Настрой на победу, самоконтроль, мобилизационная готовность, умение собраться в бою, расслабиться между попытками и накопить ресурсы – это вкладывает в своих подопечных олимпийцев спортивный психолог. Нынешние Олимпийские игры (как, впрочем, и любые другие спортивные соревнования) – просто действующий вулкан эмоций и стресса.
Показателен пример четырехкратной олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Симоны Байлз (США), которая, завоевав серебро в командном многоборье и бронзу на бревне, отказалась от дальнейших выступлений, а все ради душевного спокойствия. Или наша дзюдоистка Даша Билодид, которая была так расстроена тем, что не получит "золото", что едва не отказалась сражаться за бронзовую медаль. Хорошо, что мама ее уговорила – и Даша принесла Украине первую медаль в этой Олимпиаде и вообще первую олимпийскую награду в женском дзюдо.
"Хотела отказаться от всего этого, так как моя главная мечта уже не сбылась. Настрой был на нуле. Единственное, что смотивировало меня, это последние мамины слова перед выходом на татами: "Выиграй эту медаль ради меня", - писала спортсменка в Инстаграм.
Как сохранить самообладание и направить его на достижение высоких результатов и почему жесткая тренировка – не всегда залог победы, "КП в Украине" рассказала спортивный психолог, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Национального университета физического воспитания и спорта Украины, спортивный психолог молодежных сборных Украины по футболу Марина Мосьпан.
- Марина, расскажите, как начинается психологическая подготовка спортсменов к Олимпийским играм?
- Психологическое сопровождение спортсменов в подготовке к Олимпиаде осуществляется в четырехлетнем олимпийском цикле. На каждом этапе цикла стоят свои задачи. Это время для совершенствования психологических умений, а также поддержания психической готовности, выведения атлетов на пик готовности к выступлениям, реабилитация после перенесенных психических нагрузок, травм.
- То есть четыре года вы настраиваете их на победу? Задачи психологов не меняются от года к году?
- Программа первого года подготовки направлена на определение степени психологической подготовленности, на мотивацию, управление эмоциями, развитие внимания, на работу с травмами, развитие навыков релаксации.
Во второй и третий годы олимпийского цикла подготовки идет уже практическое применение и корректировка освоенных психологических умений во время тренировок и соревнований.
Четвертый год - один из самых напряженных. Во-первых, это отбор в олимпийскую команду, спортсмену надо выйти на пик своей формы и успешно выступить. Во-вторых, в психологической поддержке и помощи нуждаются спортсмены, которые не прошли олимпийский отбор. В-третьих, проводится психологическая работа со спортсменами, завершившими выступления на Олимпиаде - как с победителями, так и с проигравшими.
|
- Для каждого спортсмена-олимпийца есть своя программа психологической подготовки? С учетом личностных качеств?
- Безусловно, программа подготовки спортсмена разрабатывается с учетом индивидуализации, специфики вида спорта, особенностей соревнований. Это систематическая, планомерная работа, направленная на увеличение психологических ресурсов, способствующих максимальной успешности соревновательной деятельности.
- Каковы цели спортивного психолога: мотивировать или убрать страх перед соревнованиями?
- Наставления перед стартом чаще всего имеют цель сформировать у спортсмена положительное отношение к предстоящему соревнованию, вызвать желание участвовать в нем, укрепить уверенность в своих силах, повысить активность.
Перед соревнованиями важно очень качественно сделать две вещи: укрепить уверенность спортсмена в собственных силах и одновременно с этим стабилизировать его психологическое состояние. Даже если в ход пойдут экстраординарные приемы воздействия на спортсмена, противоречащие общепринятым педагогическим канонам. Нельзя допустить, чтобы наставления усилили чрезмерное возбуждение спортсмена или, наоборот, усыпили его бдительность.
- Какие слова психологи чаще всего говорят спортсменам, чтобы их поддержать?
- Не существует одного универсального набора слов поддержки для всех. Человеческая психика очень сложная, и в каждой конкретной ситуации - свои слова и свои пути решения, как поддержать.
У одних преобладает возбуждение, где действия опережают мысль, а у других - торможение. Кого-то надо взбодрить "кнутом", кому-то дать "пряник", кому-то снова напомнить, как он любит свое дело, а с кого-то снять напряжение долга, разрешить просто попробовать это сделать еще раз и передать ему свою веру в него, что он обязательно справится.
- А есть ли проблемы, с которыми в вашей работе приходится сталкиваться чаще всего?
- Отказ от карьеры в ее расцвете, отказ от значимых соревнований в жизни. С этим встречаешься не так часто, но бывает. А также - социальная незрелость, безнравственное поведение, девиантное поведение.
- Складывается ощущение, что олимпийцы – просто титаны духа, умеющие держать себя в руках всегда и везде. Но ведь они тоже люди со своими слабостями…
- Каждый из них переживает взлеты и падения, травмы и разочарования, желание все бросить и уйти из спорта навсегда, но удерживает безумная любовь к борьбе… Отборочный год, как я уже говорила, один из самых напряженных в жизни атлета, надо не только пройти, но и сохранить пик своей спортивной и психологической формы до олимпийских стартов.
Например, сложность этого года для некоторых дзюдоистов заключалась в том, что им пришлось до последнего соревноваться (до начала июня шел олимпийский отбор). Не растерять силу духа, когда до Олимпиады остается лишь шаг, бороться до конца, выдержать давление и не утратить веру в себя… Награда - успешное прохождение последнего этапа отбора.
Нам кажется со стороны, что они нечувствительны к стресс-факторам. Но спортсмены - не "психороботы", они также переживают негативные эмоции. Человек из спорта высших достижений не нечувствителен к стрессорам, а имеет уже выработанное со временем конструктивное, позитивное отношение к сложным ситуациям и ошибкам, даже к тем, с которыми не удалось полностью справиться. Он владеет навыками самоконтроля, релаксации, знает о своих ресурсах и умеет их мобилизовать.
- Но ведь поражение на Олимпийских играх многим кажется минимум концом света, бесполезной тратой усилий, финалом их спортивной карьеры?
- Да, кто-то будет рассматривать вариант окончания карьеры, кто-то будет переживать состояние фрустрации, потеряет веру в себя и в свой спорт… Для многих спортсменов эта Олимпиада послужит хорошим уроком, хорошим опытом, который поможет в дальнейшем увеличить их возможности и дать дополнительные ресурсы. Важно, чтобы человек не утратил мотивацию, волю к победе. В этом случае он проработает, поймет свои ошибки – и примет это как колоссальный опыт, чтобы выйти на новый уровень.
|
- На токийской Олимпиаде мы узнали об американской гимнастке Симоне Байлз, которая снялась с выступлений после первой неудачи. Причиной стал нервный срыв? Не подготовилась, утратила самооценку?
- Многие говорят о срыве Симоны Байлз… Я бы хотела отметить, что на всех спортсменах-олимпийцах лежит груз ответственности – у кого-то больше, у кого-то меньше. А еще мы не всегда учитываем тот факт, что на них воздействуют не только соревновательные стрессоры, но и те, что они получили до поездки или уже в Олимпийской деревне. Это могут быть организационные стрессоры или связанные с жизненными обстоятельствами, очень значимыми для спортсмена (отношения с родственниками, друзьями, с тренером…). В подготовке к Олимпиаде нет мелочей. Мы доподлинно не знаем, что являлось первопричиной сложной ситуации в случае с Байлз, но можем констатировать - она не справилась с психологической нагрузкой, не подошла к старту в необходимой психологической форме.
- Главный мотиватор "Ты представляешь целую страну" - разве он не мог бы заставить спортсменку взять себя в руки и идти дальше?
- Выступать за свою страну – это всегда большая честь! Когда стоишь на пьедестале и звучит гимн твоей страны – испытываешь непередаваемые патриотические чувства. Но не всегда желание оправдать ожидания, отстоять честь своей страны может быть реализованным из-за ряда причин.
- Взять наших украинских спортсменов. У них есть и любовь к их виду спорта, и к стране, и условия для тренировок – но почему-то мы уступаем по олимпийским медалям то китайцам, то американцам…
- Наши спортсмены вкладывают не меньше усилий в свою подготовку, чем американские или китайские спортсмены и их тренеры.
Думаю, что вопрос "почему мы уступаем?" надо поднимать еще с детско-юношеского спорта. Создавать как можно больше программ по улучшению здоровья детей нашей страны в целом. Необходимо увеличивать количественные и качественные показатели, чтобы в дальнейшем у нас была конкуренция среди спортсменов при формировании сборных в спорте высших достижений.
Постоянно совершенствовать и улучшать материально-техническое обеспечение центров олимпийской подготовки, расширять материально-технические возможности спортивной науки, развивать инновационные технологии. Вопрос развития олимпийского резерва заслуживает нашего постоянного внимания.
- Иногда кажется, что в тех странах детей начинают очень жестко тренировать с младенчества для участия в Олимпиадах. Мы видели кадры, где дети рыдают от усталости, но тренеры заставляют их заниматься…
- Многие люди, которые находятся под давлением именно жесткой системы подготовки, "ломаются" еще в детском возрасте и не доходят до спорта высших достижений. Одной из ключевых задач в этих странах является качественный отбор способных выдерживать значительные физические и психические нагрузки и добиваться результатов.
- Подскажите как может себя мотивировать на достижение успеха не только спортсмен, но и любой другой человек?
- Очень часто мы сталкиваемся с желанием достичь определенных высот, целей, при этом не готовы выйти за границы мышления, поменять свои ограничивающие убеждения и самое главное – начать действовать. Когда ты не просто хочешь и даже знаешь, как этого достичь, ты идешь и делаешь шаг за шагом, день за днем в рутине, усталости, но в любви к своему делу, не теряя самое главного - вдохновения!
Оно поддерживается с помощью своих же психологических ресурсов: тренируйте психические процессы, пусть трудности вас "бодрят", разрушайте стены надуманных барьеров и страхов, не забывайте про физическую активность, делайте перезагрузку, проводите эмоциональную разрядку, переключайтесь на другие виды деятельности, научитесь техникам релаксации.
- Когда устают спортсмены – как они приводят себя в норму, снимают стресс?
- Спортсменов учат планировать свое время, преодолевать стресс с помощью переключения на другие виды деятельности, которые вообще не связаны со спортом, владеть техниками релаксации. Наши олимпийцы рисуют, поют, танцуют, занимаются другими видами спорта. Например, фехтовальщики, баскетболисты, футболисты могут заниматься боксом, плаванием, гольфом, теннисом, чтобы переключиться и снять накопившееся напряжение и усталость – это и полезно, и продуктивно.
- Психологи готовят спортсменов к окончанию карьеры?
- Да, в какой-то момент у них начинается новая, вторая жизнь, и очень часто они переживают окончание карьеры как кризис.
От кризиса они могут спасаться по-разному: депрессия, алкоголь, разводы… Но если спортсмен еще во время своей карьеры постоянно работал над собой, направлял свою деятельность в разные аспекты жизни, своего развития (от учебы до бизнеса и семьи), тогда ты за него спокоен. Кому-то надо помочь узнать себя с новой стороны, подключить профориентацию и расширить границы мышления. Это тоже часть работы спортивного психолога.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ