Покупатель в магазине подобен хищнику, выслеживающему добычу. Но как быть, если "добыча" сама идет в лапы? Всегда ли так безобидны акции, скидки и красные ценники? Мы выяснили, какие из магазинных ходов коварны, а чего опасаться не стоит. И составили список уловок, которые используют магазины.
1. Лицом к лицу
Наиболее дорогие товары всегда находятся на уровне ваших глаз. Это одна из самых распространенных уловок мерчендайзеров (тех, кто расставляет товары на полках). С большей вероятностью именно эти товары вы положите в свою корзину. А магазин получит более высокую прибыль.
2. Больше ассоциаций
Что, кроме нужды, побуждает нас к покупкам? Конечно же, хорошее настроение. Его легко поднять, включив приятную ненавязчивую музыку. Сами вы не понимаете, что происходит, но товары вдруг становятся более привлекательными.
3. Вечный хаос
В каждом магазине периодически происходит перепланировка. Это делается в том числе и в маркетинговых целях. Так вам приходится снова искать, например, отдел выпечки. А в процессе поиска вы проходите через массу других отделов. Таким образом, список покупок может пополниться, а выручка продавца - увеличиться.
4. Зона риска
Стоя в очереди, мы невольно рассматриваем стеллаж, находящийся возле кассы. А на нем - сладости, орешки, игрушки, жвачки и прочие приятные мелочи. Есть вероятность, что вы захотите их купить. Руки так и тянутся каждый раз.
А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Кто же на сладостях экономит?
Опросы раз за разом показывают, что, начиная экономить, украинцы в первую очередь сокращают расходы на еду. И это совсем неудивительно, если вспомнить, что на питание уходит более половины среднестатистического украинского семейного бюджета. Сначала из рациона уходят заморские деликатесы, потом - мясо, овощи и фрукты. Зато спрос на кондитерские изделия и различного вида сладости - особенно те, что подешевле, - остается практически неизменным.
А ЧТО ЕЩЕ
5. Нужное - далеко
Самый покупаемый товар - хлеб, молочную и мясную продукцию специально располагают в отдаленных частях магазина. По пути к нужному стеллажу вы можете засмотреться на какую-нибудь милую вещицу, которая так и просится в корзину.
6. Унесу сколько смогу
Обычно соотношение тележек и корзин в магазинах примерно 3 к 1. Ведь в тележку больше влезает. Это еще одна тактика. Если тележка заполнена лишь наполовину, подсознательно нам хочется заполнить ее до конца. И туда легче положить больше товара.
7. А-ля распродажи
Всем знакома акция "купи один товар - получи второй в подарок". Или различные "распродажи" или "скидки". Задача - привлечь внимание, чтобы вы не раздумывая купили товар. А все потребители хотят сэкономить и остаться в выигрыше. Но это удается не всегда. Некоторые магазины делают фиктивные скидки: когда стоимость сначала резко увеличивается, а потом специально срезается - для создания эффекта выгодной сделки.
8. Не суди по обертке
Останавливаетесь на выборе фасованных овощей и фруктов? А зря. Фасованный товар всегда дороже, чем весовой, хотя зачастую там лежит то же, что и на витрине. Но хуже качеством. Так магазин избавляется от продуктов с истекшим сроком годности.
СОВЕТ ЭКСПЕРТА
Артем АСТАВЦАТУРОВ, создатель сайта "Я-потребитель":
- Акции выгодны, когда покупка запланирована. Если решение о покупке принимается только на основе красивого ценника с надписью "скидка 30%" - это не будет экономией независимо от того, какая это скидка - фальшивая или настоящая. Ведь скидки и акции проводятся исключительно для побуждения к покупкам.