Центр Киева превратился в клубок разврата: от него по ниточкам - узким улочкам - вдоль главных зданий города и жилых домов выстраивались женщины, торгующие своим телом.
Получить "желтый билет" - удостоверение куртизанки - взамен на паспорт могла любая желающая. В "билете" помимо фотокарточки путаны и свода правил поведения стояли отметки о врачебном осмотре.
Вначале куртизанки получали от одного до трех рублей за час, чуть позже тариф подрос до 5 рублей. К примеру, в то время рядовой рабочий получал два рубля в день. В чистом виде деньги до девушек не доходили - изымалось все "мамашей" (хозяйкой борделя) в обмен на специальные "марки" или "боны". В конце месяца производился подсчет с вычетом услуг на содержание - еда, кров, одежда и прислуга - сколько "марок" собрала, столько рублей и получила. Никто из девушек особо не сопротивлялся жесткому обсчету, для жизни хватало, иногда за хорошую работу "мамаша" могла подарить новые туфли. Сносить их, правда, куртизанки не успевали - через 2-3 года девушку выгоняли из борделя: она или теряла "товарный вид", или становилась жертвой "дурной болезни". Везло больше тем, кого называли "элитными".
Легендарным местом в Киеве в те времена являлась "Яма" (улица Ямская была последним местом обетования куртизанок после долгих их скитаний по городу в поисках спокойного существования). После того как все дома терпимости были перенесены с Андреевского спуска и Эспланадной в "Яму", бордели начали делиться на категории. "Элитные", "трехрублевые" и "двухрублевые" относились к числу заведений-салонов, далее шли бордели, где оказывались услуги "эконом-класса", и в конце списка были "рублевые" притоны, на пороге которых гостей встречали первыми клопы и затхлый запах гнили. Но хуже притонов были так называемые "полтинничные" дома - всякий сброд захаживал сюда ночи напролет и издевался над девушками как мог. Доходило до того, что одна куртизанка могла обслужить до 40 человек за ночь, при этом не имея возможности передохнуть или выпить водки.
У самих куртизанок тоже была своя иерархия.
"Ночными бабочками" называли только уличных проституток, работающих у ресторанов, кабаков и театров. Одевались они ярко, так же красились и вызывающе себя вели - идешь по городу, а тебя хвать за руку и к себе волокут.
"Ночными феями" были куртизанки-одиночки - те, кто еще не попал на учет в полиции. Они вели себя разумно и не вызывали лишних подозрений - одевались как горничные, гимназистки или служанки. Эта группа девушек делилась еще на несколько: некие "дамы с собачкой" или "хамелеон" - эти использовали для обольщения малолетних детей; "хористки" - нелегальные девочки по вызову.
"Кокотки" были самыми коварными куртизанками. Эти дамы не стояли на учете и выдавали себя за светских львиц. Они были весьма образованны, эрудированны, модно одевались, знали, как себя вести в обществе, постоянно посещали салоны и театры. "Кокотки" были лакомым кусочком для обеспеченных мужчин - толстосумы владели ими как статуэтками и даже могли проиграть девушку в карты.
На самой низшей ступени в иерархии стояли "минерашки" - девушки, обслуживающие клиентов в нелегальных притонах под вывеской павильона для продажи минеральной воды или кваса. Вот так просто - зашел на стаканчик квасу и тут же за ширмочкой очень дешево удовольствие получил.
Проституция в Киеве в одно время стала не просто терпимым явлением, но и модой. В "элитные" салоны захаживали теперь не только чиновники и богачи, но и их жены. Так, легендарной стала история Анны Мендель.
Купеческая жена Анна была обладательницей безумной красоты. Еще с юности ее окружали мужчины - любовались, восхищались, жаждали. Но Анна до беспамятства любила своего мужа и оставалась ему верна. Увы, в расцвет разврата на киевских улицах разве что "стойкий оловянный солдатик" мог избежать чар куртизанок.
Мендель узнала, что ее благоверный стал ходить в "элитные" дома, и слишком часто. Сердце красавицы разбилось на тысячи кусочков, и гнев накрыл ее густой черной пеленой. Анна решила отомстить.
Раз любил купец куртизанок, почему бы и самой не стать ею. Госпожа Мендель начала публично продавать себя, уже зная, где чаще всего появляются высокопоставленные знакомые мужа. Скандал случился на весь Киев. Купцу пришлось спасаться бегством - такого позора он вынести не мог. Вскоре от душевных переживаний и мук совести муж Анны скончался, а сама девушка так и осталась частью этой жизни, кипящей в огнях красных фонарей. Мендель стала хозяйкой самого аристократического салона свиданий и приказала всем звать ее Мамашей Гинди.
В узких кругах Мамашу уважали и боялись, она была не просто владелицей борделя - это был поистине лучший салон для утех во всем Киеве. Богатые помещики, предводители дворянства, высшая администрация вплоть до губернатора Киева здесь бывали. А девушки, которые встречали клиентов и которых лично подбирала сама Мамаша Гинди, - лучшие из лучших: порядочные, шикарные, воспитанные и красивые. Все одинокие "кокотки" мечтали попасть в "рабство" к Мамаше Гинди, да что там, богатые и красивые вдовы не раз посещали салон и даже не ради денег, а для собственного удовольствия. Иной раз такие знатные женщины, переступив единожды порог дома Мамаши Гинди, уже не хотели его покидать никогда.
|
До легализации в начале XIX века киевские куртизанки обитали на Печерске в так называемом районе "Кресты" (нынешний завод "Арсенал" и кинотеатр "Звездный"). Называли девушек "крестовскими девчатами", и отличить их от обычных граждан могли лишь те, кто уже воспользовался их услугами. Мужчины приходили к ним в гости, прихватив с собой колбасу, сало и водку. Девушки готовили своим клиентам, накрывали на стол, выпивали вместе и лишь после шли в спальню. Почти романтика. Но как только раздавался второй удар Лаврского колокола, куртизанки поднимались на ноги, крестились и выпроваживали гостя. И не имело значение - получил он то, за чем пришел, или нет - молитва превыше всего.
После легализации первым местом для домов терпимости стал Андреевский спуск. Зашедший к девице гость, перед тем как снять шаровары, замирал и слушал, как в храме идет служба. Настоятели Андреевской церкви всеми силами старались избавиться от такого соседства - закидывали жалобами губернатора и даже место порока святой водой кропили. Власти старались урезонить ситуацию - переносили бордели чуть ниже к набережной. В отместку проститутки стали каждый день принимать крещение в Андреевской церкви, что очень злило священников. После кровавой стычки гражданской молодежи (студенты, чиновники, купцы) с военными курсантами, не поделившими контроль над притонами, все бордели с Андреевского спуска были перенесены за бульвар на Подольской Канаве, а после и в район Эспланадной улицы (сейчас Дворец спорта,) где они просуществовали свое "золотое время".
Последним местом обитания куртизанок стала легендарная "Яма". В 1885 году в жарких объятиях и грязной постели куртизанки от сердечного приступа умер гражданский губернатор Гудыма-Левкович. После такого скандала было принято решение бордели вновь перенести. Куда? Пока власти города думали, жители Ямской взяли инициативу на себя и сами выразили желание жить по соседству с притонами - экономику улицы, так сказать, улучшить: дома под бордели шли по двойному тарифу.
На момент переписи 2 марта 1874 года на 127 251 жителей Киева приходилось 205 проституток в "домах терпимости" и 128 вольно передвигающихся; 25 "мамаш" и 7 мужчин-хозяев борделей, а также 17 сводниц. Самих же домов с красными фонарями насчитывалось 29. К концу столетия, в 1897 году, цифры не особо изменились - почти при 250 000 жителей куртизанок значилось 153 девицы и один мужчина.