С 3 февраля в украинских кинотеатрах начался прокат нового фильма Педро Альмодовара “Параллельные матери”, который прошлой осенью с триумфом пронесся по мировым фестивалям. Картина принесла исполнительнице главной роли Пенелопе Крус первый в ее карьере приз за лучшую роль Венецианского кинофестиваля - престижный кубок Вольпи, а Альмодовару - восторженные отзывы в западной прессе о его первой попытке совместить щемящую мелодраму о женской судьбе с драмой о сложном историческом прошлом, повлиявшем на четыре поколения испанцев.
Фильм рассказывает о мадридском фотографе Дженис (Пенелопа Крус), которая неожиданно беременеет от своего нового любовника и намерена оставить ребенка. В клинике она знакомится с юной Аной (Милена Смит), которая уже успела пережить слишком много травм. Их дети рождаются в один день, и волею судеб они оказываются связаны навсегда.
Мы поговорили с создателем ленты Педро Альмодоваром и его музой Пенелопой Крус об их новом фильме и безоговорочном доверии друг к другу.
- Педро, Пенелопа, поздравляем вас с выходом “Параллельных матерей”, которые получили позитивный отклик во всех странах, где уже успели выйти, несмотря на то что контекст вашей истории затрагивает историческое прошлое Испании, которое далеко не всякому известно.
П. А.: Спасибо большое! Даже более - оно неизвестно и многим испанцам, особенно молодежи. Поэтому для меня было так важно сделать историю с человеческим лицом. Только так, на мой взгляд, лучше всего сработает то важное, о чем ты хочешь сказать. В центре должен стоять человек, тогда бы не случилось этой травмы, отголосок которой до сих пор преследует моих героев. Думаю, это мой самый политический фильм.
Конечно же, это история о двух главных героинях, но мне хотелось связать сюжет с прошлым персонажа Пенелопы и ее семьи. Мне очень хотелось рассказать правду о массовых захоронениях погибших в те годы. Именно эту правду и пытается узнать Дженис, хотя ее стремление докопаться до истины немного противоречит поступкам в собственной жизни, когда речь заходит об искренности.
В этом и заключается главный конфликт этой истории. Далеко не все знают, что Испания занимает одно из самых высоких мест по числу пропавших без вести людей. И до тех пор, пока массовые захоронения тех, кто погиб во время Гражданской войны, существуют, война продолжается. Самое время окончательно закрыть этот чудовищный период в истории Испании, который эхом проносится через судьбы людей до сих пор.
- Пенелопа, ваша Дженис действительно противоречивая фигура, но сыграли вы ее с такой эмпатией и добротой, что очевидно - вы чувствуете симпатию к ней.
- Когда Педро впервые рассказал мне о проекте, он сразу рассказал мне о двух вещах: это будет кино про неидеальных женщин, неидеальных матерях и о нашем общем прошлом. Мне этого было достаточно. Я счастлива, когда читаю сценарии, где главные героини не “хорошие” или “плохие”, а сложные. Ведь именно так чаще всего бывает в жизни. Люди могут быть неискренними, могут поступать неправильно, но то, как они реагируют на жизненные вызовы, какие решения принимают в конце концов - это делает их интересными и живыми. Дженис - одна из моих самых любимых героинь как раз благодаря своей неидеальности. Идеальности не существует, и очень несправедливо, и даже порой - травматично, требовать ее от людей. Если быть честной, то Педро никогда не предлагал мне играть “идеальных людей”, я вообще не думаю, что ты их когда-то писал (смеется - прим.).
П. А.: Нет, конечно, я разделяю твой взгляд на человеческую природу и то, какой ее стоит показывать.
- Поэтому вы так давно вместе работаете? Педро, роль Дженис ведь писалась специально для Пенелопы?
- Я впервые увидел Пенелопу в фильме “Ветчина, ветчина” у Бигаса Луны. До сих помню тот кинотеатр, в котором смотрел фильм почти 30 лет назад, и то, насколько был потрясен ее работой. Пенелопа была совсем юной, но играла невероятно глубоко. Она была потрясающе правдоподобна и оригинальна, обладала невероятной силой в таком юном возрасте. Помню, как подумал, выходя из кинозала, что с этой актрисой очень хотел бы поработать.
К счастью, мне повезло с ней познакомиться, уже и не вспомню когда, но впервые снял я ее только в «Живой плоти» в 97-м, просто потому что у меня не было подходящих ее таланту ролей для актрисы ее возраста. В том фильме у нее было всего восемь минут экранного времени, но я до сих пор уверен, что Пенелопа фактически «украла» внимание зрителя у других актеров.
С тех пор мы с Пенелопой стали близкими друзьями, она для меня - член семьи. Нам повезло, мы абсолютно друг друга понимаем, в совместной работе это помогает. К тому же она невероятно фотогенична, это, безусловно, тоже очень важно. Знаю, когда пишу новый сценарий, Пенелопа ждет, что она будет первой, кто его прочтет. Особенно если в нем будет героиня ее возраста. Так и происходит: как только рождается героиня, которую могла бы сыграть Пенелопа, я отправляю сценарий сначала ей.
Помимо красоты и фантастической фотогеничности, у Крус есть одно потрясающее качество - ее слепая вера в меня. Она верит в меня больше, чем я сам в себя.
П.К. Ты никогда не разочаровывал, ни в творческом, ни в личном плане, поэтому, конечно, я тебе доверяю безоговорочно. Я, правда, понимаю, как мне повезло встретить такого автора и режиссера. Это огромная редкость в нашей профессии. Уважение, которым окружает Педро на съемках, на подготовительном этапе - это абсолютно невероятное ощущение.
- Пенелопа, впервые вы сыграли маму значительно раньше, чем стать матерью в жизни. Сейчас в тех же “Параллельных матерях” ваш подход как-то изменился?
- Нет, не думаю. Тем более что Дженис становится мамой впервые, конечно, она будет сверхосторожной, сверхаккуратной, не сильно уверенной в том, что она делает впервые. Когда я в работе, то стараюсь быть героиней, а не версией Пенелопы Крус. Я бы не назвала это методом или еще каким-то специальным термином, но главное для меня - не личный опыт, а сценарий, режиссерские указания, взаимодействие с моими коллегами на площадке. Я всегда придерживалась этого принципа, и я почти уверена, что Хавьер (Бардем - супруг актрисы, - ред.) посоветовал мне это на съемках того самого фильма “Ветчина, ветчина”, о котором говорил Педро. Мне не очень просто давались откровенные сцены, потому что я все еще жутко стеснялась, и этот совет - впустить в себя персонажа, действовать по сценарию, по видению режиссера - мне очень помог. Но Хавьер меня уверяет, что это был не он, хотя он тоже так считает (улыбается).
- Педро, во время пандемии вам удалось снять сразу два проекта - короткометражный фильм “Человеческий голос” и “Параллельных матерей”. Как у вас это получилось?
- Для меня съемочный процесс всегда был своеобразным побегом от повседневности: он переносит в иную реальность, где я чувствую себя значительно лучше. Поэтому, когда я понял, что ко мне подступает паника из-за кошмарной ситуации и потока новостей, то ушел целиком в работу. И довольно быстро закончил сразу оба черновика, и к “Голосу…” и к “Матерям…”, о которых думал целое десятилетие. С “Человеческим голосом” мне очень повезло, когда я узнал, что Тильда Суинтон будет гостить в Мадриде, прячась от пандемии. Мы быстро закончили этот проект, привезли его в Венецию в честь специальной награды для Тильды, нас очень тепло встретили. А по возвращении я тут же приступил к “Параллельным матерям”. Это было идеальное время и для Пенелопы, потому что я бы не сделал этот фильм без нее, и ровно через год снова был в Венеции. Это невероятный опыт.
- Пенелопа, в Венеции вы тепло благодарили Милену Смит, которая сыграла вторую главную героиню фильма, сказав, что без ее Аны не было бы вашей Дженис. Вы бы посоветовали украинскому зрителю запомнить эту девушку?
- Вне всяких сомнений! Милена Смит - открытие мирового кино в этом году, она невероятная актриса и очень цельная личность. Без ее потрясающей игры у нас бы не получился такой прекрасный фильм.