20 ноября
Загрузить еще

Олег Боднарчук – о мыслях исповедаться, своей книге, Лорак, Лободе, Фреймут и свободе в шоу-бизнесе

Олег Боднарчук – о мыслях исповедаться, своей книге, Лорак, Лободе, Фреймут и свободе в шоу-бизнесе
Фото: Фото: Инстаграм Боднарчука

Да-да-да, он создает не просто концерты, а шоу. У него свои особые подходы к понятию "зрелище". Просто вспомните, это он режиссировал "Фабрику. Суперфинал", четвертый и пятый сезоны "Голоса страны". В 2012-м ставил "Рождественские встречи" Аллы Пугачевой, шоу "Каролина" и Diva Ани Лорак, Superstar Светланы Лободы. В 2015-м удивил Америку своей постановкой на шоу America’s Got Talent. Это он создавал фильм "Сила любви и голоса" о певице Тине Кароль. Он - продюсер ALEKSEEV. И это еще не все. Но лучше узнавать все новости из первых уст.

"Шоу-бизнесу не хватает самоиронии"

- Олег, читаю у вас в Фейсбуке пост: "Вместе с концертами ушли и новости из шоу-бизнеса. Я уже второй день подряд читаю сенсацию: "Евровидение пройдет там, где и планировалось". Это звучит как некий стеб, потому что редко наши артисты делились новостями, кроме как - "а напишите про песню, клип или концерт".

- В последнее время даже это ушло. Осталось только - "она показала стройные ножки", "она показала грудь". Хотел бы почитать уже и новости о каких-то событиях, даже незначительных, но их нет.

- Каких шоу-бизнесовых новостей вам сейчас не хватает?

- Не хватает действующих лиц, способных продуцировать события, которые бы обсуждались обществом. Может быть, не хватает какой-то самоиронии. Впрочем, мне ее не хватало даже в докоронавирусные времена.

Помню, когда мы с Фреймут затеяли проект "Оля", где нам каждый день нужны были звезды с новостями, инфоповодами, - таких хватило на первые три программы. Потом до нас дошло, что наша затея утопична, что каждый день у нас не будет звезд с новостями, поскольку даже те трое, которые из себя что-то представляют и являются основополагающими лицами нашего шоу-бизнеса, не способны на какую-то самоиронию. С этим у нас трудно. У нас даже те, кто позиционирует себя, как шутники, балагуры, не могут пошутить над собой. Не раз видел, как они читают какие-то иронические посты по поводу своего имени, потом обижаются, оскорбляют в ответ. Но, как известно, ирония – это же признак мудрости.

- А почему у нас так? Даже в той же России звезды уже другие. А мы так и остаемся какими-то зашоренными.

- Да потому, что там много звезд. Там за место под солнцем надо бороться. И если ты себя никоим образом не проявляешь, если ты не интересен, то и к тебе никакого интереса нет. У нас рынка как такового нет. Есть каких-то пять ключевых игроков, и им никто не угрожает, они фактически монополисты. Есть какой-то один телеканал, который влияет на шоу-бизнес в Украине, и все. Все хорошо уселись, зачем суетиться, зачем под политику телевидения подстраиваться, они продуцируют свою политику, ту, где они все прекрасные, все такие благотворители, прямо пушистые, волшебные и сотканные из солнечной пыльцы.

- Нынешнее "Евровидение" смотрели?

- Я смотрел отрывки, меня на целый эфир не хватило. Впечатлил номер итальянского певца Диодато, когда он пел на пустой арене в Вероне. Получилось очень трогательно. А все остальное выглядело как вынужденная мера. Не могу сказать, что это полноценный продукт.

- Думаю, многим было еще и не интересно из-за голосования. Когда нет голосования, нет скандалов, интриг, сенсаций, "зради".

- Да, это как Олимпийские игры без медали. Домашние радости.

2015 год. Олег готовится к премии М1 Music Awards. Все лично документирует на телефон. Фото: Инстаграм Боднарчука

На карантине написал книгу

- По вашим словам, шоу-бизнесовая сфера оказалась на краю пропасти и первой полетела в бездну. Спастись из бездны еще можно?

- Мне кажется, пропасть была и до пандемии. Посмотрите, что в нашей стране популярно, чему наши люди отдают предпочтение, на наш кинематограф, на наш шоу-бизнес… Когда смотрю, какие артисты у нас собирают Дворцы спорта, понимаю, что для меня пандемия началась уже давно (смеется).

- Но вы не теряете оптимизма. Забавный пост: "У шоу-бизнеса в кризис закончились деньги. Придется менять доллары..." Вы уже меняли доллары?

- Да. Ну а как же? Я ведь тоже из этой сферы. Но эту ситуацию я воспринял как квест. Привычный коридор закрылся, и тебе приходится искать слабое место в стене, где можно пробить дыру и бежать в другом направлении. Я в принципе никогда долго не засиживаюсь на одном проекте. Сегодня меня режиссура потянула, завтра – продюсирование. А за период карантина я написал современный учебник по режиссуре для желающих заняться постановками. Прекрасно потратил это время, 25 мая книга выходит в свет, чему я несказанно рад.

- Занимались только написанием книги?

- Да. Задумал ее год назад. Под эту книгу мне понадобилась школа, чтобы собрать материал. Я же должен был своим студентам что-то рассказывать, объяснять, а для этого нужны лекции, нужен материал. Просто так заставить написать себя книгу очень трудно, особенно с моим характером, мне сразу становится все очень скучно. Поэтому в итоге весь курс моих лекций перерос в книгу.

- Наверное, заработать на книге вряд ли удастся.

- Это некоммерческий проект. Мне было интересно почувствовать себя в роли филантропа (смеется).

- Дорого сейчас издать свою книгу?

- Все зависит от автора. Есть очень недорогие способы издать книгу. Есть компьютерные программы, куда ты вводишь свой текст, его тебе за символические деньги отредактируют, даже есть программа каркасного дизайна, чтобы книгу можно было продавать в электронном виде. С печатной версией чуть-чуть сложнее, но это недорого. Хотя что касается моего случая, я решил хорошо вложиться.

- Хотелось красоты?

- Да, я пригласил профессиональных людей, очень много людей работали над версткой, дизайном. Это получился учебник-артбук. Сама книга выглядит как шоу, начиная с обложки. Есть очень много разных иллюстраций, фотографий, есть QR-коды, когда ты наводишь телефон и сразу видишь видеопример к моим словам.

- Реально режиссуре можно научиться по книге?

- Мне кажется, даже мастер в университете не научит режиссуре, если ее нет в природе самого человека. И мастер, и книга только направляют, расширяют кругозор, позволяют вновь не придумывать велосипед. Я, по сути, делюсь своими ошибками, чтобы люди не становились на те грабли, на которые стал я, чтобы они быстрее дошли к вершине, чем если бы они эту книгу не прочитали.

"Чтобы заняться культурой целой страны, нужно грандиозное мышление"

- На недавней пресс-конференции президент сказал, что в стране есть кадровый голод, и он с командой никак не может найти министра культуры.Правда ли у нас настолько кадровый голод, что мы не можем найти профессионала, которого можно посадить в кресло главы министерства?

- Это трудный вопрос, как и сам вопрос культуры в нашей стране. Что такое культура? Культура – это некий процесс, который совершенствует человека. Пройдя эволюцию от обезьяны до сегодняшнего дня, человек стал именно таким потому, что на него постоянно влиял социокультурный процесс.

Мне кажется, просто нет человека, который бы имел в голове концепцию культуры. Культуру надо начинать с музыкальной школы, со школы искусств. Например, в Германии ученики даже в футбол играют в сопровождении классической музыки. Звучит Бах, Бетховен, Вивальди, а дети себе гоняют мяч. Им прививают вкус с самого детства.

Мне кажется, у нас те, кто приходят, совершенно не понимают, что надо делать. Например, пришел министр, отремонтировал два театра - и отлично себя чувствует. Но культура - это же не об этом.

- И как нам из этого выбираться в нынешних условиях? Ждать новое поколение? Но что-то мы его ждем, ждем и никак не дождемся.

- А вы уверены, что этих людей сильно ищут? Я, например, не уверен. Мне кажется, есть некоторые положения вещей, которые всех устраивают. Некоторые обезличивания иногда способствуют какой-то политике, и для кого-то это лучше, нежели если придет человек и будет на эту тему говорить. Может, кто-то воспринимает это как рану, которую лучше не трогать.

Да и как их ищут? Нам бы лучше рассказали не то, что этих людей нет, а то, что мы ищем их таким-то способом, но не можем найти. Не понимаю, каким способом этих людей ищут.

- У вас есть своя школа, где вы учите режиссуре. Результативно? Недавно вы говорили о наших театрах, которые выглядят, как музеи. Но их развитие во многом зависит от художественного руководителя, режиссера, которые руководят постановками.

- Все зависит от политики страны в целом. Когда деньги налогоплательщиков тратятся на неэффективные структуры, которые не выполняют своих задач, сдвига не будет. Я посетил несколько спектаклей в Киеве - удручающее впечатление, начиная с аудитории, которая там присутствует. Театр превратился в пенсионный клуб. Понимаю, что наши пенсионеры не могут себе позволить полноценный досуг в виде путешествий за границу, как в Европе. Поэтому им делают билеты по 100 гривен, они ходят в театры, и репертуар соответствующий.

Во всем мире если и есть государственная поддержка, то она грантовая. То есть свой проект в министерстве культуры надо объяснить, защитить, и только тогда ты можешь получить или не получить грант. Не все финансируется, потому что ты государственный театр, только конкретные проекты. Возможно, мы к этому скоро придем, если кто-то будет изучать международный опыт и примет решение его внедрить у нас.

- Как думаете, какие люди могли бы возглавить министерский пост,  чтобы их работа стала прогрессивной, современной, интересной?

- Кому-то должно быть интересно этим заняться. Люди, которые создают, например, крутые культурные проекты, это же все краткосрочные дистанции. Заняться культурой целой страны – для этого уже нужно какое-то грандиозное мышление. Убежден, как и в любой сфере, все строится вокруг личности. Если есть личность в той или иной сфере – появляются деньги, идеи, проекты, команда. А если личности нет, то и дороги вперед к успеху тоже нет.

Никто не понимает перспектив этой работы, какие возможности будут у человека.

И, мне кажется, это должен быть очень смелый человек. Обычно же все приходят и хотят понравиться, но это не тот случай. Здесь нужны непопулярные меры, непопулярные реформы, человек должен говорить, что он делает.

И, как я уже говорил, в первую очередь надо заняться детьми. Они - очень благородная инвестиция: если ты вкладываешь в маленького человека, он, как дерево, взрослея, будет приносить плоды.

С Нателлой Крапивиной во время работы над шоу Светланы Лободы. Фото: Личный архив Боднарчука

"Не стоит подстраиваться под мнение толпы"

- 9 мая вы перепостили пост Ани Лорак с ее клипом "Мальви". Это было смело! Ее имя действует на многих как красная тряпка на быка.

- Мы сняли его 6 лет назад. И на протяжении этих лет отношение к этой работе менялось. Вся хронология - в комментариях под этим клипом.

Мы создавали эту работу еще до начала военных действий в Донбассе, вроде как чувствовали, что надо предупредить, что нет ничего страшнее, чем мать, которая теряет своих детей.  Это было решение Каролины. Сначала она осторожно отнеслась к моему предложению спеть эту красивую песню Владимира Ивасюка, это не входило в ее планы на этот год. А потом она эту тему полюбила и сама предложила сделать что-то некоммерческое. И мы эту идею с ней реализовали.

- Смело – это я имею в виду, что вы именно сейчас о ней напомнили.

- Я просто сделал перепост. Каролина каждое 9 мая эту работу вспоминает. Много было песен спето, много клипов снято, и все они ушли в историческое небытие. А эта волнует все время. Она не устаревает.

- Вы не боялись, что вас захейтят?

- Так нас и захейтили. И меня периодически хейтят. Но смысл же не в том, чтобы подстраиваться под мнение толпы. Смысл  в том, чтобы постараться переубедить, возможно, кого-то повести за собой, возможно, кого-то заставить задуматься. В этом  суть существования художников.

- Хейтеры могут задеть вас за живое?

- Я понимаю, что на моем фоне хейтеры выглядят максимально нелепо. Все зависит от планки, которую ты сам перед собой ставишь. Я стараюсь максимально оперировать только фактами, не переходить на личности, не проявлять эмоции. Мои аккуратные комментарии, посты, как правило, засыпаются какими-то невеждами, которые не держат себя в руках. Я понимаю, что человек, который мою ленту прочитает, сам сделает выводы. Ко мне, по сути, придраться не к чему. Поэтому на моем фоне невежество смотрится в 100 раз ярче, чем если бы я перешел на язык критикующего меня человека.

- С Каролиной общаетесь? Какие у вас отношения - дружеские или сугубо рабочие?

- У нас дружеские отношения, мы периодически созваниваемся, делимся впечатлениями о происходящем, о творчестве много разговариваем. Думаем, что нас всех ждет впереди в этой отрасли.

- Как ее настроение?

- У нее всегда оптимистическое настроение, она – боец. Она считает, что у нее есть своя определенная миссия, она несет радость, она людей отвлекает от сложной обстановки. Она себе выбрала свой путь, и она его всегда придерживается.

- В прошлом году вы срежиссировали большое шоу Светланы Лободы Superstar. Вы там единоличный режиссер или в соавторстве с продюсером певицы Нателлой Крапивиной? Кто кого пригласил?

- Это была коллаборация. Светлана мне позвонила и пригласила. Не в моих правилах входить в проект с  полуработы, но, поскольку я почувствовал, что ей это очень необходимо, пошел на это. И никоим образом не пожалел. Светлана очень активный, инициативный человек, она режиссер, у нее есть свои интересные методики. Мы дополняли друг друга. То, что делает она, удивительно, мне было интересно. Как и ей мои подходы были любопытны. После этого сотрудничества мы вдвоем вышли более обогащенными.

- Superstar Лободы, до этого Diva, "Каролина" Ани Лорак. В Украине у наших артистов не хватает на вас денег?

- Мне, чтобы проявить себя, нужны возможности, инструменты. Это касается не только материальных, финансовых вещей. Это касается и репертуара, и образа, и персонажа. Даже представить себе не могу, с кем бы я мог в Украине на таком уровне взаимопонимания, доверия работать. Меня уже разбаловали, я работал с большими звездами, они мне доверяли, не ограничивали в бюджете. А в Украине это невозможно. Первое, с чего начинается разговор: у на есть 5 копеек, еще мне надо поучаствовать, самому принимать решения. Потом оказывается, что есть не 5 копеек, а 2… И это тенденция.

На такие компромиссы я не могу себе позволить идти. Я уже не гоняюсь за таким количеством работ, как раньше. Режиссура шоу - это режиссура молодых энтузиастов. Мне уже нужен какой-то один проект на год или на два. Мне этого достаточно. Мне хочется еще больше свободы. Хотел бы что-то делать с нуля. И у меня много размышлений по этому поводу.

- Например?

- Например, мюзикл. Чувствую, что могу, хочу и буду в этом направлении двигаться дальше.

- Денег вам на свободу хватает?

- Я практически не думаю о деньгах, у меня есть люди, которые все считают, которые знают возможности. Да, они пытаются меня ограничивать, но меня всегда заносит. Я так начинаю любить все свои трюки, эффекты, придумки, что иногда могу и своей зарплатой пожертвовать, если это будет иметь резонанс.

С Ани Лорак. Фото: Инстаграм Боднарчука 

"Люблю таких людей, как Фреймут"

- С Олей Фреймут общаетесь? Помню, как она говорила о вас в нашем интервью во время съемок шоу "Оля": "В моей жизни - двое мужчин, Володя и Олег, которых я слушаюсь. Это люди, которые меня любят, которым я близка". Это большие слова.

- Мы с ней в прекрасных отношениях. Я в принципе люблю таких людей, как Оля. У нас в шоу-бизнесе не так много людей, которые идут против течения, которые не подстраиваются под всеобщее мнение. Оля - одна такая. Назовите мне еще таких же ведущих, которые не как все, которые из-за этого страдают, которых за это бьют, но они все равно идут своей дорогой и не переживают за то количество людей, кому они нравятся или не нравятся. Они целостные личности и свой месседж несут на протяжении всей своей жизни.

Меня очень интересуют такие люди. Мой круг общения вообще предельно узкий. Мне очень трудно найти соратников. Поэтому такая, как Оля Фреймут, в моем круге общения на вес золота.

- Вы про людей, которые бы понимали вас и принимали любого? 

- Я же провинциального происхождения, из маленького городка в Хмельницкой области, а там самым важным фактором всегда было то, что скажут люди. Ты должен себя вести так, как решит толпа - как тебе одеться, как разговаривать, какой образ жизни вести. Я приехал в Киев весь состоящий из этих правил. И все эти 10-20 лет в Киеве избавлялся от этого "что скажут люди". Но с некоторых пор чужие мнения для меня вообще не имеют смысла.

- Что помогло избавиться от этого?

- Наверное, собственное критическое мышление. Я очень педантичный человек, сам себя критикую, размазываю, мне тяжело жить какими-то результатами своего труда, которые бывают и неудачными. У меня, кстати, неудач, возможно, больше, чем удач, но неудачи меня многому научили. Это мои мышцы. Мне кажется, самая объективная оценка моей работы есть только у меня. Если мне что-то не нравится, а люди говорят комплименты, лестные слова, это абсолютно во мне не откладывается. Никогда.

- То есть павлином вы себя не ощущаете, как некоторые?

- Конечно, нет. Павлин - это даже оскорбительное слово, если бы оно было обо мне. Ведь я всегда работаю, я не расслабляюсь. У меня нет периода, когда я работаю, а когда собираю лавры. Лавры, возможно, нужны как стимул, когда ты чувствуешь, что людям это нужно, что ты с ними говоришь на одном языке, что ты что-то меняешь в их жизни – только с этой точки зрения.

Я был свидетелем, как люди моей профессии теряли себя, когда цеплялись за хорошие слова, когда начинали дружить с артистами, когда переходили в сферу шоуменов, а не шоу-режиссеров, когда брали все проекты подряд, лишь бы заработать деньги. Буквально через год после их успеха их выбрасывали.  Потому что это уже был прочитанный материал. Обучение не должно прекращаться никогда.

С Никитой Алексеевым Олег работает с 2015 года. Это он снимал ему клипы "Сберегу" и "Как ты там?". Фото: Инстаграм Боднарчука

"Хотел отметить день рождения с родными в Италии"

- Вы к своему 40-летию готовы?

- Я готовился к этому год (смеется). Никуда от этого не деться, это все равно какая-то знаковая дата. Вроде до этого ты еще молод, а после этого уже зрелый.

У меня было такое ощущение, может, я сам себе так придумал, что мне надо как-то исповедоваться, оставить за этим рубежом все, что было, и все начать сначала. Думал, каким образом это сделать. И мне пришла в голову идея написать книгу, написать все, что знаю, что меня сформировало, помогло. Теперь мне хочется начать новый этап своей жизни, и я отлично понимаю, как это сделаю.

- 40 для мужчины – это много или нормально?

- В духовном плане это младенчество, возможно, юность. А в плане физическом есть чуть-чуть ограничения (смеется).

- Уверена, мужчины так же, как и женщины, переживают по поводу своего возраста.

- Да, но редко в этом признаются. Вроде это как манерность, кокетство. Это же, по-моему, называют и кризисом среднего возраста.

Я сегодня как никогда живу в гармонии с собой. Да и в принципе по жизни я научился приводить все в порядок. Мне кажется, этот навык мне очень помогает. Чтобы со мной ни случилось, какая-то неудача или депрессивные мысли, у меня сразу включается защитный механизм.

- Что это за механизм?

- Может, это высокопарно звучит, но я служу своей профессии. Мое настроение связано с моей работой. И если чувствую, что в одной сфере где-то оступился, резко переключаюсь на другое дело и начинаю заниматься им. Благодаря такому переключению мне удается достигнуть гармонии и баланса.

- Отмечать эту дату вроде как не принято. Или будете?

- Как я могу отметить в этих условиях (смеется).

- По скайпу, как все.

- Не понимаю, как это возможно. Очень хотел всю свою родню привезти на побережье Италии и недельку провести с людьми, которых не часто вижу, которых очень люблю и которые сыграли большую роль в моей жизни. Пока никакой Италии, но мечтаю отметить именно так. В общем праздник переносится на определенное время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

28 лет спустя: как сейчас выглядят актеры сериала "Элен и ребята"

Сложно поверить, но многим из них уже за 50.

Новости по теме: Интервью Режиссер