Загрузить еще

Александр Зацепин: Хотел стать танкистом, но пришлось идти в композиторы

Александр Зацепин: Хотел стать танкистом, но пришлось идти в композиторы
Фото: Геннадий УСОЕВ/globallookpress.com

Александр Зацепин для советского кино - все равно что Мишель Легран  для французского или Нино Рота  для итальянского. Культовый композитор мирового уровня, чьи песни давно стали классикой.

Сорок лет назад любимого композитора Леонида Гайдая приглашали в Голливуд, гарантировали занятость - не меньше двух фильмов в год, но советские чиновники ему не позволили уехать в Америку.

Наверняка мировая культура от этого многое потеряла, но отечественная точно осталась в выигрыше.

Помимо 300 с лишним песен, народный артист сочинил несколько сюит, написал балет.

Сейчас - в 95! - он пишет для детских спектаклей...

Незадолго до своего дня рождения Александр Сергеевич прилетел из Франции в Москву. Он давно живет на две страны, в Париже у него двухкомнатная квартира, также Зацепин часто гостит у дочери, которая обосновалась с семьей на границе Франции и Швейцарии. И хотя юбиляр родился в Новосибирске и в юности, как он вспоминает, морозы под минус 35 казались нормой, сейчас ему больше по нраву европейские теплые зимы.

"Можно сыграть и на четырех рюмках"

- Александр Сергеевич, говорят, вы - самоучка, сами освоили несколько инструментов на службе в армии...

- Самоучкой я себя не считаю, потому что в детстве окончил музыкальную школу в Новосибирске. Семь лет учился играть на фортепиано. Когда меня призвали в армию (после того как Зацепина отчислили из Института инженеров железнодорожного транспорта за хвосты по математике. - Ред.), я научился играть на аккордеоне и освоил кларнет. Я очень любил технику, в школе окончил курсы киномеханика и… тракториста, представьте себе. Шла война, все мужчины были на фронте. И школьники во время каникул должны были помогать в колхозах. Я вот работал на тракторе. Но вместо танковых войск, куда попасть мне хотелось, меня взяли в пехотное училище. Поэтому, когда я приехал в отпуск в Новосибирск (его дали в честь победы), стал усиленно готовиться к армейской самодеятельности: освоил аккордеон, купил кларнет, стал заниматься с педагогом, чтобы через месяц, когда придется возвращаться в часть, профессионально играть не только на фортепиано. Меня перевели в музыкальный взвод. Кстати, моим командиром в пехотном училище был Евгений Матвеев (будущий народный артист СССР. - Ред.). Ну а потом были ансамбль песни и пляски Новосибирского военного округа, филармония…

- А как в кино попали?

- После окончания консерватории в Алма-Ате я работал музыкальным оформителем на "Казахфильме". Написал музыку к картине "Наш милый доктор". Фильм мало кто помнит, но песня "Надо мной небо синее" стала хитом. Жена Леонида Гайдая Нина Гребешкова посоветовала мужу посотрудничать со мной. "Небо синее" Гайдаю нравилась, но она лирическая, а ему нужна была эксцентрика. Но он рискнул. Так с "Операции "Ы"..." мы начали работать вместе.

- Говорят, чтобы добиться эксцентрики в музыке, вы использовали охотничьи пищалки, судейские свистки…

- Даже стакан с водой, если по нему стучать ножиком. Если вы нальете разное количество воды в стаканы, то тональность звука изменится. На четырех рюмках виртуозно можно сыграть чижика-пыжика.

Наталья Варлей "исполняет" в "Кавказской пленнице" написанную Зацепиным "Песенку о медведях" (за кадром звучит голос Аиды Ведищевой). Фото: Кадр из фильма

Написал шлягер - купил автомобиль

- С поэтом Леонидом Дербеневым вы написали множество шлягеров - "Песня про зайцев", "Остров невезения", "Помоги мне…", "Есть только миг"... В чем секрет успешного тандема?

- Работа с Дербеневым - это счастье и везение. Он сочинял стихи на уже написанную музыку, что делают далеко не все поэты. Чаще происходит наоборот: вначале - стихи, потом - музыка. Для песни это хуже, но поэтам так удобнее. Дербенев очень любил музыку, он слушал ее, прохаживаясь по комнате, и в это время рождались его стихи. Поэтому и получался очень точный результат.

- В СССР ходили слухи, что вы и Юрий Антонов были самыми богатыми композиторами. Да?

- Тогда авторские отчисления были гораздо больше, чем сегодня. За этим следил ВААП, где была строгая и прозрачная отчетность, чего сейчас, к сожалению, нет. Как говорил Дербенев, если ты сочинил шлягер, то через месяц сможешь купить себе автомобиль. Суммарные авторские отчисления со всех площадок СССР могли доходить до 30 тысяч рублей в месяц (при средней зарплате в 150 рублей. - Ред.)

- Заработки были настолько большими, что в 70-е годы вы сумели в своей огромной квартире сделать современную студию звукозаписи, каких в то время не было ни у кого...

- Два года ушло на создание этой студии. Сперва надо было найти квартиру в старом доме с толстыми стенами для звукоизоляции. У меня были две однокомнатные квартиры. Их суммарная площадь была меньше того, что требовалось. С утра я писал музыку, потом бежал в бюро обмена, кого-то расселял, кому-то что-то покупал... В то время даже при наличии денег ты не мог купить то, что тебе необходимо. Но мне помогла Аля Пахмутова (композитор Александра Пахмутова. - Ред.). Она была депутатом и через Моссовет сумела мне выбить квартиру в 180 квадратных метров. Как оборудовать студию, сделать акустику, аппаратную, достать технику, я знал. Многие вещи мне делали по знакомству на закрытых военных заводах.

Сотрудничество Александра Сергеевича с Аллой Пугачевой пришлось на середину 70-х и стало важным этапом в карьере молодой певицы. Фото: Рудольф АЛФИМОВ

ОТДЕЛЬНЫЙ ВОПРОС

- 95 лет - солидная цифра. В чем секрет вашего долголетия, в том числе и творческого?

- В работе. Других секретов нет. Для меня творчество - как кислород. Каждый день я сажусь к компьютеру и пишу музыку. Плюс ежедневно делаю зарядку минут по 40. Врачи сказали, что в моем возрасте можно есть не больше 50 граммов мяса в день, иначе будет атеросклероз. Я стараюсь этим рекомендациям следовать. Моя дочь требует, чтобы я больше ходил пешком. Но мне бесцельная ходьба не нравится. Лучше буду писать музыку…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Композитор Юрий Шевченко: "Нашего балетного Голохвастова и Проню полюбили"

Новости по теме: юбилей Композитор