Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

100 лет назад в Киеве смена власти не мешала театру, а театралы помогали оформлять манифестации

100 лет назад в Киеве смена власти не мешала театру, а театралы помогали оформлять манифестации
Фото: Троицкий Народный дом (сейчас Театр Оперетты ) был центром украинской культуры.

Бурное начало XX века, когда войны сменялись революциями, а погромы переворотами, дало неожиданный толчок к развитию театров. Причин несколько. Во-первых, в смутное и  безнадежное время людям нужна какая-то отдушина, возможность пусть на время переключиться и забыться. Во-вторых, в 1917-1918 годах Киев стал местом, куда с огромных просторов уже бывшей Российской империи в надежде переждать бурю стекалась знать.  Естественно, ее представители искали развлечений, соответствующих их образу жизни, и так же естественно, в первую очередь они шли в театры. Бум был такой, что даже привел к дефициту артистов. Бывало, исполнитель играл первый акт в одном спектакле, на второй успевал в соседнее заведение, а к третьему возвращался на первую постановку. При этом театры практически не закрывались даже при смене правительств: при Центральной Раде, при Скоропадском, при Петлюре. В лояльности и поддержке властей можно найти объяснение - это была одна из немногих возможностей показать миру, что ситуация в Украине контролируется, демократия есть - в постановках нет цензуры, а значит, с нами можно вести цивилизованные переговоры. На окраинах, конечно, уже ни границ, ни власти, но это мелочи.

Зашкаливала пошлость и мешал русский язык

У множества стационарных и  бесконечного количества  "понаехавших" трупп и труппочек, дающих в столице постановки, было два перекоса, не устраивающих ни один из режимов. Большая часть спектаклей не отличалась высоким стилем, они были далеки от классики, невероятно зашкаливали попса и неприкрытая пошлость. Второй и главный - в подавляющем большинстве работали  на русском языке. Что при курсе на украинизацию было просто недопустимо. Одним из первых своих решений Центральная Рада создала комиссию по созданию Украинского театра. Тогда предполагалось открытие  при поддержке государства как минимум трех национальных театров: "чистой драмы для спектаклей украинской драмы и украинских переводов мирового репертуара", "образцовый народный театр, в котором ставились бы бытовые пьесы, оперетты и т.д." и украинского оперного театра. В итоге заработал только один - в начале осени 1918 года в Троицком Народном доме (сейчас здесь расположен Национальный театр оперетты)  открылся Государственный Украинский народный театр.

Но стоит, положа руку на сердце,  признать: торжественная дата открытия - всего лишь отметка в календаре. Украинский стационарный театр работал здесь еще с 1907 года, только руководил им брат Панаса Саксаганского - Николай Садовский.

Уникальное и по-настоящему мощное  явление для тех времен. Здесь дебютировал в качестве театрального критика Симон Петлюра, давались премьеры пьес Владимира Виниченко, "штатным" композитором был Николай Лысенко, а Александр Кошиц впервые встал здесь за дирижерский пульт. 

Да и сам Николай Карпович Садовский  был к тому моменту авторитетный не только в театральной среде, но и в столичном обществе. Именно ему суждено было сыграть роль главного "пиарщика" при Центральной Раде.

Декорации перенесли на улицы

По легенде на одном из первых заседаний правительства Грушевского кто-то пожаловался: "мы тут работаем, Универсалы принимаем, а многие киевляне даже не знают о нашем существовании. На митинги и парады приходят лишь потому, что сборище людей видят". И не нашли другого выхода, как обратиться за помощью к Садовскому. Якобы в первый раз попросили ради наглядности и торжественности для сопровождения на Софиевскую площадь конный эскорт артистов Садовского. Уже тогда в его театре была группа конников, выезжавших в финалах постановок на сцену.

Всем художественным оформление митингов и парадов (от транспарантов до украшения улиц) занимался знаменитый театрал Николай Садовский.

Николай Карпович, всей душой  принявший Центральную Раду, не только не отказался, но и взялся сам организовать действо. Наверное, в чем-то для него это была очередная театральная постановка, но только уже на улицах города. Как человек талантливый сделал он это зрелищно и ярко, после стал практически главным ответственным за оформление официальных мероприятий.

Известный прозаик Борис Антоненко-Давидович так характеризовал участие Садовского в революционных действиях: он руководил художественным оформлением украинских манифестаций, начиная от первой мартовской 1917 года и кончая въездом Директории в Киев в декабре 1918 года, когда Садовский объезжал на маленьком автомобильчике киевские улицы, проверяя, хорошо ли украшены фасады домов коврами, национальными флагами и живописными транспарантами".

Считается, то именно он стал "крестным отцом" "шароварности" в первой украинской революции.

Когда же к власти пришел гетман Скоропадский, то Садовского этого расстроило. Как-то гетман прислал за ним машину, приглашая на разговор. Николай Карпович отсутствовал  несколько часов, вернувшись, лишь бросил в сердцах: "Г***о, а не гетман". При возникшей антипатии Скоропадский смог сохранить лицо и не стал мешать работе театрала, а в своих воспоминаниях называл Садовского не иначе как "одним из могикан старого украинского искусства".

А вот при Директории знаменитый театрал получил новое назначение - стал главным уполномоченным по вопросам организации народных театров для фронта и тыла на территории УНР.

Пережив в новом для себя статусе смену трех властей, Николай Садовский  перед приходом большевиков предпочел эмигрировать в Европу вместе с театром (кстати, украинские национальные театры при большевиках  приостановили свою работу). Но уже в 1922 году попросил разрешения вернуться. Что удивительно, ему не только разрешили это сделать, но и позволили заниматься как актерской, так и режиссерской деятельностью. 

В ТЕМУ

Братья - корифеи украинского театра

Трем братьям из старинного шляхетского рода Тобилевичей - Николаю, Ивану и Панасу - суждено было перевернуть устои украинского театра. Вернее, даже создать его, оформить и организовать в такой гармоничный и блистательный вид, что  он практически сразу стал считаться одним из лучших в мире. И сделали они это без специального образования, придя на подмостки уже взрослыми людьми

 

Николай Садовский - актер и режиссер

Годы жизни: 1856-1933

Любопытный факт: В 1929 году (в 73 года) снимался без дублера в фильме "Последний лоцман". По сценарию должен был нырнуть в ледяной Днепр.  Пауза после прыжка затянулась, все замерли. Николай Карпович вынырнул и закричал: "Да снимайте же, черт бы вас побрал!"

 

Иван Карпенко-Карый - драматический писатель реалистического направления.

Годы жизни: 1845 - 1907

Любопытный факт: 23 года служил чиновником в городской полиции Елисаветграда (сейчас Кропивницкий). Уволен и сослан за помощь революционерам.

 

Панас Саксаганский -  актер, режиссер, драматург.

Годы жизни: 1859-1940

Любопытный факт: одним из первых, вместе с Константином Станиславским, получил звание "Народный артист СССР" в 1936 году.

Новости по теме: Театры Киев История