Столичный градоначальник Александр Попов как-то заявил, что превратит Киев в город велосипедистов. Да и сам будет добираться на работу исключительно на велике. Прошло больше двух месяцев. Попов так и не рискнул. Поэтому корреспондент "КП" решила не дожидаться от него "подвига" и сама села за педали, чтобы добраться из дому до работы - с Дарницы на Куреневку.
ОСТОРОЖНО, РАЗВЯЗКИ и собаки
Я лет десять не садилась на велосипед. Даже страшно. Успокаиваю себя, вспоминая плюсы этого транспорта: никакой давки, не нужно тратиться на проезд и спортом занимаешься. Но почему тогда киевляне так и не пересели на велики? Ладно, поеду - может, в дороге пойму?
Первые трудности возникли уже при выходе из квартиры. Спустить своего нового двухколесного друга с 12-го этажа (выпросила у соседки) в крошечном пассажирском лифте - задача не из легких. Хоть в окно выбрасывай! Но кое-как вместилась, спустилась… Сажусь -
и первый ветерок навстречу приносит ощущение счастья.Это тебе не душная маршрутка и не шумное метро с пересадкой и длиннющим переходом на "Майдан".
Тихая улочка Генерала Жмаченко быстро выводит на непонятную развязку. Делаю небольшой круг по эстакаде и выруливаю на Броварской проспект. Никаких полос для велосипедистов нет (о велодорожках даже и не говорю). С непривычки пугаюсь каждой машины, а движение тут очень активное. Прижимаюсь поближе к бордюру и кручу педали во весь дух.
Обгоняющие меня один за другим велосипедисты подтверждают, что ездить тут не запрещается. А вот автомобилисты своих двухколесных конкурентов и вовсе не замечают. Хотя на предупредительные жесты велосипедистов, например вытянутую в сторону поворотов руку, реагируют и пропускают вперед.
Вторая развязка - перед Гаванским мостом - еще "веселее" первой. Предстоит пересечь два ревущих потока иномарок. Для каскадера - это, конечно, тьфу - и снято! Но я-то в цирковом не училась, потому "спешиваюсь" и перевожу велик через дорогу в "ручном режиме". Здесь впервые за весь маршрут вижу узенькую велосипедную полосу. Но она быстро исчезает.
Еще одна неприятность, с которой мне пришлось столкнуться - стая бродячих собак. В одной из тихих улочек они так и норовили цапнуть меня за ногу. Ощущение того, что ты - загнанный зверь, прибавило адреналина, у меня открылось второе дыхание, и я за пять минут преодолела финишный 3-километровый отрезок.
ПОТЕРЯННЫЕ МИЛЛИОНЫ
После этой "гонки на выживание" появляюсь в офисе - как с поля боя. Душ теперь просто необходим. Как и нашему городу - велосипедная инфраструктура. А кстати, где же она, ведь столичные власти обещали?
Четыре года чиновники рапортуют о велоуспехах, бодро делая в календаре зарубки. Так, до конца этого года обещали, что в Киеве построят 17 новых велодорожек. Из них пять должны были сдать в 2011 году (маршруты: Вышгород и Бровары (на выездах из Киева), Трухановский, Троещина, Борщаговка). На их обустройство, по официальным документам, был выделен миллион гривен. Но… дорожки так и не появились.
|
- Выделить и перечислить - разные вещи, - говорит замдиректора КП "Киевдорсервис" Николай Онищенко, предприятие которого выступило заказчиком проектных работ на строительство этих пяти велодорожек. - Миллион мы получили только в прошлом месяце. Соответственно проект будет готов к декабрю. А тогда уже можно будет говорить и о сроках строительства…
А когда будут построены остальные 12 дорожек - вообще непонятно. Но до конца года точно не успеют. И главное, не ясно: почему не выделяют деньги, если Программа развития велосипедной инфраструктуры была принята?
- Порой киевская власть поступает чисто популистски, закладывая в бюджет все, что предлагают депутаты и общественность. Но на выполнение всех запланированных программ просто нет денег, - говорит Александр Сергиенко, директор аналитического центра "Институт города". - Потому депутатам стоит либо отказаться от программ, либо загодя искать инвесторов под них.
Но пока до такого подхода власти не созрели, нам остается лишь надеяться и верить.
МНЕНИЕ ВЕЛОСИПЕДИСТА
Ксения СЕМЕНОВА, координатор проекта "Украинский информационный центр велотранспорта":
- На наших трассах сумасшедшее движение, и неопытные велосипедисты очень рискуют, особенно когда едут с левого берега на правый и обратно. Число велополос на дорогах можно пересчитать по пальцам. Те дорожки, которые есть сейчас в городе (см. схему. - Ред.), построены так, будто их создавали только для прогулок. Наибольший риск - на развязках и перекрестках. Здесь ни светофоров, ни знаков для велосипедистов. Велополоса просто обрывается на перекрестке, нужно останавливаться и проходить по подземному переходу. На это тратится уйма времени, и поездка на велосипеде теряет смысл.
МНЕНИЕ АВТОМОБИЛИСТА
Леонид САПОЖНИКОВ, главный редактор журнала "Украина за рулем":
- Усугубляет ситуацию то, что дорожки действительно построены бестолково, велосипедисты не знают, как вести себя на развязках, и становятся непредсказуемы. Плюс многие велосипедисты, к сожалению, не соблюдают правил. Например, им в принципе запрещено поворачивать налево. Но они поднимают руку и поворачивают, пересекая автомобильные потоки.
Что касается велодорожек, то делаться они должны на тротуарах. Обустроить их на проезжей части у нас нереально. Но на наших тротуарах везде паркуются машины, так что какие там дорожки.
А КАК У НИХ?
В Европе даже мэры крутят педали
Мэр Амстердама Джоб Коэн уверяет, что вверенный ему город не приспособлен для автотранспорта, и сам ездит на работу на велосипеде. Так же поступают мэр Риги Нил Ушаков и мэр Лондона Борис Джонсон. Среди любителей велотранспорта также экс-президент Франции Николя Саркози и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. И это можно понять: на европейских дорогах повсеместно отдельные полосы для велосипедистов или специальные дорожки, вдоволь велопарковок, а на светофорах даже загорается знак: зеленый человечек с велосипедом.