24-й фильм испанского режиссера Педро Альмодовара – это снова возвращение к любимой теме: о сильных и независимых женщинах, а в частности, об отношениях матери и дочери. А параллельно маэстро решил затронуть и более глобальный вопрос.
В роддоме Мадрида в одной палате оказываются 40-летняя успешная фотограф Дженис (Пенелопа Крус) и несовершеннолетняя Ана (Милена Смит). Объединяет их то, что они обе – матери-одиночки, обе в один и тот же день рожают девочек.
Дженис решила расстаться с отцом ребенка, а Ана даже не знает, от кого забеременела. И если Дженис повторяет судьбу мамы и бабушки, которые тоже растили дочерей без отца, то у Аны немножко другая ситуация. Ее мать Тереза (Айтана Санчес Хихон) отдала малышку на воспитание отцу, чтобы никто не мешал ей строить карьеру актрисы. Теперь дочка и внучка на ее попечении, но именно в этот момент Терезе предлагают вожделенную главную роль и одновременно гастроли по всей стране. Так что Ана остается без материнской поддержки.
Впрочем, знакомство в больничной палате не проходит бесследно – Ана снова встречается с Дженис, и их общение выливается в тесную связь, которая странным образом переворачивает жизни обеих.
Вторая главная и очень знакомая нам тема – о погибших на войне. Раны, оставшиеся от Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов, до сих пор кровоточат. До сих пор множество погибших покоятся в неизвестных братских могилах. И Дженис вместе с земляками пытаются сделать все, чтобы их деды и прадеды получили достойное захоронение и обрели покой.
Синопсис выглядит громоздким и удручающим, втискивание личной драмы и трагедии всей нации в одну историю смотрится немного натужно, но на то Альмодовар и великий режиссер, чтобы придать фильму легкость, свет и оптимистичность. Рассказ о семейных тайнах, о любви, ревности, боли утраты и разочарованиях он наполняет надеждой, освещенной его фирменной цветовой палитрой.
Яркие краски в фильме – повсюду. Насыщенные цвета – красный, зеленый, синий, желтый – играют важнейшую роль для эмоциональной окраски каждого кадра и становятся едва ли не главными персонажами.
А из тяжелого военного прошлого персонажи, бережно сохраняя память о погибших, устремляются в лучшее будущее.
Как и в самых сильных своих фильмах – «Все о моей матери» и «Высокие каблуки», Альмодовар обращается к теме потерянных детей и к последствиям недостатка материнской заботы. И снова повторяет: если хотите двигаться вперед к лучшему будущему – то тайны, какими бы страшными они ни были, нужно раскрыть, желательно, не затягивая, и не бояться им противостоять.
Слева направо: Айтана Санчес Хихон, Педро Альмодовар, Пенелопа Крус, Милена Смит, Исраэль Элехальде. Фото: VLG.FILM
Уже привычно для Альмодовара, что мужские персонажи невыразительные и полностью затмеваются женскими личностями. В «Параллельных матерях» более-менее значительную роль играет лишь один мужчина – археолог Артуро (Исраэль Элехальде), помогающий Дженис найти захоронение прадеда, и он же – отец ее дочери. Остальные персонажи – женщины - яркие, неординарные. И снова их играют любимые актрисы режиссера: Росси де Пальма, Джульетта Серрано и, конечно, Пенелопа Крус.
Как заявил сам Педро Альмодовар, роль Дженис – самая сложная за всю карьеру Пенелопы Крус. В ней объединились и личная драма, и семейная история, и история целой нации. Такую многогранность высоко оценили на Венецианском кинофестивале и вручили актрисе Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.
Что касается самого фильма «Параллельные матери», то это, безусловно, не самая сильная работа Педро Альмодовара, которая все равно заставит вас плакать. Но это будут светлые слезы, приносящие мир и облегчение.