Количество погибших - 298 человек, попытки российской стороны откреститься от причастности к трагедии и конкретные факты, которые указывают на вину России… На протяжении пяти лет виновные в крушении Боинга-777 рейса МН17 малазийских авиалиний до сих пор остаются на свободе.
Почему следователям пришлось по крупицам собирать детали случившегося так долго? И зачем российские СМИ удалили первые сообщения о сбитии сторонниками ОРДЛО самолете? Эти удаленные новости остались в вебархиве, как и видео, опубликованные ими почти сразу же после падения авиалайнера.
Должны были лететь 12 часов...
Рейс МН17 компании Malaysia Airlines летел из Амстердама в Куала-Лумпур (столицу Малайзии) в 13 часов по киевскому времени. В самолет Боинг-777 зашли 283 пассажира (в том числе 80 детей) и 15 членов экипажа. Среди них граждане 10 стран, однако большинство - нидерландцы. Полет должен был длиться 12 часов, но на землю находившиеся на его борту так и не приземлятся… Ведь, спустя 2 часа 49 минут в авиакомпании сообщили, что связь с летевшим над Донбассом Боингом пропала. Это было примерно в 16:15 по киевскому времени. Как позже указали в докладе Dutch Safety Board, все бортовые системы перестали работать в 16:20:05.
Боинг-777 “перепутали” с военно-транспортным самолетом Ил-76
В украинских СМИ сообщения о падении авиалайнера появились около 18:00. Одними из первых об этом сообщил внештатный советник министра внутренних дел Украины (до ноября 2014-го) Антон Геращенко и лидер группы “Информационное Сопротивление” Дмитрий Тымчук. Последний заявил: “Украинские силовики из состава сил АТО не имеют в зоне проведения операции средств ПВО”. А Геращенко предположил, что самолет был сбит из ЗРК "Бук".
В свою очередь, главный редактор Цензор.нет Юрий Бутусов написал, что “российская ПВО нанесла удар по гражданскому авиалайнеру”, перепутав его с другим самолетом”. Он сослался на источник в Минобороны. Почему именно “перепутала”? За день до трагедии 16 июля в небе над Донбассом пролетел украинский Ил-76. Он, вероятнее всего, и был целью сторонников ОРДЛО. Но 17 июля украинская авиация не летала.
“Предупреждали же - не летать в нашем небе”
В это же время, российские СМИ и информагентства сторонников так называемых “ДНР” и “ЛНР” начали сообщать о сбитом транспортнике Ан-26 украинских ВВС. В 18:50 по Киеву в группе "Сводки ополчения Новороссии" был опубликован видеоотчет, как назвали сторонники ОРДЛО, “птичкопада”.
- В районе Тореза только что сбили самолет Ан-26, валяется где-то за шахтой "Прогресс". Предупреждали же - не летать в нашем небе. Птичка упала за террикон, жилой сектор не зацепила. Мирные люди не пострадали. А также еще есть информация о втором сбитом самолете, вроде бы Су, - говорится в сообщении.
Также около 19:00 (киевское время) о сбитом украинском АН-26 сообщили РИА Новости и Лайф-ньюз. Тогда же в сети начали появляться первые видео и фото с места событий. Многие новости и сообщения вскоре были удалены, в том числе и выше цитируемое. Однако, оно сохранилось в вебархиве.
Позже стало известно, авиалайнер потерпел крушения над донецким Торезом из-за ракеты серии 9М38. Она была выпущена из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) “Бук”. Части самолета упали в районе населенных пунктов Грабово, Рассыпное, Петропавловка.
Не должен был лететь над Торезом: за день до трагедии маршрут изменили
Рейс МН17 в день трагедии отклонился от привычного маршрута. Если до этого лайнер этого рейса пролетал над юго-западной частью Донбасса, то 17 июля он летел с западной в восточную часть области. То есть пролетал на 70 километров восточнее от тогда еще областного центра Донецка. При этом маршрут был изменен за день до трагедии. Больше об этом факте можете прочитать в статье “СМИ: Маршрут малазийского Боинга был изменен умышленно?”.
ЗРК “Бук” не выпускают с 1986 года
Спустя месяц после авиакатастрофы МН17 была создана Международная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT) во главе с Нидерландами. В нее также вошли представители Украины, Нидерландов, Бельгии, Австралии и Малайзии. Совместно они пришли к выводу, что MH17 был сбит ракетой из установки "Бук", принадлежавшей 53-й бригаде Вооруженных сил России, базирующейся в Курске.
Россия же пыталась опровергнуть свою причастность к трагедии, забравшей жизни 298 человек. Так, 21 июля 2014 года в государстве заявили, что Боинг был сбит выпущенной из украинского “Бука” ракетой. Спустя два месяца после этого в сентябре министр обороны РФ Сергей Шойгу повторил, что ответственность за падение "Боинга 777" лежит на властях Украины. В декабре версия российской стороны по поводу виновных в трагедия снова сменилась. Тогда они уверяли, что Боинг сбил штурмовик Су-25.
В 2015 году представители российского концерна "Алмаз-Антей", который производит "Бук", заявили об окончании эксплуатации комплекса "Бук" еще в 2011 году. Поскольку срок годности зенитно-ракетного комплекса составляет 25 лет, а последний раз “Буки” выпускали в 1986 году. Поэтому официально “Буков” нет на вооружении российской армии.
Россия уверяла, что Украина “подделала доказательства”
Первые результаты уголовного расследования причин катастрофы JIT представила 28 сентября 2016 года в Нидерландах. Международная следственная группа предоставила факт того, что “Бук”прибыл в Украину из России. В Министерстве иностранных дел России тут же заявили: Украина "подделала доказательства". Россия якобы "единственная, кто направляет достоверную информацию и раскрывает все новые данные". 16 июля 2019 года в ЕС призвали Россию взять на себя ответственность за сбитый "Боинг", а также начать сотрудничать со следствием для установления виновных.
Кто виновен в трагедии?
В марте 2017 года после дополнительного расследования о предположительном участии российского генерал-майора Сергея "Хмурого" Дубинского в крушении малайзийского "Боинга" рейса MH17 в Bellingcat назвали его главным транспортировщиком “Бука” к месту выстрела. Подтверждением этому являются и аудиозаписи СБУ от 17 июля 2014 года. На них, вероятно Дубинский, решает вопросы транспортировки и логистики: "куда грузить "Бук" и "куда поставить мою установку". Спустя почти два с половиной года после этого 19 июня 2019 года в Bellingcat озвучили имена пяти фигурантов по делу о крушении малайзийского Боинга. Это:
- экс-министр обороны "ДНР" Игорь Гиркин с позывным "Стрелков";
- глава военной разведки в "ДНР" Сергей Дубинский с позывным "Хмурый";
- командир "разведывательного батальона Крота" в разведке так называемой "ДНР" Леонид Харченко с позывным "Крот";
- подчиненный Харченко Эдуард Гилазов с позывным "Рязань";
- командир взвода разведывательной роты Олег Шарпов с позывным "Змей".
Кроме того, к авиакатастрофе причастны:
- Олег Юлдашович Пулатов, позывные "Гюрза" и "Халиф";
- Игорь Николаевич Безлер, позывной "Бис";
- Сергей Сергеевич Поваляев, позывной "Боцман";
- Валерий Александрович Стельмах, позывные "Наемник" и "Батя";
- Игорь Иванович, Украинец, позывной "Минер";
- Александр Сергеевич Ходаковский, позывной "Скиф";
- Александр Александрович Семенов, прозвище "(Сан) Саныч".
Премьер Малайзии о вине России: “Пока нет никаких доказательств, только слухи”
Малайзийское правительство неоднократно высказывало свои сомнения по поводу результатов расследованию трагедии авиалайнера Boeing 777 рейса MH17. Сначала премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад просил предоставить весомые доказательства вины России, а чуть позже и вовсе назвал результаты расследования JIT “антироссийскими”. Кроме того, Мохамад высказывал предположения, что за трагедией могут стоять “боевики” Украины или даже украинское правительство.
- Они обвиняют Россию, но где доказательства? Мы знаем, что ракета, сбившая самолет, российского типа. Но она также может быть изготовлена в Украине. Нужны твердые доказательства, чтобы показать, что выстрел совершили россияне. Это могли быть боевики в Украине или украинское правительство. Потому что у них есть такие же ракеты, - заявил Мохамад.
Он высказывал свое недоверие к выводам комиссии и требовал неопровержимых доказательств вины России в случившемся.
- Мы хотим доказательства вины (России, - Ред.). Но пока нет никаких доказательств, только слухи, подчеркнул Мохамад.
Подобные высказывания 94-летнего политика возмутили родных малазийских жертв трагедии. Они рассказали, что эти комментарии Мохамада вызвали ужас и горе.
Суд состоится 9 марта 2020 года
8 июля Украина передала Нидерландам дело о крушении авиалайнера Boeing-777 рейса МН17. Еще в июле 2017-го представители пяти стран (Нидерландов, Украины, Австралии, Малайзии и Бельгии) при обсуждении наиболее эффективного варианта расследования трагедии определили место проведения суда. Он состоится в Нидерландах 9 марта 2020 года.