После встречи Джо Байдена и Владимира Путина стало понятно, что прорыва в Минских соглашениях не будет. Как минимум в обозримом будущем. Украина и Россия по-прежнему расходятся в позициях по имплементации договоренностей.
Ситуация похожа на тупиковую, что в телеэфире подтверди и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов: денонсировать Минские соглашения Украина не будет, но выполнить их в том виде, в котором они существуют, невозможно.
Где камни преткновения и почему мы не можем отказаться от "впавших в кому" договоренностей, "КП в Украине" беседовала с экспертами и непосредственными участниками переговоров.
Главный камень - это последовательность действий, направленных на урегулирование ситуации в Донбассе.
- В Минских соглашениях не прописан порядок их выполнения. Есть только пункты, но нигде не сказано, что они должны строго идти один за другим, - говорит член гуманитарной подгруппы украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Татьяна Иванова. - Поэтому Россия допускает свое видение ситуации. Она настаивает, что украино-российская граница в пределах ОРДЛО будет закрыта после проведения там выборов. Но мы не можем проводить выборы в регионах, где находятся военные России и вооруженные бандформирования. То есть такую последовательность выполнить невозможно.
А вот если ее поменять, то все становится очевидно. Россия отводит свои войска, разоружает группировки, которые воюют за "ДНР" и "ЛНР", закрывает границу, а Украина проводит выборы.
- Украинская делегация много раз на этом настаивала, - продолжает представительница ТКГ. - Но Российская Федерация считает, что выполнять пункты по разоружению не обязательно. Как минимум не будет делать этого до того, как Украина не внесет изменения в Конституцию об особом статусе Донбасса.
Статус Донбасса - это вторая преграда на пути к урегулированию. Мы помним, что произошло 31 августа 2015 года, когда Верховная Рада проголосовала в первом чтении за законопроект № 2217а об изменениях в Конституцию Украины в части децентрализации власти. Митинг, устроенный радикально настроенными организациями, завершился взрывом гранаты на площади Конституции и гибелью нескольких нацгвардейцев. В августе 2019 года законопроект был отозван и вопрос остался нерешенным. Это с точки зрения наших оппонентов в ТКГ.
Наша же сторона считает, что проблема уже исчерпана.
- Украинская делегация настаивает на том, что, когда прописывались Минские соглашения, у нас не было закона о децентралицзации. Сейчас он есть и уже реализован на практике, - подчеркивает Татьяна Иванова. - Все регионы Украины получили достаточно большие права. Такие же после деоккупации получит Донбасс и сможет реализовать свою программу, естественно, не выходя за рамки государственной политики. Этого достаточно, чтобы регион был самостоятельным. И даже больше, чем они просили в свое время.
По мнению участницы переговоров, Минский формат приемлем, если навести в нем порядок.
|
В то же время не раз звучали мнения, что пора отказаться от Минских соглашений, поскольку они недееспособны и принимались в 2014 году больше с целью прекратить активную фазу военных действий, чем в надежде разрешить конфликт окончательно.
- Минские соглашения давно мертвы. Но отказываться от них Украина не будет - какая-никакая, но все же площадка для переговоров, - говорит политолог Кирилл Сазонов. - И если мы выйдем из Минска, то дадим России дипломатический козырь. Она со всех трибун будет кричать, что Украине не хочет переговоров, отказывается от урегулирования конфликта и так далее. Наши западные партнеры тоже воспримут это как дипломатически неверное решение.
В то же время эксперт также говорит, что выполнить соглашения невозможно. Не только из-за разночтения последовательности, но и из-за размытости некоторых понятий.
- Взять хотя бы создание народной милиции на деоккупированных территориях. Что это: ребята на БТР с автоматами или парни с красными повязками на рука-, как было времена ДНД? - задается вопросом политолог.
И не находит ответа на встречный вопрос: сколько же времени мы будем находиться в тупике.
- Юридически эти соглашения очень сомнительны. Фактически их срок истек в 2015-2016 году, - отмечает Кирилл Сазонов.
Тем не менее Минские соглашения закреплены резолюцией Совбеза ООН и являются официальным документом. Санкций за невыполнение нет, но и перечеркнуть все одним махом невозможно, поскольку в подписантах "нормандская четверка", США и Китай. Со стороны Франции и Германии недавно были попытки подстегнуть процесс путем компромиссов.
- Францию и Германию интересует не столько цена решения, сколько его быстрота, чтобы возобновить бизнес с Россией. Они безусловно придерживаются определенных моральных принципов и стороны Украины, но нынешний формат Минских соглашений их устраивает: сначала выборы, а потом границы, - говорит советник украинской делегации в Трехсторонний контактной группе Алексей Арестович. - А мы не можем пойти на такие условия.
В то же время участник ТКГ считает, что позиция Франции и Германии не играет существенной роли, а вскоре им и вовсе будет не до нас.
- Во Франции начинается подготовка к выборам президента, в Германии должна сложить полномочия Ангела Меркель, и неизвестно, кто победит в борьбе за ее место, - отмечает Алексей Арестович. - Ставить вопрос об исключении представителей этих стран из контактной группы нет смысла. Как и говорить об отказе от Минского формата, поскольку альтернативы нет. Поэтому переговоры будут продолжаться, мы будем вносить предложения по модернизации соглашений и более гибким подходам.
Спикер ТКГ отмечает, что наметилась некая линия, которая может вдохнуть свежую струю в застоявшийся воздух.
- Из открытых источников есть видение, что к переговорам подключится заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд. И возникнет некая комиссия Дмитрий Кулеба - Нуланд - Дмитрий Козак (замглавы администрации президента РФ). То есть американцы станут модерировать переговоры. Вариантов много прорабатывается.
Представитель ТКГ считает, что показательными станут те полгода, которые Джо Байден отвел Владимиру Путину после встречи на вилле Ле Гранж в Женеве.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ