25 ноября
Загрузить еще

Композитор Юрий Шевченко: "Нашего балетного Голохвастова и Проню полюбили"

Композитор Юрий Шевченко:
Фото: Композитор Юрий Шевченко подарил Украине много прекрасных национальных балетов. Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО

Автором музыки к этому балету является замечательный киевский композитор Юрий Шевченко. Уже более 30 лет он пишет музыку для драматических и музыкальных театральных постановок. За эти годы его композиторский труд восемь раз был оценен главной украинской театральной премией "Киевская Пектораль". И каждый раз его проекты удивляют и увлекают. И если в мае 2018 премьерой его балета "Буратино" Национальная опера практически завершает свой сезон, то ровно год назад в это же время зрители рукоплескали Юрию Шевченко, как композитору премьерного балета "За двома зайцями". За год эта замечательная постановка уже успела стать культурной визиткой Киева. И вот уже новый спектакль.

В преддверии премьеры балета "Буратино" Юрий Шевченко побывал в гостях у "КП" в Украине"

"У создателей балета есть один шанс из ста, что будет успех"

- Юрий Валентинович, весь последний сезон киевская театральная тусовка не устает говорить о вашей балетной постановке "За двома зайцями"? Расскажите, откуда взялась такая яркая идея, трансформировать гениальный фильм в балет?

- Идея родилась в светлой голове Татьяны Андреевой. Это танцовщица, солистка Национальной оперы, которая исполнила в балете партию Прони Прокоповны. Она киевлянка, любит родной Киев и ей захотелось, чтобы в театре появилась свежая украинская тема. Она вспомнила об этом бессмертной истории, как я называют это – про нашего украинского Гамлета Голохвастова. С этой идеей Татьяна Андреева пришла в театр, потом к Литвинову, а он - ко мне. Шаг за шагом, мы вместе писали либретто, на это ушло  месяца три, – ну казалось бы, что такое либретто балета – это пару абзацев на листке бумаги, но как же это тяжело написать. Потом я начал писать музыку, я ее всегда пишу с Ливиновым, потому что должен чувствовать глаз и руку балетмейстера. Он талантливый человек со своим особенным музыкальным глазом, он прекрасно чувствует музыку. Я ему верю, - это так важно иметь человека, которому ты доверяешь, - если он мне говорит, что хорошо, то я долго не думаю - отрезаю или продлеваю.

- Вы делали балет "За двомя зайцями"  с хореографом Виктором Литвиновым, а до этого много лет назад с ним же вы  сделали первую версию балета "Буратино". Можно сказать, что у вас с Литвиновым тандем по жизни. Многим, кто видел ваши общие проекты, кажется, что у вас похожее чувство юмора…

- Возможно и так. У Виктора прекрасное чувство юмора. Главное, что он не только в жизни шутит, но и на сцене. Мы с ним очень интересно познакомились, будучи коренными киевлянами, которые всю жизнь ходили по одним дорожкам, мы встретилась в Канаде – нас туда пригласила очень известная танцевальная украинская компания в Канаде Shumka. Это был 1992 год. Они пригласили меня писать музыку для их балетных номеров, а Литвинова, делать постановки.  В городе Эдмонт началось наше сотрудничество и наша дружба. Последние 20 лет я писал для коллектива Shumka музыку, можно сказать, что 80% их репертуара было написано мной. Я писал для них целые балеты, например, балет "Золушка". Танцоры Shumka когда последний раз были в Киеве, танцевали "Золушку" на сцене Национальной оперы.

- После премьеры балета "За двома зайцями"  было много лестных отзывов, а вот интересно, была ли критика. И вообще, какое у вас было ощущение – удался балет или нет?

- Критика конечно была. Спектакль идет сезон, и я почти на всех был. Мне важно, как люди принимают его. К счастью понимание есть и есть аншлаги. Нашего балетного Голохвастова и Проню полюбили. У создателей нового балета есть один шанс из ста, наверное, что будет успех. Вы видели, какие  имена выписаны на афишах оперного театра? Верди, Чайковский, Римский-Корсаков и далее по списку. Если это украинские композиторы, то это Мирослав Скорик, Евгений Станкович.  Поэтому очень тяжело донести зрителям новое название, все новые постановки он воспринимает осторожно.

- Но ведь с балетом "За двома зайцями" все не так? Название-то народу знакомо?

- Зритель знает гениальный фильм с Олегом Борисовым. Он его любит, а здесь какой-то балет. Я много думал об этом и одна мысль меня мучила особо – знаменитая песенка Голохвастова "В небе канареечка летает", - что с ней делать? Она до сих пор в интернете собирает миллионы просмотров. Если ее не будет в каком-то виде в балете, то это не поймут. Я взял эту интонацию,  - кстати, ее автор - известный украинский композитор Вадим Гумеляк с которым я был когда-то знаком, - немного с ней поигрался, а не просто процитировал, и она вошла в балет и очень его украсила. В этой истории "канареечка" на своем месте.

- Говорят, что балет "За двомя зайцями" стал визиткой Киева. Не собираетесь ли вы его везти за границу, думается, что он будет иметь успех?

 - Хотелось бы, но это не от нас зависит. Мне было бы приятно если бы балет увидела и Одесса, и Харьков, и Львов, а дальше и загадывать страшно. Все зависит от планов дирекции театра.  И да, хотелось бы искреннее поблагодарить дирекцию театра, которая поверила в наш проект. Ведь, вы поймите, гораздо проще поставить в театре "Тривиату", стопроцентный успех этой постановке гарантирован априори. А здесь приходит украинский композитор, который приносит бумажки с какими-то нотами. Что из этого выйдет? Никто не знает. Может быть успех, а может быть и провал. К тому же, результатов такого проекта ждать долго, я только музыку к этому балету писал три года.  Ну, а дальше репетиции:. Постановка спектакля - это огромные средства и работа сотен и сотен людей: балетная труппа - это 60 человек, оркестр – это 80 человек. Посему допустить после, чтобы это был просто пшик, невозможно.

- Но вы же в таком статусе, что давно пшик не делаете...

- Всякое может быть. Может быть и композитор с именем, и прекрасная история, а вот зритель не полюбил спектакль и не идет на него. И вроде все компоненты на месте, но премьеры проходят, а дальше один спектакль, два, три… и интерес сходит на нет. 

"Буратино" образца 2018 не будет точной копией постановки 2007 года"

- "Буратино" - ваш первый большой балет. Он вышел на подмостках Нацоперы 11 лет назад и спустя годы его опять решили вернуть в репертуар – что этому способствовало.  Насколько его обновили?

- Премьера "Буратино" состоялась в 2007 году. Это опять балетмейстер Игорь Литвинов, это дирижер-постановщик Герман Макаренко и сценография Натальи Кучери. Как так получилось, не могу объяснить, что в 2007 году спектакль прошел тихо, хотя вроде и зрители были, и деткам нравилось. Не знаю. А недавно Петр Чуприна (гендиректор Национальной оперы – прим. авт.) сам предложил возобновить "Буратино". И вот 20 мая этот балет вернется на сцену Национальной оперы. "Буратино" образца 2018  не будет точной копией постановки 2007 года. Литвинов сделал новую хореографию, я уверен, что это будет здорово, просто не все еще видел, но это нормально, творческий человек не может повторяться. У меня, как композитора, история сложнее, я не могу исправлять музыку. Определенные сокращения были, в либретто мы что-то добавили, балет стал динамичнее и немного короче. Знаете, это вообще счастливое мгновение и счастливая возможность переосмыслить и сделать ярче то, что ты создал когда-то. И я благодарен что в театре нам подарили такую возможность.

- Все герои сказки "Буратино" на месте?

- Не все. Только те кто имел перспективу в балете, это решение уже балетмейстера.

- Мне кажется, что среди героев этой сказки перспектив с танцами нет только у черепахи.

- Тут еще одна проблема –тайминг балета ограничен по времени. А ведь каждый персонаж должен не только заявится, он должен прожить свою историю на сцене, должен успеть полюбиться публике. Зритель должен успеть понять какой он – злой, веселый, хитрый или еще какой. На это нужно время, а время в детском представлении ограничено, дети не могут бесконечно смотреть. Поэтому одно действие – это 30-35 минут, больше детки не выдерживают. Вспомните детей которым по 3 - 6 лет. На детских представления часто бывает, девочки приходят в длинных платьях, какое-то время сидят, следят за действием, а потом когда в музыке начинается вальс, выбегают в проходы и начинают танцевать, а мальчишки начинают бегать – все это я при написании музыки я должен учитывать. Так что не все персонажи из сказки "Буратино" появятся в балете, но я вам обещаю, что Буратино, Мальвина, Артемон будут обязательно.

- Вы пишете балеты преимущественно для детей?

- Ну, вот "За двома зайцями" - это не для детей. Во первых, я люблю писать для детей, даже считаю, что это моя ответственность. Для меня счастье представлять, что ребенок первый раз в жизни идет в театр и попадет именно на мое представление. Я вижу эти счастливые детские глаза в тот момент, когда малыш прикасается к таинству театра, и я хочу  и дальше делать детям такие подарки.

-Вы планируете новые проекты на следующий театральный сезон?

- Не только планирую, он уже почти готов. Это опера для детей "Король Дроздобород" по мотивам всем известной сказки братьев Гримм. У прекрасного львовского автора Богдана Стельмаха в его большом творческом багаже есть такая пьеса в стихах. И базируясь на этой пьесе я написал оперу, а киевский театр КМАТОБ (Театр оперы и балета для детей и юношества) ее поставил. Уже были репетиции с вокалистами, с оркестром, уже готовы декорации, а премьера состоится в октябре. И есть у меня еще один балет который ждет своей премьеры, но он будет реализован скорее всего в Одесском оперном театре и опять таки в КМАТОБ, это балет по любимому многими детьми мультфильму "Капитошка", он для совсем маленьких. Надеюсь что в следующем сезоне у нас у всех будет повод пойти на премьеру.

Новости по теме: Шоу-бизнес