Мы всегда знали, что из Украины уезжают умы и рабочие руки – программисты, инженеры, биохимики, строители, слесари, техники… Но не особо переживали – обойдемся. Знали, что уезжают и врачи, но тоже относились спокойно: оставшихся хватит.
И вот настала ситуация, когда может и не хватить.
Польский сейм уже принял нормы облегченного трудоустройства иностранных медиков на работу, осталось их утвердить тамошнему сенату. Решение, скорее всего, будет положительным.
В условиях такой мощной эпидемии, какую сейчас переживает мир, самое ценное даже не койко-место в больнице, а медицинский персонал. За него Украине придется выдержать битву, в которой она сильно рискует проиграть.
Самое трудное – это принять решение
Украинских медиков в Польше ждали всегда и предлагали хорошие зарплаты. Отпугивала лишь процедура подтверждения профессии и необходимость поначалу спускаться на несколько ступенек ниже своего уровня. Требовалось от 2,5 до 3 лет, чтобы пройти нострификацию диплома, сдать экзамены на знание польского медицинского языка, несколько профессиональных сложных тестов и отдать 13 лет испытательной практике, чем-то похожей на нашу интернатуру, но со своими особенностями.
- Я приехал в Польшу два года назад и до сих пор подрабатываю техником по стерилизации медаппаратуры, а супруга – медсестрой. Мы проходим практику, но испытания подходят к концу. Скоро займемся полноценной врачебной работой. Договоренности о трудоустройстве уже есть, - рассказывает 45-летний анестезиолог Петр Чернега из Ивано-Франковской области. – За это время мы продали в Украине дом и купили квартиру в кредит в пригороде Варшавы. Дочка учится в польской школе, старший сын поступил в Варшавский университет.
Петр говорит, что самое трудное для них с женой было принять решение круто переломить свою жизнь. Если бы трудоустройство в Польше тогда облегчили так, как сейчас, колебания были бы намного короче.
…И плюс служебное жилье
С 1 апреля этого года, когда коронавирус вовсю показывал зубы, Польша уже упростила трудоустройство иностранных врачей, которые получили квалификацию вне зоны ЕС. Сложную процедуру подтверждения диплома упростили до профессионального экзамена. А сейчас требования и вовсе будут "детскими". Основные – 3 года стажа и базовое (даже не специфическое) знание польского языка.
- Врачу, который пройдет формальное собеседование, гарантируется контракт на 5 лет и зарплата от 1500 до 2000 евро, - констатирует президент Всеукраинского союза защиты и безопасности пациентов Виктор Сердюк. – Если польский сенат одобрит изменения в законе, из Украины только на первых порах могут выехать до 1000 врачей. И это в условиях стремительно развивающейся эпидемии.
Забив тему навскидку в поисковик, "КП" в Украине" нашла больше пяти агентств, которые предлагают услуги по трудоустройству медиков в разных городах Польши. С учетом последних веяний бизнес-рекрутинг рассчитывает на свое успешное развитие.
- Звонков и раньше было достаточно, а сейчас стало гораздо больше, хоть новые правила еще не приняты, - рассказывает Максим, рекрутер одного из агентств. – У нас даже решили взять двух новых менеджеров для работы с потенциальными эмигрантами. Польша запрашивает практически все специальности – терапевтов, реаниматологов, хирургов, урологов, лор-врачей, офтальмологов. Даже массажистов и инструкторов по лечебной физкультуре. Для тех, кто будет работать с ковидными больными, предусмотрены хорошие доплаты.
Петр также отметил, что многие медицинские фирмы обеспечивают украинцев бесплатным жильем (оплачивать надо только коммуслуги). Это комфортабельные комнаты в общежитиях с набором всей необходимой бытовой техники. А врачи, согласившиеся на семейную практику в провинции, могут получить служебный домик с маленьким садиком и цветником.
- Предлагают до 10 тысяч злотых, - отмечает наш собеседник. – И оснащенную по всем современным требованиям амбулаторию.
Работайте за счастье родину любить
А что мы можем предложить за решение остаться? Только чувство благодарности, которое худо-бедно начинает в нас воспитывать коронавирус, потому что раньше превалировало предвзятое отношение к врачу. И счастье любить свою страну... без уверенности, что она отвечает пониманием и взаимностью.
Многие медики не могут забыть, как в начале эпидемии власть оставила их без масок и защитных костюмов – все сплавили за рубеж. Как трудно выбивались доплаты инфекционистам, а другие врачи, которым также приходится контактировать с коронавирусниками, так и остались без вознаграждения. Что на страховку от государства люди, находящиеся в зоне постоянного риска, могут рассчитывать только в случае смерти или инвалидности от COVID-19. И, если ты отстоишь лишнюю смену, не факт, что просто похвалят.
В Польше принят закон, которым врач освобождается от ответственности в случае неправильного лечения коронавируса. Потому что никто в мире не знает, как лечить его правильно! В Украине каждый медик рискует попасть под уголовную статью, если на него накатают жалобу в полицию. И не только по профессиональным соображениям.
Вспомним недавний конфликт депутата Киевсовета Владимира Бондаренко с доктором "Добробута" Вадимом Елизаровым из-за языка общения. Частная клиника достойно заступилась за своего специалиста. А если бы это случилось в районной больнице? Стало бы руководство наступать на хвост зарвавшемуся депутату, на стороне которого хоть местная, но власть? Не факт, не факт…
Ну а главное – это оплата труда, размер которой постоянно вынуждает пациентов совать доктору купюры в карман, делая его хроническим коррупционером. И сколько бы ни обещал министр Максим Степанов "выбить" медикам ставки по 20 тысяч гривен, они в это не поверят. Будут класть на весы сомнений не мифическое, а фактическое жалование.
- Конечно, мы обсуждаем польские перспективы, - говорит семейный доктор из Киева Наталья Н. (фамилию просила не указывать, чтобы не получить нагоняй). – Никого не устраивают сегодняшние заработки. Я вот уехать не решусь, да и не пустит муж, у него нормальный бизнес. Но есть семьи, где оба супруга медики. Таким проще сорваться с места.
А может, опять обойдемся?
- Переломить ситуацию могут только зарплаты на уровне среднемировых, - уверен Виктор Сердюк. - Это не меньше 1000 долларов по курсу. И ничего шокирующего – средняя зарплата чиновников.
По большому счету, Польша оказалась в такой же ситуации, как и мы. Дефицит в медиках не потому, что страна сплошь больная, а потому что свои врачи уехали за лучшей судьбой в Германию или Австрию. Трудовая миграция – это естественной процесс.
Вот только у Польши в запасе есть Украина и Беларусь…
- А у нас ничего нет, неоткуда черпать ресурсы, - констатирует терапевт Руслан Добровольский. – Наши зарплаты в государственных клиниках до такой степени неконкурентны, что мы не может рассчитывать даже на кадры из слабо развитых азиатских стран. Не говоря уже о бывших странах СНГ.
Характерный момент: в объявлениях о наборе врачей в Польшу фигурирует желаемый возраст 30–50 лет. Переманить стараются не молодежь, у которой мало практики, а взрослых и опытных. Можно, конечно, покачать головой: ай, как некрасиво оставлять соседа "голеньким"! Только когда речь идет о выживании своей семьи, о соседях думают в последнюю очередь.
А мы просто ни о чем не думаем. Мы говорим, что думаем! Обещания развернуть мобильные госпитали остаются словами. Потому что неизвестно, кто в них будет работать. За полгода эпидемии, когда масштаб беды сто раз уже должен был быть ясен, у нас не попытались открыть экспресс-курсы медсестер и младшего медицинского персонала.
Деньги из коронавирусного фонда закатаны в асфальт, который непременно треснет по весне, и отданы на патриотические сериалы. И ведь этого тоже не забудут врачи, когда станут взвешивать отношение к себе в родной стране и в чужой.
Так, может, пусть уезжают? Привыкли уже – как-то обойдемся…
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ