Загрузить еще

Карантинная реальность. Подсчитываем убытки вне зоны комфорта

Карантинная реальность. Подсчитываем убытки вне зоны комфорта
Фото: Фото: vv.org.ua

Украина продлила адаптивный карантин до 31 октября, а с 29 августа запретила въезд иностранцам. Трудно сказать, чем нам помешали зарубежные гости – найдется не так уж много стран с более печальной статистикой, чем у нас. К тому же все эти меры были предприняты на фоне обсуждения заявления экспертов ВОЗ, сделанное в начале августа. В частности, главный эпидемиолог организации Мария Ван Керкхове в интервью изданию заявила о недопустимости карантинов при второй и всех последующих волнах COVID-19, и вместо этого странам следует принять "локальные стратегии".

Эксперт напомнила, что к концу марта, когда вспышка коронавируса вышла из-под контроля по всему миру, более 100 стран ввели полную или частичную изоляцию, затронувшую миллиарды людей. С одной стороны, это был "грубый инструмент силы", который дал возможность странам выиграть время для подготовки систем здравоохранения к противостоянию Covid-19. С другой – мир получил огромные экономические, медицинские и социальные издержки изоляции.

Вот о них – огромных издержках – "КП" в Украине" и пообщалась с экспертами.

Экономика: глобальное обрушение

Экономисты говорят, что карантин оказал серьезное влияние как на глобальную экономику в целом, так и локально на экономику каждой страны.

- Карантин нарушил основные технологические цепочки, по которым двигались товары, услуги, рабочая сила и даже, обвалив фондовые рынки, повлиял на движение капитала, - отметил в комментарии "КП в Украине" экономист Алексей Кущ. - Кроме того, он стал спусковым крючком мирового финансового кризиса.

Природа развития глобальной экономики циклична, и каждый цикл деловой активности имеет свой период жизни, поясняет эксперт. А перезагрузка цикла деловой активности происходит как раз в точке кризиса. В отличие от социализма, капитализм эволюционирует, видоизменяется и перезагружается через кризис, в этом и заключается "пластичность" этой модели. При этом сам кризис бывает двух типов: глубокая рецессия (падение) или стагнация (долгий нулевой рост экономики). Кстати, многие экономисты считают, что стагнация более опасна, поскольку долгое время ничего не меняется к лучшему.

- Перед началом пандемии мы стояли на пороге кризиса, и у нас даже был шанс избежать глубокой рецессии и пройти кризис через стагнацию, - говорит Алексей Кущ. - Поворотная точка смены делового цикла могла реализоваться в концепции так называемого "размытого контура", когда новая монетарная теория и точечное применение отрицательных ставок позволяют на фоне замедления экономического роста удерживать совокупный спрос и капитализацию финансовых рынков на приемлемом уровне. Благодаря этому сохранялась призрачная надежда, что мир перейдет в "эру золотого века" с мегадлинным циклом деловой активности, что также называют устойчивым экономическим ростом.

Но, продолжает эксперт, в тот момент, когда мировая экономика жила в ожидании уникального экономического события – преодоления цикличности, мир накрыл коронавирус. Он полностью попадает под определение "черного лебедя": это событие никто не предсказывал, но когда оно наступило, все расставило на свои места. Коронавирус толкнул мировую экономику вниз, как камень, лежащий на склоне горы, и этот мощный удар вернул экономику в прежний цикличный характер развития. Сегодня мы наблюдаем обрушения экономик и в развитых, и в развивающихся, и в беднейших странах.

Медицина: упущенные тяжелые болезни

С приходом коронавируса медицина во всем мире начала вести себя так, словно кроме него никаких болезней не существует. Я знаю случаи, когда людей с инсультом в Киевской области не хотела принимать ни одна больница: в то время как в одних говорили о том, что "перепрофилировались" под коронавирусных больных, в других не желали принимать больного без справки о том, что коронавируса у него нет. Не могли получить помощь люди с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, многие из которых были буквально обречены на мучительную смерть.

Сегодня медики констатируют: если взглянуть на проблему более широко, можно увидеть во всем мире сотни тысяч упущенных раковых опухолей, инфарктов, инсультов, последствий гиподинамии для детей и пенсионеров, нарушения лечения сотен тяжелых болезней, депрессий, стрессов, безработицы, хаоса, социальных конфликтов и т.д.

При этом все чаще говорят о том, что во время этой пандемии, возможно, было бы вполне достаточно ношения масок и соблюдения социальной дистанции!

- Нельзя отрицать опасений в мире по ситуации с коронавирусом и влияния этой болезни на здоровье людей во всем мире, - говорит аналитик "Центра биржевых технологий" Максим Орыщак. - Однако действия политиков в разных странах и их указы нередко демонстрируют несогласованность. Это наталкивает население на мысль о том, что пандемия и карантин – не более чем политические рычаги, а реальная угроза не больше, чем от любого сезонного гриппа. Например, совершенно не согласуются между собой массовые празднества и мероприятия в разных странах и при этом требование ходить в масках в торговых центрах. Если есть реальная угроза, целесообразно организовать государственные компании по доставке продуктов и лекарств и т.д., а не разрешать работу торговых центров, увеселительных заведений, парков, курортов и т.д.

Общество: дефицит общения и депрессии

Максим Орыщак добавляет, что в число издержек от карантина стоит ввести и количество официально зарегистрированных безработных. За период с 12 марта по 20 августа 2020 года статус безработного получили 431,8 тыс. человек, что на две трети превышает прирост за аналогичный период 2019 года. Если жесткий карантин объявят еще раз, волна падения предложений о работе и увольнений будет катастрофической.

О последствиях карантина для психологического здоровья людей "КП" в Украине" писала не раз: многие признавались, что сидение в четырех стенах их просто убивает. Плохое настроение, дефицит общения, ссоры с домочадцами, стресс, депрессии, новые "коронавирусные страхи" – вот далеко не полный перечень психологических проблем, которые многим принесла самоизоляция.

Но психологи, не отрицая все эти негативные последствия, призывают посмотреть на ситуацию с другой стороны и попробовать найти в ней некоторые плюсы.

- Действительно, одна из важнейших потребностей человека – общение, - говорит психолог Виктория Егорова. – Это и обмен информацией, и передача эмоций и впечатлений. Карантин ограничил наши возможности общения, но так ли это плохо? Возможно, количество общения из-за карантина перешло в качество? В целом я бы сказала, что пандемия начала нас учить осторожности: очень выборочно и аккуратно подходить к межличностным контактам, оставлять самые важные и нужные, избегать лишних взаимодействий, держаться на расстоянии. А еще, заперев нас дома, карантин дал возможность внимательно присмотреться к тем, кто с нами рядом, найти новые способы взаимопонимания и взаимодействия. Тем же, кому хочется большего, современные средства связи уже давно предоставляют возможность общаться хоть со всем миром.

Для тех, кто потерял работу, возможно, пришло время задуматься о новых возможностях или даже своем деле, чтобы меньше зависеть от факторов, которыми невозможно управлять, продолжает эксперт. Все мы не раз слышали рекомендацию для успешного развития иногда "выходить из зоны комфорта", но кто же по доброй воле станет из нее выходить? Коронавирус же всех нас отправил "на выход", и, возможно, чем негодовать и горевать, лучше действительно попробовать использовать сложившуюся ситуацию и новый опыт для своего развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Трудовая миграция на карантине: где нам все еще рады

Новости по теме: Карантин