1 июня - Международный день защиты детей, но вряд ли мы часто задумываемся о том, от чего конкретно их надо защищать. Понятно, что все мы желаем нашим детям здоровья, счастья, мира, удачи. А сегодня давайте поговорим о том, что можно сделать сейчас, чтобы защитить своих детей от финансовых провалов в будущем.
Платить или не платить?
На днях мне попался на глаза пост известного блогера о том, что они с мужем платят своим детям за домашнюю работу. История такая: 11-летний сын мечтал о дорогостоящей покупке, на которую карманных денег ему не хватало, а родители не посчитали нужным ее покупать. Сыну предложили заработать. Поскольку у 11-летнего ребенка возможностей заработать не так уж много, он стал выполнять за деньги работу для родителей. В частности, мама выложила в сторис видео, как мальчик моет ее машину.
Подписчики мгновенно разделились на два лагеря.
Одни сочли это хорошей идеей и нашли массу плюсов: ребенок не болтается без дела, приучается к труду, учится ценить деньги, сам зарабатывает на мечту и т.д.
Другие такое приучение к труду категорически отвергли, настаивая на том, что основная работа 11-летнего школьника - это учиться. Кроме того, многих очень обеспокоил сам факт перехода с ребенком на жесткие отношения "услуга - деньги". "Это что же теперь, он с меня за каждый шаг будет требовать деньги? Бесплатно теперь ни книжки свои не уберет, ни чашку не помоет?!" - вопрошали они.
Так кто же прав?
Психологи говорят, что платить детям за работу можно, но при этом важно соблюдать несколько правил. И главное из них - платить только за ту работу, за которую вы бы платили другому человеку. То есть если вы платите за мойку машины, то можно поручить это и ребенку, но при этом пусть он будет готов, что и принимать качество работы вы будете, как принимали бы на мойке: никаких послаблений!
Или, например, присмотр за малышом. Если для того, чтобы сходить с мужем в кино, вы приглашаете няню присмотреть за младшим ребенком и платите ей за это деньги, то вполне можете заплатить за это и 15-летнему подростку. Но это должны быть четко оговоренные условия: три часа, за это время покормить, поиграть, погулять. И, естественно, это не означает, что старший теперь, как только ему будут нужны деньги, прочитает младшему брату стишок и будет требовать это оплатить.
Второй важный момент касается того, что платить нельзя за то, что входит в "зону ответственности" самого ребенка. Застелить за собой постель, помыть за собой посуду после завтрака, убрать вещи в своей комнате - это все его личная ответственность. И уж тем более не стоит платить ребенку за оценки, хотя во многих семьях это довольно популярная система поощрения.
Карманные деньги
Отвечая на вопрос, давать или не давать, психологи единодушны: карманные деньги детям давать надо, поскольку наличие собственных средств не только позволяет им чувствовать себя самостоятельными, но и приучает распоряжаться имеющейся суммой. Так что начинать давать детям деньги стоит приблизительно с 6 лет - с того момента, как ребенок идет в школу. Как правило, в это время у него появляются постоянные траты (на обед, проезд, покупку канцтоваров и т.д.), поэтому нужно начинать регулярно выдавать небольшие и обязательно строго фиксированные суммы.
А вот ответ на вопрос, сколько давать, уже сложнее. Если сумма будет слишком большой, ребенок может потратить ее на что-то ненужное, а с маленькой суммой он может чувствовать себя ущемленным по сравнению со сверстниками. Специалисты сходятся на том, что "золотую середину" нужно обсуждать с ребенком, принимая во внимание два основных фактора: его реальные потребности и материальные возможности семьи.
К сожалению, украинские семьи сегодня настолько бедны, что многие родители считают карманные деньги для школьника неразумным расточительством. Однако психологи предупреждают: давать деньги нужно обязательно! Даже совсем небольшая, чисто символическая сумма гораздо лучше, чем совсем ничего.
Еще одно важное правило касается частоты выдаваемых сумм. Здесь все просто: чем ребенок старше - тем реже финансирование. В начальной школе лучше всего давать деньги ежедневно, 10-12-летнему ребенку - раз в неделю, а примерно с 14 лет - раз в месяц. В этом случае ребенок постепенно учится самостоятельно планировать и распределять свои расходы.
При этом помните, что основная цель карманных денег - учить планированию доходов и расходов, поэтому от оговоренной суммы важно не отступать: не давать деньги среди недели, если они "внезапно кончились", не отбирать "излишки" (то есть если ребенок тратит не все карманные деньги, не надо делать переоценку его доходов в меньшую сторону) и не ограничивать карманные деньги в качестве наказания. Словом, сумма, выдаваемая ребенку, не должна меняться в зависимости от его склонности к экономии или расточительству, поведения и оценок в школе.
|
Фразу "нет денег" лучше смягчать
Ходить в магазин с трехлетней дочкой моей подруги было настоящей пыткой. Вместо слов "мама" и "папа" она выучила "дай" и "купи" и закатывала в магазинах такие истерики, что люди обходили нас по большому радиусу. Ей нужно было все: кукла, машинка, топор, платье, кастрюля, пучок щавеля, швабра, ершик для унитаза. Она могла вцепиться в самую неожиданную вещь в любом магазине, на любом рынке и даже на раскладке в переходе и истошно орать "Купиии!".
Подруга достаточно флегматично - "почти на автомате" - говорила фразу "нет денег", и маленькая Алинка начинала настоящее шоу. Ложилась на пол магазина или прямо на асфальт и, продолжая кричать, сучила руками и ногами, выгибала спину. В общем, зрелище не для слабонервных.
К счастью, слова подруги о том, что "все дети так себя ведут" и ее прогнозы "твоя подрастет - такая же будет" (моей дочке на тот момент было полгода), не оправдались. Да, честно говоря, несмотря на то, что денег у меня действительно на многие дочкины "хотелки" не было, именно этой фразы я старалась старательно избегать. В крайнем случае говорила: "с собой нет денег" или "сейчас нет денег" и всегда добавляла, что, если она не передумает, через неделю мы придем и купим понравившуюся ей вещь. Сразу скажу - возвращались крайне редко: успокоенная тем, что в принципе я не против новой куклы или кухонного набора, дочка тут же об этом забывала.
Интересно, что интуитивно я действовала абсолютно верно. Психологи вообще советуют избегать категоричного ответа "нет денег". Дело в том, что ребенок видит: это неправда. Ведь буквально через пару минут после этого заявления мама покупает продукты, заправляет машину, платит за химчистку, и ребенок понимает: деньги есть на все, кроме того, что хочет он. А это несправедливо!
Еще больше малыша может расстроить фраза "на ЭТО нет денег", которая только подкрепляет то, что он видит своими глазами: его желания и интересы в этой семье вообще никого не волнуют. Отсюда - сильная обида и истерика.
Психологи предупреждают: в возрасте примерно от 4 до 9 лет ребенок хочет в подарок практически все, что видит. Покупать все подряд, даже если позволяют финансовые возможности, не выход: мало того, что вы захламите весь дом, так еще и велика вероятность вырастить транжиру и эгоиста. Но жесткие отказы - это другая крайность, которой тоже нужно избегать.
Прежде всего объясните ребенку (естественно, не во время истерики в магазине, а в спокойной обстановке), что существуют разные категории покупок. Что-то необходимо купить прямо сейчас, а что-то может подождать, даже если очень хочется купить это немедленно. Перед походом в магазин с ребенком заранее договаривайтесь, что именно планируете покупать. А все, что сверх "программы", откладывайте на другое посещение.
Зная, что время для исполнения его желаний придет, ребенок будет спокойнее относиться к идее их отложить. А в будущем это трансформируется в крайне полезный навык не спускать все деньги в день зарплаты.
КОМПЕТЕНТНО
"Нужно научить детей видеть свои успехи"
Психологи говорят, что тема "денежного мышления" - это не только про то, как нужно обращаться с деньгами. На самом деле тема гораздо шире.
Психолог и НЛП-практик Инна Алексеенко приводит в пример типичную историю, когда родители не видят в успехах детей "ничего особенного". Ребенок научился читать - ему приводят в пример соседскую девочку, которая читает лучше. Научился писать - говорят, буквы кривые. Выиграл олимпиаду по истории - говорят, надо было идти на олимпиаду по математике.
- Можно было бы решить, что такие истории - про перфекционизм родителей, - говорит Инна Алексеенко. - Но главное здесь не это. Такой человек во взрослом возрасте будет обесценивать все свои успехи. Ему будет всегда казаться, что кто-то делает лучше, его диссертация по филологии и рядом не стоит с диссертацией по экономике и с такими "успехами" ему никогда не видать финансовой независимости.
Конечно, говорит Инна Алексеенко, детство не вернуть. Да и родителей обвинять не стоит: они воспитывали, как умели. Но мы вполне в состоянии научиться видеть свои успехи, даже самые мелкие, и самое главное - научить этому своих детей.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ