лучших периодов для подъема судна.

- Существуют только два метода подъема судов – восстановление собственной плавучести и приложение внешних усилий. Первый означает, что судно изначально предназначено для того, чтобы плавать, и тонет оно в результате повреждения наружной обшивки и попадания забортной воды внутрь. Если обшивку загерметизировать, воду откачать, то судно всплывет, -  эксперт.

Правда, в ситуации с "Делфи" залатать дыры и откачать воду мало, поэтому подрядчики судовладельца решили использовать и внешнюю силу – буксиры, которые должны сдернуть танкер с волнореза.

- Нужна комбинация первого и второго методов. С одной стороны нужно восстановление плавучести, откачка воды из центральных танков и вытеснение воды из танков правого борта с помощью мягких понтонов, и использование второго метода – приложения внешних усилий: понтоны закреплены по правому борту, обеспечена необходимая плавучесть, чтобы судно стало более-менее ровно, это значит с креном порядка 30 градусов. После этого можно ставить судно окончательно на плав, выравнивать крен и уводить судно в порт-убежище, - говорит Роман Шулевский.

Роман Шулевский считает, что танкер без внешних усилий не убрать, да и затонул он в сложном месте. Фото: скриншот.

Танкер "Делфи" ко всему прочему застрял в очень непростой местности - с одной стороны волнорез, с другой - каменная гряда, к тому же мелко, поэтому подъемные краны, как это бывает, использовать в случае с танкером нельзя, как и класть его на грунт. Самый же нежелательный способ убрать танкер с пляжа – разрезать его: есть риск, что из танкеравыльются остатки нефтепродуктов,и без того подпортившие Одессе залив.

Боны не справлялись

В том, что танкер нужно убрать с пляжакак можно скорее, уверен эколог и общественный активист Владислав Балинский. Он мониторит ситуацию с нефтепродуктами и "Делфи" лично, говорит, что вред от танкера колоссальный, особенно ухудшилась ситуация после первой попытки эвакуировать судно.

- До первого подъема, а море сейчас спокойное и шторма начнутся ближе к зиме, ситуация была относительно стабильная, в больших количествах нефтепродукты не вытекали, но во время поднятия, это было ожидаемо, ситуация изменилась. Вовнутрь судна заводились понтоны, они накачивалисьвоздухом, поэтому была вытеснена часть внутреннего содержимого. Проблема в том, что не организовали правильно боновые ограждения, сделали это формально, не организовали своевременную очистку, не отслеживали ситуацию в динамике, ведь нефтепродукты вылились не сразу. Я нырял, видел эту утечку, рассказал о ней в  Фейсбуке, после этоготуда все ломанулись, но за день между попыткой подъема и моим исследованиеммного нефтепродуктов успело растечься по одесскому заливу, - рассказывает глава общественной организации "Зеленый лист"Владислав Балинский.

Эколог критикует и то, как изначально организовали кампанию по очистке моря от нефтепродуктов, которые не раз выливались из танкера.

- Администрация морских портов буквально 2 или 3 недели назадпоставилановые боны, до этого они использовали те, которые не предназначены для морской акватории, это были речные или озерные боны, они узкие, низкие, имеют недостаточную плавучесть.   Из-за того, что боны были не те, нефтепродукты накапливались в карманах, а при волнении морявыплескивались – сбор и абсорбция осуществлялись хаотично и не системно, поэтому большая часть нефтепродуктов попадала в залив. После того, как я показал, что свищи в танкере образовались со стороны не пляжа, а моря, они организовали боны по периметру судна, начали использовать боны морские, но проблема – они явно не новые и не рабочие.Когда я проплывал мимо них, четко слышал, как они пропускают воздух, теряют плавучесть, и из-за этого разлив не локализуется, а распространяется по всему заливу, - говорит Владислав.

Владислав Балинский считает, что власти изначально отнеслись к разливу нефтепродуктов, как к формальности, установив у танкера речные боны. Фото: ФБ Владислава Балинского.

Громких расследований не случилось

Оставлять в воде танкер нельзя, уверяет эколог – он покроется коррозией и быстро сгниет, его куски будут выплывать на поверхность, что может привести к травмам отдыхающих. Помимо этого,одессита волнует и то, что за крушение и затягиваниепроцесса подъема никто так и не ответил.

- Чтобы понимать, почему его так долго убирают, нужно знать историю "Делфи", - говорит Балинский. – Это не просто судно, хоть шло оно под иностранным флагом, это танкер, который выполнял функции теневого банкировщика, то есть его задействовали в контрабандной схеме по продаже топлива, дозаправки судов. У танкера даже документы регистрации были просрочены на два месяца, судно было не укомплектовано командой, на борту было всего три человека, и в принципе этот танкер не должен был находиться в 11-мильной зоне. Я думаю, что именно из-за теневых схем все, что с ним в последующем происходило, должно было стать предметом громких расследований с понятным обществу процессом и наказанием виновных, но этого не произошло. Однозначно люди, которые причастны к этим схемам, допустили еще ряд ошибок, которые привели к крушению судна – оно около20 часов дрейфовало в сторону Одессы, и тогда, когда можно было предпринять меры, чтобы не допустить крушения в пляжной зоне, ничего не было сделано, что тоже должно было стать предметом расследования, но мы и этого не увидели. По морскому праву, у судовладельца при крушения судна есть конкретные временные рамки на ликвидацию последствий, это с одной стороны, но с другой-всем понятно, что раз это черные схемы, за честным именем судовладельца стоят совсем другие люди, и в случае расследованияпо сути настоящие владельцыдолжны были быть поставлены в такую ситуацию, чтобы вне зависимости от своих коммерческих интересоввыполняли то, что необходимо государству, но и это было не сделано.

В прокуратуре Одесской области о подозрении капитану "Делфи", который отказывался от помощи,  еще в феврале, также под расследование попали сотрудники Госпогранслужбы, их обвиняли в том, что,несмотря на поломку судна и нарушения в документах, они не задержали и не отбуксировали танкер, правда, закончены ли эти расследования,в ведомстве оперативно ответить не смогли. В  под личный контроль ситуацию с танкером брала генпрокурор Ирина Венедиктова, которая обещала, что задействует все законные механизмы, чтобы устранить последствия аварии и загрязнения моря за счет владельца танкера.

КСТАТИ

"Делфи" обещают признать техногенной катастрофой

Об этом заявил министр инфраструктуры Владислав Криклий на свой странице в  Фейсбуке.

"С 27 июля операция переходит под контроль АМПУ, но,не дожидаясь этой даты,мы уже согласовали с главой ОГА в Одесской области Максимом Куцым проведение в воскресенье комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, чтобы признать событие техногенной катастрофой, чтобы дать возможность АМПУ двигаться по ускоренной процедуреи не терять время на бюрократические процедуры. С изменением исполнителя изменится и подход. Все настроены быстро убрать этот металлолом с городского пляжа", - отметил чиновник, пообещал ускорить тендер.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ввоз в Украину битых машин из Америки могут запретить

МВД решили усложнить правила регистрации автомобилей из США.