28501
0
25 апреля
Загрузить еще

Вера Алентова: Мы прожили с Володей интересную, трудную, счастливую жизнь…

Вера Алентова: Мы прожили с Володей интересную, трудную, счастливую жизнь…
Фото: instagram.com/juliavmenshova

Лечившуюся от ковида Веру Алентову выписали из больницы. 79-летняя актриса вернулась домой и сможет попрощаться с мужем. Владимир Меньшов умер от последствий коронавируса 5 июля, его похороны состоятся сегодня, 8 июля на Новодевичьем кладбище

За свою жизнь Владимир Меньшов снял несколько полнометражных фильмов. А в историю вошел всего двумя: "Москва слезам не верит" и "Любовь и голуби". С одной стороны, это невероятно мало. С другой - далеко не каждому режиссеру в жизни выпадают хотя бы две такие ослепительные удачи. 

За славой этих двух режиссерских работ Меньшова как-то померк факт, что по основному образованию он был актером. На его счету были картины, которые сейчас помнят не очень хорошо ("Человек на своем месте", "Ар-хи-ме-ды!", "Соленый пес"), но тогда, в начале 70-х, их активно смотрели. 

Именно актером он и мечтал стать с детства (хотя отец готовил его к карьере военного). Приехал из Астрахани в Москву поступать в театральное училище, его туда не взяли по причине неподготовленности - и он с горя уехал в Воркуту, работать на шахте. Но тут знакомого (он тоже провалил экзамены, а Меньшов уговорил его поехать с собой) пригласили стать диктором на местном телевидении. А Меньшова позвали на главную роль в спектакле, который ставили на том же телевидении с актерами Воркутинского драмтеатра. Через год он, уже с опытом, поступил в Школу-студию МХАТ. А потом отправился во ВГИК - стал аспирантом, учился режиссуре у классика советского кино Михаила Ромма.

"Я во всем и всегда полагаюсь на судьбу. Она все сама за меня выбирает", - сказал он однажды в интервью. А в другом ему задали вопрос: почему он снял так мало фильмов? Он ответил примерно то же самое: что человек предполагает, а судьба располагает. Что он всегда хотел снимать много. После каждой картины начинал искать новую тему, в которой "можно было бы сказать главные слова о нашей жизни". И все складывалось совершенно не так, как он планировал.

Например, он не был в бурном восторге от сценария "Москва слезам не верит" - поначалу ему приглянулся только переход между двумя сериями, когда Катерина ложится спать, заводит будильник и просыпается через 20 лет. Он попросил сценариста Валентина Черных сделать множество поправок. Поначалу не собирался брать свою жену Веру Алентову, но все другие претендентки постепенно отсеялись… В общем, ничто не предвещало, что фильм станет рекордсменом по кассовым сборам и получит "Оскар", обойдя фильмы Франсуа Трюффо и Акиры Куросавы. Даже после выхода фильма, после того как на него начали выстраиваться очереди, Меньшову пришлось пережить множество тычков со стороны коллег. Он употреблял слово "травля" и говорил, что период между премьерой "Москвы" и "Оскаром" был одним из самых тяжелых в его жизни: его обвиняли в том, что он идет на поводу у вкусов дурачков-зрителей, что порядочные режиссеры снимают интеллектуальное кино, которое сначала могут понять и оценить по достоинству двадцать человек, но которое потом остается на века… Но судьба так сложилась, что множество раздумчивых "авторских" фильмов той поры забыли, а на века осталась как раз мелодрама о трудном счастье Катерины Тихомировой.

А после "Москва слезам не верит" он хотел снимать серьезное кино о Горьковском автомобильном заводе, ездил туда, общался с директором, всерьез готовился… Но потом увидел в Москве спектакль "Любовь и голуби" с Ниной Дорошиной и понял, что надо снимать фильм именно по пьесе Владимира Гуркина. После "Любви и голубей" опять думал снять что-то актуальное - про строительную программу, которую в Свердловске осуществлял местный первый секретарь Ельцин, но это не осуществилось, и Меньшов об этом вроде бы никогда не жалел: вместо социальной драмы он, несколько лет помолчав, снял "Ширли-мырли" - абсурдистскую комедию, которую одни считают обидным провалом, а другие - одной из самых недооцененных картин 90-х годов.

В списке его режиссерских работ должен был быть еще "Большой вальс" по пьесе венгерского драматурга Ференца Мольнара, к которому он приступил в 2000-е. Но возникли проблемы с финансированием, съемки встали, и вспоминать об этой картине Меньшов не любил - видимо, тоже списал все на судьбу, не пожелавшую, чтобы он ее снимал.

И он никогда на нее не жаловался. Потому что, конечно же, понимал, как много она ему дала.

Кадры из фильмов "Человек на своем месте" (1972), "Где находится нофелет?" (1987), "Ночной Дозор" (2004), "Ликвидация" (2007). 

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Меньшов и Алентова поженились на втором курсе Школы-студии МХАТ, где вместе учились в начале 60-х. Педагоги страшно переполошились. Ах, какая досадная ошибка: она - перспективная студентка, ее готовят к вводу в спектакль МХАТа, с которым театр должен ехать на гастроли в Америку, и вдруг этот странный брак с парнем с периферии. 

Сама же Алентова так не считала: "Мы прожили огромную жизнь. Интереснейшую, трудную, счастливую. Вырастили дочь, Володя стал большим режиссером. Мы получили много наград и неимоверную любовь зрителей к фильму "Москва слезам не верит". Но тогда мы только окончили Школу-студию и повисли в воздухе"…

После института Меньшова распределили в Ставрополь, а Алентова была принята в Московский театр им. А. С. Пушкина, в котором служит до сих пор. Они ежедневно писали друг другу письма. 

Но был и другой период - добровольного расставания. Меньшов вернулся в Москву - в аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе. Денег не хватало. Долго жили в общежитиях: Алентова в своем - при театре, он в своем - при ВГИКе. Бытовая неустроенность, маленький ребенок и вечные конфликты... "Нам казалось, что, если мы расстанемся, эти житейские испытания будет легче преодолевать по отдельности", - объясняла актриса. Не разводились, но жили каждый своей жизнью почти четыре года. Алентова пыталась построить новую семью. Но последнего шага так и не сделала. И Меньшов пытался. Он закрутил роман с актрисой...

"Если бы Володя женился и у него родился ребенок, я бы никогда в жизни не решилась больше с ним соединить свою судьбу", - откровенничала Вера Алентова. Но он не женился. Соединила их снова дочка Юленька, которую они повели в 1-й класс. И вернулись домой уже втроем, объявив дочери, что теперь папа будет жить с ними.

В итоге Меньшов и Алентова еще несколько лет назад отметили золотую свадьбу. Только после этого повенчались и покой в их душах воцарился окончательно.

Вера Алентова - женщина мудрая и умеет обходить острые углы. Она объясняла их долгий союз с Меньшовым тем, что, невзирая на прожитые годы, они сохранили уважительное и терпимое отношение друг к другу. Да, это требовало усилий и труда, а кому легко?

5 ЕГО ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ:

  • "Розыгрыш" (1976, дебют)
  • "Москва слезам не верит" (1979)
  • "Любовь и голуби" (1984)
  • "Ширли-мырли" (1995)
  • "Зависть богов" (2000)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Умер режиссер фильма "Москва слезам не верит" Владимир Меньшов

Новости по теме: Владимир Меньшов Утраты