Черниговщина долго держалась в числе областей, которые не сильно пострадали от третьей волны ковида. Но 29 марта она тоже попала в "красную" зону – всю предыдущую неделю у них было много госпитализаций.
На сегодня в регионе две большие проблемы - постоянная угроза недофинансирования медучреждений и забитые электрички Чернигов-Киев. Как их решают и в чем областям помогает СНБО глава Черниговской ОГА Анна Коваленко рассказала в интервью "КП в Украине".
- Как вы себя чувствуете после вакцинации?
- Вы знаете, прекрасно! Мы долго взвешивали все за и против, я консультировалась с педиатрами, потому что кормлю грудью ребенка. Кормящие мамы могут быть вакцинированы без противопоказаний – такая формулировка есть по этой вакцине.
- Как готовились к самой процедуре?
- Меня проинформировали о возможных негативных реакциях, расспросили о хронических болезнях и аллергиях, я заполнила анкету с огромным списком вопросов, подписала необходимые документы. Затем сделали укол в плечо, не болит.
- Как вы думаете, вакцинирование публичных людей помогает бороться с противниками прививок?
- Информационная антивакцинная кампания, конечно, мощная, но мне кажется, когда люди видят, что вакцинируются общественные деятели, врачи и главврачи, то начинают доверять и сами хотят вакцинироваться.
История знает примеры, когда пандемии были побеждены только за счет вакцинации. Тут ничего нового нет. Я недавно вакцинировала своего ребенка плановыми прививками. Мне стало как-то спокойнее.
- Вы довольны темпами вакцинации в вашей области?
- Нам сразу пришло 6800 доз вакцины. На вчера 5126 людей вакцинировались, включая меня – не знаю я уже есть в этом списке или нет. Среди них врачи, военные, соцработники территориальных центров, люди в возрасте от 80 лет… За 30 марта, например, мы вакцинировали 360 людей.
Вакцинация идет нормальными темпами. Если смотреть по динамике, то, возможно, мы будем немного отставать от других областей. Но это ложное впечатление, потому что у нас численность населения одна из самых низких. Что касается охвата вакцинацией, то наша область демонстрирует средние показатели по стране.
Сейчас ждем следующую партию вакцин, будем дальше согласно Дорожной карте продолжать вакцинировать другие целевые группы. Пока в нашей области никому второй укол не делали.
- Сколько у вас медиков занимаются вакцинацией?
- У нас работает 9 мобильных бригад плюс одна от МВД. 24 кабинета вакцинации. Кстати, все работники мобильных бригад вакцинированы.
- У вас уже начался второй этап?
- Да. Первой партии доз нам хватило, чтобы зайти во второй этап. Немного расширили категорию населения – начали прививать просто медиков, работников территориальных социальных центров и пожилых 80-летних людей.
До этого вакцинировали медиков, которые работают с ковидными больными. Но чтобы вы понимали ситуацию: у нас в области 19 ковидных больниц, а прививки получили только 14 главврачей этих больниц. Остальные не отказываются, но по объективным причинам, связанным со здоровьем, пока не могут вакцинироваться.
- Как вы считаете, нужно параллельно вакцинировать людей, которые записались через "Дію"? Чтобы ускорить темпы и избежать простоя?
- У нас простоя нет. Мэр Чернигова, кстати, тоже вакцинировался. Бывает, что у человека высокий уровень антител и он просто хочет сделать прививку позже. Такая логика у нас встречается, но она не является показателем массовых отказов.
А чтобы продолжать дальше вакцинацию и обеспечить в том числе тех, кто зарегистрировался через приложение "Дія", нам нужна вакцина.
- В субботу, 27 марта, произошла ситуация, когда Кабмин дважды за день менял карту карантинных зон. Черниговскую область сначала внесли, потом исключили. Как происходило обсуждение?
- Все очень просто. Существует пять критериев для определения "красной" зоны. Как только вы начинаете превышать эти нормы, вы де-факто оказываетесь в "красной" зоне, особенно если это происходит несколько дней подряд. Де-юре должно быть решение комиссии ТЭБ и ЧС.
Относительно того, что произошло на сайте Минздрава: 27 марта госкомиссией ТЭБ и ЧС было принято решение о включении Черниговской области в "красную" зону с 00:00 29 марта. А Минздрав свою базу по регионам ведет в режиме сегодня на сегодня, поэтому они внесли нашу область в эту зону уже в понедельник.
- Вы заранее понимали, что попадете в "красную" зону?
- Мы превышали по двум показателям – госпитализации и динамике госпитализации. Поэтому к "красной" зоне мы готовились всю прошлую неделю. Вели разъяснительную работу и предупреждали население о приближении этой ситуации.
Мы всю пандемию работаем над увеличением койко-мест, обеспечением кислородом. Когда началась третья волна коронавируса, просто делали то же самое.
- Какая у вас, кстати, на сегодня ситуация с тестированием и местами в больницах?
- С тестированием у нас проблем нет. Все желающие могут пройти и вариантов множество.
По состоянию на 31 марта у нас 1925 коек, которые могут использоваться под ковидных больных. Из них кислородом обеспечены 1574, или 83%. Но работа идет, надеюсь, в ближайшее время выйдем на 2800 койко-мест. Это те цифры, которые от нас требует Минздрав.
- Вы писали о массовых нарушениях карантина в электричках с Чернигова на Киев. Как ваша область с эти борется и как вы коммуницируете с правоохранительными органами?
- Что касается коммуникации с правоохранительными органами, то я просила Нацполицию усилить контроль с их стороны над соблюдением масочного режима непосредственно в поездах.
У нас есть огромная проблема с железнодорожным сообщением. Есть поезда, которые ездят из Черниговщины в Киев с загрузкой 202%. Представьте себе, как полицейский начнет там проверять наличие масок у пассажиров.
Я также делала обращение к "Укрзалізниці" с просьбой предоставить дополнительные вагоны или поезда. Для них сложность в том, что "красных" зон много, и мы конкурируем с другими областями в этом. У меня была встреча с представителем юго-западной железной дороги. Он сказал, что они со своей стороны готовы способствовать… Но это связано с готовностью территориальных общин на 100% оплачивать перевозку льготников из местных бюджетов.
Я делаю все возможное, потому что это ненормально, когда такое количество людей перемещается из одной "красной" зоны в другую "красную" зону.
- А вы не рассматривали возможность хотя бы на пару недель приостановить работу этих поездов?
- Мы постоянно мониторим ситуацию прорабатываем план с Мининфраструктуры. Сложность еще в том, что медучреждения Киева укомплектованы кадрами из Черниговской области. То есть многие ездят в столицу на работу.
Однако в последние дни мы наблюдаем уменьшение динамики госпитализаций и госпитализаций, что может повлиять на наше решение. Очень просим сейчас людей воздержаться от поездок на общественном транспорте и придерживаться критериев загруженности на 50%.
- Междугородные автобусы и маршрутки у вас тоже работают?
- Пока да. Нужно еще понимать особенность Черниговской области: у нас очень большой рынок теневых перевозок, с которым мы тоже боремся. Сейчас организуем кампанию по их лицензированию. Поэтому призываем всех перевозчиков и пользователей BlaBlaCar соблюдать все карантинные нормы.
- Как сейчас строится коммуникация между центральной властью и регионами? По каким вопросам общаетесь чаще всего?
- Мы находимся в регулярной коммуникации. Сейчас то, что нас беспокоит больше всего и с чем мы обращаемся к Минздраву и другим ведомствам - это постоянная угроза недофинансирования медучреждений и низкая мотивация врачей работать в районах, где территория большая, а людей живет относительно мало.
Это следствие все той же низкой густоты населения. С одной стороны, у нас прекрасная природа – леса, реки, озера – и огромный потенциал для развития туризма. А с другой, мало промышленных объектов. А финансирование больниц привязано к количеству пациентов, которые принял каждый врач.
Для решения этой проблемы я выступила с инициативой применить коэффициент 1,3 к нашей области, как это работает в горных районах Украины при распределении субвенций, дотаций и т.д. К этой инициативе готовы присоединиться главы других администраций с похожими проблемами.
- Как вы считаете, СНБО нужно подключать к вопросам по карантинным ограничениям, распределению вакцин, кислорода и лекарств по больницам?
- СНБО включен в эти вопросы как никто. Глава СНБО – президент Украины. Он ежедневно проводит селекторные совещания и обсуждает все сложности, связанные с ковид-19.
Во-вторых, СНБО проводит огромную аналитическую работу. Мы каждый день получаем данные, в том числе прогнозы о том, кто в какой зоне окажется и в какой период. Где-то их просчеты сбываются, где-то мы работаем на опережение, и они, слава Богу, не сбываются.
- Обеспечение больниц лекарствами и средствами защиты происходит за счет государственного или местного бюджета?
- Сейчас это происходит через финансирование Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ). По заключенным контрактам больницы получают деньги на средства защиты, препараты и зарплату медикам. Мы также используем поддержку донорских организаций, в ближайшее время ждем партию защитных масок и костюмов для медиков от благотворительной организации "Каритас-Украина".
- Вы уже обсуждали с Кабмином компенсации предпринимателям, которые не могут работать из карантинных ограничений? На какую сумму они смогут рассчитывать?
- 8000 гривен, как и в прошлом году, сейчас снова внедряют. У нас есть статистика по области, сколько людей обратилось за этой суммой. Плюс нас Кабмин просит обеспечить поддержку ФОПам, которые входят в уязвимые категории – это определяется по КВЭДам, которые попали под запрет на работу.
Ведем переговоры с местными территориальными общинами, есть некоторые сложности. Централизация вроде и произошла – теперь больше денег на местах, во всяком случае на бумаге. Но ментальность, что с Киева что-то должны дать, осталась.
Помимо этого, банки предоставляют кредиты 5-7-9%. Также у нас есть рабочая группа, которая работает с микробизнесом. Затем мы эту информацию передаем в Офис президента, мы постоянно с ними работаем в этом направлении и не только когда возникают проблемы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ