Бульдозерным методом, но под знаменами выполнения замечаний европейских партнеров Украины – так Верховная Рада создала предпосылки для того, чтобы и. о. Юрий Витренко мог оставаться в кресле министра бессрочно и иметь 100% полномочий главы ведомства. Многие депутаты, не входящие в монобольшинство, отмечают, что создан очень опасный прецедент, который позволит в обход парламента менять министров как перчатки, да и во главе министерств могут оказаться весьма сомнительные персонажи.
23 февраля народные депутаты собрались на внеочередное пленарное заседание. В повестке дня всего лишь один вопрос – рассмотрение законопроекта о возобновлении конкурсов на госслужбу и предоставление полноценных министерских полномочий лицам, исполняющим обязанности министра, с учетом президентских поправок. Конечно, у депутатов была возможность воспользоваться правом вето и отклонить замечания президента. Но для этого нужно 300 голосов. А их не было.
В части возобновления конкурсов на госслужбу у президента Владимира Зеленского не было никаких замечаний. Еще бы! Ведь это требование ЕС. Напомним, ранее депутаты приостановили проведение конкурсов из-за бушующей пандемии коронавируса. А когда эпидемия пошла на спад, встал вопрос - а не пора ли конкурсы разблокировать?
Главное замечание президента к законопроекту – сроки и объем полномочий для исполняющих обязанности министра. В законопроекте, который на минувшей недели ушел на подпись президенту, было сказано, что и. о. министра имеет право пользоваться практическим всем объемом полномочий министра, но только в течение 60 дней. Исключение - он не мог подписывать документы о распродаже госимущества и принимать кадровые вопросы, то есть назначать/увольнять сотрудников (расформировывать департаменты/отделы) и перетасовывать своих замов. По истечении этого срока он становится практически бесправным. Позиция Владимира Зеленского – не должно быть никаких ограничений по времени пребывания чиновника в статусе и. о. и объему полномочий.
- Поправки президента были направлены на то, чтобы не допустить паралич исполнительной власти, если парламент по какой-то причине не может назначить министра. Если бы такие нормы действовали, то тот же Юрий Витренко не смог бы подписать распоряжение о выплате зарплаты шахтерам, - поясняет "КП" в Украине" народный депутат от фракции "Слуга народа" Александр Качура.
Под другим углом на проголосованные поправки смотрит соратник Юлии Тимошенко, народный депутат Алена Шкрум. Она отмечает, что с Юрия Витренко де-факто сделали "Ульяну Супрун №2".
- Парламент поддержал все поправки президента. Что это означает? Первое – теперь и. о. министра могут работать министрами без ограничений во времени - год, два, да хоть пятнадцать лет. Второе – они получают абсолютно все полномочия, которые могут быть в назначенного Верховной Радой министра, - сказала "КП" в Украине" Алена Шкрум. – Фактически, повторяется сценарий Супрун, когда она была в статусе и. о. полтора года.
|
А теперь что касается политических предпосылок и последствий голосования за данный законопроект. Начнем с голосования. Не многие законопроекты заручаются поддержкой 267 депутатов, среди которых 226 – голоса депутатов монобольшинства. Кулуарно обсуждается, что такой консолидации депутатского корпуса способствовали два события. Первое – накануне состоялась встреча президента Владимира Зеленского и руководителей парламентской фракции "Слуга народа", на которой глава государства пригрозил роспуском Верховной Рады, если депутаты не смогут принять его поправки к закону о госслужбе. Многие депутаты от Зе-фракции осознают, что вряд ли смогут переизбраться в случае досрочных парламентских выборов, поэтому нужно прислушаться. Второе – подозрения представителям бывшего правления ПриватБанка. Это подстегнуло голосовать депутатов, ориентированных на олигарха Игоря Коломойского. Якобы им озвучили, что пристальность правоохранительных органов к данным лицам будет прямо пропорциональной голосованию депутатов из орбиты влияния Игоря Валерьевича.
Также голосование показало, что негласное противостояние между спикером Дмитрием Разумковым и Банковой (при)остановлено. Разумков и ориентированные на него депутаты голосовали за столь резонансный законопроект "зелеными" кнопками.
Что касается последствий принятия законопроекта, позволяющего бессрочно быть в статусе и. о. министра, то можно говорить о конституционных и коррупционных рисках. Не исключено, что в скором времени может быть обращение в Конституционный суд относительно правомочности принятого закона. Депутаты могут заинтересоваться, а не создают ли такие поправки в закон о госвласти перекос в системе принятия госрешений. Основной закон страны закрепляет обязанность назначать правительство за Верховной Радой. А президентские правки де-факто отбрасывают парламент на обочину рассмотрения кадровых решений. Теперь правительство самостоятельно может назначить и. о. министра, который будет иметь такой же функционал, как и назначенный Радой чиновник.
Коррупционный риск заключается в том, что финансово-промышленным группам станет легче и дешевле тасовать министров. Гипотетически проще договориться с премьером и еще парочкой министров, чтобы они поддержали нужный кадровый вопрос, нежели искать минимум 226 голосов, чтобы кандидатура прошла крещение в Верховной Раде.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ