Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
24 апреля
Загрузить еще

Урок медиаграмотности: дети доказали - волк имел право съесть Красную Шапочку

Урок медиаграмотности: дети доказали - волк имел право съесть Красную Шапочку
Фото: Ritzau Scanpix/Bo Amstrup via REUTERS

Недавно Владимир Зеленский заявил, что в школьные программы нужно ввести уроки медиаграмотности, и в Минобразовании тут же поддержали инициативу президента. Родительская общественность зароптала: не утихли еще споры вокруг уроков по христианской этике, а на детей хотят повесить и политическую нагрузку. Ведь явно же будут читать нотации о правильных и неправильных СМИ, заморочат юные головы "языком вражды", займутся пропагандой и агитацией…

Такие риски действительно существуют. Но есть также шанс, что уроки медиаграмотности, если правильно их построить, могут оказаться самыми увлекательными для наших детей. "КП" в Украине" нашла такие примеры.

Воспитание самостоятельной оценки

Мы так устроены, что привыкли относиться со скепсисом ко всему, что спускается "сверху". И что школа – это больше инструмент принуждения, чем творчества.

- Если медиаграмотность включат в обязательную программу, есть большая вероятность, что она превратится в скучную политинформацию и поучения, - считает эксперт по образованию Владимир Спиваковский. – Но в то же время игнорировать эту тему нельзя. Мир в своем развитии прошел аграрную эпоху, индустриальную, а сейчас мы плотно вошли в информационную, и далеко не все взрослые понимают, как в ней нужно ориентироваться.

По мнению эксперта, детям нужны не уроки как таковые, а некий алгоритм, интегрированный во весь процесс обучения.

Валерий Иванов. Фото: Личный архив

Такого же мнения придерживается президент Академии украинской прессы, доктор филологических наук, профессор Валерий Иванов.

- Если Украина изобретет какие-то свои специальные уроки для школьников, это будет нашим ноу-хау. Потому что медиаграмотность для школьников практикуется в странах Европы и Америки уже десятки лет, но нигде не является темой отдельного предмета, - говорит ученый. – Главная цель – это научить детей критически мыслить.

Валерий Иванов приводит пример урока истории, на котором присутствовал в Швеции:

- Разбирали деятельность одного из королей. Он считается национальным героем, борцом за идею, ему ставили памятники. Но дети, к моему удивлению, стали говорить, что правление этого короля привело к инфляции, к обнищанию, то есть посмотрели на него глазами обычного народа, а не следовали шаблонам. Медиаграмотность – это совсем не политика, это воспитание самостоятельной оценки вещей, которые подаются как аксиоматические.

В общей картине мира

Зарубежный опыт показывает - единой модели обучения медиаграмотности нет, да она и не нужна. Например, в Финляндии широко распространено кинообразование – детей привлекают к созданию фильмов, которые помогают им учиться мыслить. В Британии также делается акцент на умении правильно "читать и писать" аудиовизуальную информацию с акцентом на ее безопасность. С детьми старшего возраста могут разбирать особенности публикаций и видеоподачи информации во время избирательной кампании. Но только спустя время после ее окончания, чтобы не впутывать в действующий политический момент.

В Америке, массово увлеченной разнообразными шоу, с детьми разбирают популярные телепрограммы. В сети можно найти пример урока, посвященного строительному шоу: семье дают определенный бюджет на ремонт дома, но в то же время соблазняют дорогими вещами, вынуждая выходить за рамки оговоренных трат. Дети делают вывод, что передача подсознательно подталкивает людей к расточительству во время выбора товаров.

Владимир Спиваковский. Фото: Личный архив

- Подходы могут быть разные, медиаграмотность должна вписываться в общую картину мира, о котором дети получают представление в процессе взросления. Если эту тему не уморить скучными методическими пособиями, а дать на откуп энтузиастам, мы получим очень хорошие инновационные проекты, - считает Владимир Спиваковский.

Неделю играли в редакцию

И такие проекты уже есть. Специалист по медиакоммуникациям, учительница украинского языка и литературы в частной школе ThinkGlobal в Харькове Лидия Насонова создала авторский цикл занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. Мы попросили педагога поделиться некоторыми моментами в своей практике.

- Мы рассказываем детям, в какой среде они живут – какие вокруг деревья, птицы, законы физики. Так же и информационное пространство – оно постоянно обволакивает детей, и очень важно понимать, как все устроено. Есть ряд упражнений, которые просто интегрировать в обычные уроки, - говорит Лидия. – Например, на нескольких занятиях в контексте изучения языка мы разбирали, в чем состоит работа журналиста, редактора, корректора. А потом выделили неделю, чтобы попробовать все это на практике.

Для работы взяли бесплатные шаблоны по созданию сайтов, которых в интернете достаточно. Дети принялись сами создавать медиапродукты, разделив между собой роли.

- Я сама имеют опыт работы в журналистике, поэтому играли в настоящую редакцию. Были корреспонденты, редакторы, дизайнеры. Учились отбирать факты. После таких упражнений ребенок понимает, что в СМИ может попасть непроверенная информация, и не каждый читатель станет оценивать ее на правдивость. То есть ребенок тренирует в себе осторожное отношение к опубликованному.

Очень важно, чтобы в классе было доверие – между учителем и учеником и между самими учениками.

- У нас это получилось, поэтому однажды мы договорились показать друг другу свои ленты новостей в соцсетях. Я сказала, что вы все похожи, одного возраста, имеете одинаковые увлечения. Но у одного в ленте больше животных, потому что он их больше лайкает. У другого – косметики. У третьего оказалась политика, потому что когда-то он отметил эту тему. Так я сумела объяснить, как работает информационное облако, - продолжает учитель.

Главное правило – дети не должны слушать. Они должны все пробовать сами.

- Например, мы изучаем творчество великого поэта – Шевченко или Леси Украинки. Я использую такой достаточно известный прием, как создание его страницы в соцсетях. Школьники азартно лезут в учебник, ищут, с кем поэт дружил, кто против него выступал, обсуждают, какие комментарии могли бы написать друзья или враги. Даже искали, какие наш герой мог бы разместить карикатуры или на него.  Всем было весело, дети весь урок просидели как бы в соцсетях, но тем временем прочитали и усвоили три параграфа из учебника.

Отделяем факты от мнений

Сегодня правда так переплетена с домыслами, что даже взрослый может заблудиться. Чтобы указать правильный путь ребенку, его сначала нужно научить, как отличать факт от суждений.

Лидия Насонова. Фото: Личный архив

- Мы с детьми брали факт – Украина получила безвиз. Вот он есть, а что о нем говорят – это уже мнение. Потом брали несколько статей из разных изданий, и школьники сами отмечали карандашом, где есть индивидуальные суждения. При этом мы обсуждали, как оно оформлено – как личное мнение, предположение или как утверждение, претендующее на истину, - говорит Лидия Насонова.

Она считает, что медиаграмотности все же полезно посвящать отдельные уроки.

- Но на это трудно вырвать время из типовой программы. Лучше сочетать. Например, на одном из уроков мы писали статью для Википедии. Параллельно дети усвоили, что Свободная энциклопедия – не догма, что даже школьник может внести в нее свои коррективы, и если нет ссылки на источник, не все из нее можно брать на веру.

Но самый интересный опыт, особенно для средних школьников, приносят… сказки. Например, всем известная история про Красную Шапочку. Ее можно рассказать в интересах разных персонажей. Например, от лица зоозащитников. Бедный волк – он голодный, ему нужно кушать, а тут девочка – продукт из пищевой цепочки. Также создать радиопередачу о проблеме родителей и детей: почему мама послала девочку одну? И показать роль дровосеков в тематике государственной газеты.

-  Когда ставила такую задачу перед пятиклассниками, мне казалось, что им будет сложно. Откуда они могут знать, как подавать информацию под разными ракурсами, - вспоминает Лидия Насонова. - Но дети все поняли, отлично манипулировали эмоциями и фразами. У нас были прекрасные зоозащитники, которые с пеной у рта отстаивали волка. У нас была прекрасная передача, где заклеймили маму. И чудная передовица о дровосеках – служителях короля.

Итогом уроки для школьников стало понимание, что любой факт или событие можно подать в интересах одного персонажа, игнорируя интересы других.

И для взрослых был урок: информационный пузырь вокруг наших детей такой плотный, что сами они не могут из него вырваться. Значит, должны научиться в нем плавать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Минобразования: Разница в знаниях учеников городских и сельских школ более чем в 2,5 года

Новости по теме: Школьники образование