Фото: Старейший колокол Благовещенского собора отлит в 1938 году. Фото: архив "КП"
Двухсотпудового гиганта волы не сдвинули с места
Большинство харьковских легенд о колоколах связано с фамилией помещика и известного слобожанского промышленника Павла Рыжова.
- Его дочь от рождения была незрячей, а Святой Иоанн Крондштатский во время одного из приездов в наш город исцелил ее, - рассказал "Комсомолке" протодиакон Максим Талалай. - Это настолько потрясло отца, что 1858 году он вместе с братьями занялся литьем колоколов и построил возле Песочина завод. Сейчас в епархиальном музее хранится один такой колокол.
Звонкие изделия харьковчан довольно быстро стали популярными по всей России. По словам краеведа Михаила Красикова, у мастеров были свои секреты литья, а продукция отличалась очень высоким качеством. Прежде чем отдавать колокол заказчику, его всегда испытывали. Если звучание было не идеальным, готовое изделие забраковывали и снова отправляли на переплавку.
- Литье колоколов, как и иконопись, - очень тонкое ремесло или искусство. Здесь важны не только технические тонкости, но и особое духовное и душевное состояние мастера, - рассказывает Талалай. - Кстати, в этом году исполняется ровно 150 лет с того дня, когда на колокольню Успенского собора был поднят многотонный колокол, пожертвованный братьями Рыжовыми.
Гиганта, который весил больше 16-ти тонн, а в диаметре достигал трех метров, поднимали и устанавливали на первом ярусе колокольни при большом стечении народа 29 сентября 1863 года.
- Существует такая байка, что этот колокол волы никак не могли сдвинуть с места, - вспоминает Красиков. - Что было делать? Управляющий завода велел бабам напечь огромную телегу пирогов, а на другую поставили бочку с горилкой и сказали мужикам: "Надо совершить богоугодное дело". Видя впереди себя такой стимул, местные богатыри быстренько домчали колокол до Харькова и подняли на колокольню.
Царский отлили в память о спасении императора
Еще один колокол, который прославил Слобожанщину, Рыжовы изготовили из чистого серебра в память спасения царской семьи под Борками в 1890-м. Поезд, в котором двумя годами раньше ехал император Александр III с женой и детьми, сошел с рельсов. Царская семья тогда спаслась чудом.
- Тысячи харьковчан спешили внести свою лепту в создание необыкновенного колокола, несли в храмы фамильное серебро, украшения и трудовые серебряные копейки, - говорит историк Артем Левченко. - Пожертвования превзошли все ожидания - за один лишь месяц собралась сумма, позволившая всенародно объявить о том, что вес колокола будет не 10, а 20 пудов.
На лицевой стороне Царского колокола были изображены вензеля их императорских величеств, а под ними - пять медальонов с надписями славянской вязью имен князей и княжон: Николай, Ксения, Георгий, Ольга и Михаил. На оборотной стороне было написано, кто соорудил колокол, а вокруг его вала - о событии, в ознаменование которого он был отлит. Высота необычного изделия Рыжовых, на которое пошло почти 300 килограммов серебра, составила 89 см. Правда, после революции этот уникальный колокол был утерян.
Каразин мстил "звоном" за убийство крестьян
Дошла до наших дней и интересная легенда о колоколе, связанная с семейством Каразиных.
- В июне 1986 года я поехал в село Кручик, что на Богодуховщине, чтобы узнать, не сохранилось ли каких-то преданий о человеке, которого некогда называли "украинским Ломоносовым", - рассказал Михаил Красиков. - Одна из историй, которую мне удалось узнать, имеет отношение к отцу Василия Каразина - Назарию Александровичу.
По соседству с Каразиными в Шаровке жил отставной военный - пан Ольховский, который даже на пенсии любил устраивать походы и грабить близлежащие деревни. Однажды Ольховский со своими "гайдуками" напал на крестьян Каразина и убил в стычке несколько человек.
- Назарий Александрович обратился с жалобой на соседа, но власти на нее не отреагировали, - разводит руками Михаил Михайлович. - Тогда Каразин решил сам покарать обидчика, вооружил крестьян, взял свою знаменитую пушечку и пошел на штурм Шаровской крепости. Ольховский оказался не лыком шит, и план Каразина провалился - обидчик остался целым и невредимым.
Тогда Каразин придумал более изысканную месть и велел отлить колокол, но не простой. По одной из версий, на его языке была изображена голова пана Ольховского, а по другой - внутри колокола мастера сделали надпись, от которой до наших дней сохранились лишь фрагменты: "сей колокол – юща к Богу людей – села Кручика и деревни Основинец – Васильевым сыном – 1776 г. Августа 1-е числа" (реконструкция: "сей колокол – глас, вопиющий Богу об отмщении проклятому Савве Ольховскому за убиенных крестьян сел Основинцы и Кручик").
Однажды Ольховский объезжал свои владенья и пожаловался кучеру, что у него голова болит, а в этот момент как раз был слышен звон церковных колоколов в селе Кручик. На это слуга ему ответил, мол, как же ей не болеть, когда колокол по вашей голове бьет.
- Ольховский рассвирепел и написал письма во все инстанции о таком святотатстве. Якобы даже приехала высокая комиссия, которая велела затереть надпись и изображение на колоколе, но Каразин, судя по всему, их ослушался, - улыбается краевед. – Харьковский историк Наум Тихий в начале ХХ века приезжал в Кручик, подымался на колокольню и видел колокол и полустертую надпись. Куда колокол исчез после революции, неизвестно.
В тему
В главном храме епархии - 10 колоколов и колокольчиков
Самый старый колокол Благовещенского собора был отлит в 1938 году, а самый большой изготовлен из меди всего четверть века назад. Всего в храме - 10 колоколов и колокольчиков. По словам священнослужителей, в церкви каждого из приходов их количество может быть совершенно разным, но не меньше четырех - большой благовестник и три маленьких.
Кстати, сегодня колокола для украинских церквей, в основном, заказывают в России.
- У нас, к примеру, семья из семи уральских колоколов, покупали их в Москве, - говорит настоятель храма в Саржином Яру Игорь Кондратенко. - Одни из лучших колоколов в России считаются по звучанию. Главный благовест имеет отлитые иконы.
Интересно, что…
К 1917-му году в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100 - 120 тыс. пудов церковных колоколов. Большинство колоколов до революции изготавливались из специальной колокольной меди, но были колокола и из других металлов. Чугунные колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8 колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. Шесть золоченых колоколов было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies