"Если ты хочешь", "О любви", "Рябина алая" Ирины Билык, "Шекспир" Виталия Козловского, "Возвращайся" группы "Авиатор"… Эти песни, которые знает вся страна, создал поэт и композитор Артур Железняк. Зачастую авторы у нас всегда находятся в тени. 16 февраля Артуру исполняется 50. Хороший повод поговорить не только про возраст, но и вспомнить интересные шоу-бизнесовые истории.
"Ира Билык очень ранимая"
- Артур, что скажете - в 50 лет жизнь только начинается? Как настроение?
- Настроение прекрасное! Уверен, именно творчество помогает мне чувствовать себя на столько, на сколько я хочу. Творчество, друзья, близкие, веселые истории, выступления на сцене - это все дает и внутренний заряд, и помогает видеть в днях рождения не только цифры.
- Звезды, которым вы создаете хиты, вспоминают про ваш день рождения?
- Конечно, вспоминают, и мне очень приятно. Иногда даже удивляюсь, что человек помнит. С некоторыми артистами, с которыми я работал, мы дружим до сих пор.
- С кем хорошо дружите?
- Ира Билык, Наташа Могилевская.
- Для Билык вы создали много хитов - "Если ты хочешь", "Навсегда", "Не такая, как все", "О любви", "Помнить", "Рябина алая"... Как у вас сложился такой тандем?
- Я написал для нее больше 15 песен. Ира вдохновляет. Расскажу предысторию. Начало было очень интересным. Она репетировала на моей репетиционной базе. Но сначала мы познакомились с Юрием Никитиным (гендиректор компании mamamusic, продюсер Ирины Билык. - Авт.). Он послушал мои песни, их было на целый альбом, сказал: шикарно, и отправил меня знакомиться с Ирой поближе. Мы покрутили песни, Ира сказала, что они прекрасны, ей все нравится. И я, довольный, иду к Юре и говорю: "Так и так, что будем делать, какую - первой?" На что он отвечает: "Знаешь, у тебя такие песни классные, но ни одна для Иры не годится. Будешь приходить ко мне в течение двух-трех месяцев, будем просто говорить про Иру. А ты пока с ней общайся, пей кофе". Так каждый день я приезжал в офис к Никитину, мы говорили о ней, о ее слушателях, кто они, кто она, и через 3 месяца Юра мне сказал: "Все, ты - готов. Иди - пиши!" Я написал альбом за неделю.
- Какой была первая песня?
- "Помнить". Помнить, и взглядом тебе напомнить...
- А какой вы увидели Иру?
- Она, бесспорно, уже была звезда. Но это не выражалось в чем-то плохом. У нас с ней были сыновья одинакового возраста, мы много о них говорили, ее эти вопросы сильно волновали, поскольку она не всегда могла уделить сыну должное внимание. Говорили, например, о том, какие мультики популярны, про отношения, про любовь.
В каких-то моментах она бывает очень уязвима. Звезды же очень переживают, как их воспринимает публика, когда слава начинает угасать или песня слушателям не заходит. Кстати, любовные истории для творческих людей особенно взрывоопасны, они их гораздо печальнее переживают.
Ранимая она, Ира.
- Есть любимая песня, написанная для нее? Знаю, что "Рябину алую" вы написали, глядя на ее фото для будущего альбома.
- Я все Ирины плакаты выцыганивал у Юры. С "Рябиной алой" связано очень много фотографий, плакатов, которые компания mamamusiс считает неудачными, а мне они все нравятся. На одной из них Ира была в таких классных алых бусах, что из этого родилась ключевая фраза в "Рябине алой".
Но самая яркая песня - это, наверное, "О любви". Мы тогда с Ирой много душевно разговаривали, у меня в голове даже клип сложился. Но Алан Бадоев снял все совсем по-другому, ему нужно все проще, нуарнее.
Кстати, вместе с этой песней я принес еще одну песенку, посчитал, что ее просто пролистнут. Но "О любви" отложилась по аранжировке, а "Если ты хочешь, чтобы я была с тобой" стали делать сразу.
Если вы помните эту песню, там поет детский хор. Поскольку я работаю в школе, для записи демки пригласил первых попавшихся мне девочек, которых поймал на перемене. Они мне простецки, фальшивенько напели то, что я хотел. Потом для записи песни Ира уже пригласила какой-то детский хор, долго возилась с ними, а потом перезванивает и говорит: "Слушай, такое все вылизанное, аж противно, приведи тех девочек, что у тебя". Тех самых простых девочек, которых я вытащил из школы, чтобы они что-то пропищали! Она настояла, и я нашел каждую из них, ведь тогда просто выхватывал на переменке. Привез в студию, Ира с ними закрылась. "Ты их учитель, не заходи, они тебя стесняться будут", - говорит она мне (смеется). Вроде ее не будут. Результат этой работы мы слышим на записи. Потом этих девочек брал для записи своей песни Андрей Данилко и "Табула Раса".
- Сделали девочек знаменитыми.
- Ну да (смеется). Причем никто из них особо и не пел. Наверное, и не нужно было. Нужна была просто душевность.
- А как "Рябина алая" попала к Звереву и "О любви" - к Киркорову?
- Права на эти песни у Юры Никитина. "О любви" стала саундтреком к фильму "Экипаж".
|
"С Могилевской учились в одной школе"
- С Натальей Могилевской у вас какие отношения?
- Мы с ней дружили, она младше меня на 3-4 года, мы учились в одной школе. Дружили, пели вместе на сцене. Потом у нас был перерыв. Снова начали общаться, когда она уже была звезда.
- Как это произошло?
- Она мне позвонила и говорит: "Артур, это безобразие! Ты пишешь песни всем, а своей практически однокласснице - нет".
Она не очень любила нашу школу по разным причинам, со всей школы она только с двумя учителями общалась и со мной. Поэтому, говорит, зайду к тебе через черный ход, не хочу, чтобы меня видели. И так приезжала ко мне несколько раз на студию (студия находится в школе. - Авт.), потом я к ней приезжал, у нас дружеские отношения. Наташа у меня много песен купила, но нет такой, которая бы была ее. Как-то не сложилось. Бывает, что не срастается. У нее были отличные песни - Сергей Пидкаура или его жена написали. Когда мы начали плотно общаться, она же больше продюсированием занималась - "Фабрика звезд", Real O. Может, все еще впереди.
- "Шекспир" - это одна из лучших и самых успешных песен Виталия Козловского. "Шекспир" как родился?
- Юра Никитин в то время следил за участниками программы "Шанс". Тогда и всплыл Виталик. И он привлек внимание Юры. Он был еще ничейный, и Юра очень серьезно думал, брать его или не брать на продюсирование. На тот момент у Козловского была бешеная популярность. И попросил меня сделать ему хорошую песню. Я рассматривал его выступления на "Шансе", и таким он у меня выплыл в эту песню.
Виталий тогда был абсолютно простым парнем из балета Русланы. Помню, как мы встретились, поехали на студию, записались, потом он выступил, но дальше Юра почему-то передумал заниматься Виталиком, и немного позже Козловский подписал контракт с Кондратюком.
Когда через годы мы опять с ним встретились в студии, это был уже чуть-чуть другой Виталик, к сожалению. Это был не тот Виталик, которого я знал...
- Стал немножко звездой?
- Немножко (смеется). Потом все встало в нужное русло. Но вот через год после нашей первой встречи я его не узнал. Я не мог подумать, что так человека меняет популярность. Не все справляются.
- Он ваш артист или не ваш?
- Он хороший, классный, но это не мой артист.
|
"Все думали, Никитин нашел формулу успешного трека"
- Как создать хит?
- Надо создать классную красивую песню. Дальше аранжировщики делают ее модной, артист вдыхает в нее жизнь, пиар-менеджеры очень правильно или неправильно пиарят. И когда все эти пазлы складываются, тогда песня может стать хитом. Но красивую песню изначально делает, конечно, автор. А рецепта никакого нет. Это мы увидели на примере группы Kazka. Все думали, что Юрий Никитин наконец-то нашел формулу такого трека, который может заработать в интернете, который будет слушать весь мир. Но, оказалось, эта формула не универсальна. Следующие песни не повторили умопомрачительных достижений трека "Плакала".
Песня точно будет красивой, когда автор переживает какой-то важный момент в личной жизни или его что-то безумно вдохновило. Вдохновение - вещь тонкая, приходит или когда очень плохо, или очень хорошо. Да, профессионал напишет неплохо, но это механическая работа.
Поэтому все авторы считают свои песни своими детьми и очень ревностно к ним относятся. Когда артист пытается изменить слово - будто у твоего ребенка ухо отрезают.
- У вас такие случаи бывали?
- Было, когда начинают менять текст. Но когда покупают права, у меня больше нет права сказать "нет". Дианна Гольде много в мои песни вписывала свой текст. Но ничего поделать не могу.
Даже с Ирой не всегда был согласен. Но ей в итоге петь эту песню, она тоже должна прочувствовать то, что прочувствовал я, значит, так должно быть. Если ей надо изменить слово, значит, надо, иначе она не донесет потом суть.
- За музыку у нас можно прожить?
- Только за музыку, наверное, нет. У нас такие гонорары, разве что можно машину заправить в течение месяца.
У меня отец живет в Америке. И когда я пошел получать очередную визу, на собеседовании надо было доказать, что у меня есть деньги. Я протягиваю альбом Ирины Билык, говорю, что автор песен. Они мне: "Вау! Ирина Билык. Так вы миллионер?!" У них с такой звездой, с такими песнями я мог бы быть миллионером.
- С кем хотелось поработать?
- Хотел написать Лепсу и Полине Гагариной, но как-то не сросталось. Слава Богу, у меня сейчас появилась певица Наташа Гоголь, которую я продюсирую, и все, что я хотел написать Полине Гагариной, пишу ей.
- Насколько сложно в нашем шоу-бизнесе продюсировать артиста? Много денег надо?
- Я по разным причинам 7 лет вообще не участвовал в шоу-бизнесе: писал немножечко для кино, чуть-чуть артистам, работал только с детьми. Сейчас вернулся - и все по-другому. Это просто какой-то кошмар. Новый проект втиснуть очень тяжело, хотя у нас не такой плотный шоу-бизнес. Есть несколько звездных конгломератов, не буду их называть, вы и так их все знаете, которые, наверное, очень ревностно относятся к приходу молодых артистов. Зайти на рынок практически невозможно. Даже деньги не спасут. Нужно козырять какими-то фамилиями, что ты с кем-то. А я не хочу быть с кем-то, я сам пишу песни. Крайне тяжело. Раньше было не так.
Чтобы зритель пошел на молодого исполнителя, для начала надо раскрутить песню. А как, если в масс-медиа стоит стена?! Раньше, откровенно скажу, это можно было решать деньгами, сейчас даже деньгами не решается. Просто стена.
|
"Дети слушают преимущественно разную русскую ерунду"
- Вы до сих пор работаете в школе. Это, наверное, чуть ли не единственный случай, когда известный и талантливый композитор преподает в обычной средней школе. Как вам работа с детьми?
- Музыку преподаю, вокал в кружках. Да очень классно! В шоу-бизнесе такие амбиции летают, столько негатива вокруг, надо все это как-то переживать. Квинта, например, йогой занимается. Мне дети помогают. Обнимашки, классные уроки, аплодисменты, улыбки - это так шикарно! С ними я чувствую себя молодым и все негативы улетают. Это же не ради заработка. Во время карантина очень по ним скучал.
- Кто из наших звезд пользуется популярностью у детей?
- У очень маленьких, они все на современные танцы ходят, Монатик. Детям чуть постарше - класс 4-5-й, может, 6-й - совсем чуть-чуть заходит "Время и Стекло". Все остальные наши звезды делают, наверное, все, чтобы наши дети их не слушали и вообще не интересовались украинской эстрадой, а включали Моргенштерна. Его они слушают с удовольствием.
Я спрашивал у учеников 10-11-го классов: "Ребята, кто слушает Тину Кароль?" Ноль. Иногда слушают "Беz обмежень" - но это единицы. Также не наблюдаю у себя в школе безумной популярности Потапа. Даже среди младших классов. У кого ни спрошу - так и слышу: нет.
- А что слушают?
- Если говорить про украинскую музыку, это отдельные хиты. Например, "#Охрана_отмєна", послушали, прошел месяц - и все, песня ушла. Полякову и Винника знают, потому что этих артистов слушают родители. Да, Alyona Alyona заходит, это более молодежная музыка. А так слушают преимущественно разную русскую ерунду.
- Слушала недавно блогера и музыканта Кирилла Нечаева - он бесподобно копирует артистов, причем от Лагутенко до Арбениной. Это талант, тренировки?
- Прежде всего, врожденный талант, эластичность связок. Плюс тренировки.
|
СПРАВКА
Артур Железняк родился 16 февраля 1971 года. Работал в телепроектах "Шанс" и "Фабрика звезд". Автор песен для Ирины Билык (альбом певицы "Любовь. Яд" за первые 10 дней стал платиновым, большинство песен для него написал Железняк), Виталия Козловского, Ассии Ахат, Владимира Гришко, групп "Авиатор", "4 короля".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ