21 ноября
Загрузить еще

Нардеп Андрей Пузийчук: Зарплата депутата не зависит от его эффективности

Нардеп Андрей Пузийчук: Зарплата депутата не зависит от его эффективности
Фото: Фото: ФБ Андрій Пузійчук

Первый заместитель главы регламентного комитета Верховной Рады, член фракции "Батькивщина", в интервью "КП" в Украине" рассказал, к чему может привести сокращение депутатского корпуса на треть, что нужно прописать в Этическом кодексе для народных избранников и заплатила ли Юлия Тимошенко две тысячи долларов за сломанный микрофон спикера Дмитрия Разумкова.

Сколько в парламенте нужно депутатов

- В первом чтении парламент проголосовал за сокращение депутатского корпуса до 300 человек. Как это может отразиться в будущем на парламентской работе?

- Эффективность таких изменений, по моему мнению, окажется крайне низкой. Во-первых, фактически очень сужаются права оппозиции. Во-вторых, это дорога к упразднению профессиональной парламентской дискуссии. В-третьих, пострадают избиратели. Если на сегодня депутатский округ охватывает около 100-140 тысяч избирателей, то после таких изменений он составит около 200 тысяч избирателей. И если прибавить к этому тот факт, что Украина одна из наибольших стран Европы по территории и у нас очень разветвленная поселенческая сеть, то получится, что депутат физически не сможет встретиться и выслушать своих избирателей. 

Нельзя говорить, что сокращение депутатского корпуса – это мировая тенденция. К примеру, в парламенте Польши – 560 депутатов, Германии – 632, Франции – 925, Великобритании, родине парламентаризма, – 1429 депутатов. А с какой целью у нас хотят сократить…

- В монобольшинстве уверяют, что такое сокращение позволит сэкономить бюджетные средства.

- Нет никаких расчетов, что сокращение количества депутатов с 450 до 300 позволит сэкономить столько-то денег. Никто не проводил такой калькуляции. Более того, могу утверждать, что большинство нынешних законопроектов не содержат ни малейшего экономического обоснования. 

Нет четкого ответа, почему нужно сокращать именно до 300, а не до 250, 325 или 350 депутатов – отсутствует аргументация! Ответ монобольшинства: "Мы – партия власти, и так решили!" Хотя президент во время выборов обещал важные вопросы выносить на референдум. Почему бы у людей не спросить, сколько они хотят видеть депутатов в парламенте? 

Сокращение депутатского корпуса приведет к тому, что нужно будет внести изменения в несколько десятков законов. А на это все нужно время, которое можно потратить на рассмотрение действительно важных социально-экономических законопроектов.

Отобрать мандат за инакомыслие

- Сейчас монобольшинство переписывает регламент Верховной Рады, адаптируя его к так называемому "турборежиму". Как отразится это на работе депутатов?

- Если посмотреть на изменения в регламент, которые уже внесены и те, которые хотят внести, вывод один – они очень сильно сужают парламентаризм. Похоже, сегодня из украинского парламента пытаются сделать отдел Офиса президента, который будет легализовать решения, принимаемые на Банковой. 

Например, есть идея сократить срок подачи поправок к законопроектам с 14 дней до 7. Что это означает на практике? Такие сжатые сроки не дадут возможности качественно отработать законопроект, подготовить поправки… Придется сосредотачивать свое внимание только на приоритетных законопроектах, которые, на взгляд депутата, более важные или по которым он специалист, а по другим – депутат физически не сможет, не успеет поработать. Соответственно такие изменения в регламент – один из элементов по сужению возможностей законотворческой деятельности народного депутата. А конечная цель – чтобы депутаты подавали как можно меньше предложений, чтобы как можно меньше редактировали законопроекты монобольшинства. 

- Нужен ли депутату императивный мандат? По этому вопросу нет единства даже внутри пропрезидентской фракции.

- Императивный мандат уже урегулирован статьей 81 Конституции Украины. В ней сказано, что невхождение народного депутата, избранного от политической партии (блока партий), в состав фракции этой политической партии или выход депутата из этой фракции влечет прекращение депутатских полномочий. Все правильно и логично. Императивный мандат должен быть в той части, если депутата избирают от политической партии, а через некоторое время он меняет свои политические предпочтения, меняется его идеология, то он должен иметь мужество самостоятельно сложить мандат, и идти заниматься своей политической карьерой.  

А "слуги" хотят исключать депутатов из фракции и, соответственно, лишать мандата через инакомыслие. Таким образом, добиваются сверхжесткой дисциплины. И это точно не имеет ничего общего с современным парламентаризмом.

- Какими критериями хотят определять инакомыслие?

- Мы уже видели, как из фракции "Слуга народа" исключали двух депутатов из-за того, что они высказывали мнения, которые идут вразрез с позицией пропрезидентской фракции, иначе голосуют. Если примут изменения в Конституцию в той редакции, которую предлагают "Слуги народа", то этих депутатов можно будет лишить мандатов.

Штрафы помогают бороться с прогулами

- Что с сенсорной кнопкой? Когда появится новая система для голосования, которая упразднит кнопкодавство?

- Аппарат Верховной Рады сейчас пытается выяснить, в каком состоянии нынешняя система для голосования, можно ли ее модернизировать или все-таки нужно менять. На регламентном комитете мы обсуждали опыт Киевсовета, в котором установлена сенсорная кнопка, которая исключает неперсональное голосование. Но окончательного решения по "кнопке" пока нет.

- Первый вице-спикер Руслан Стефанчук предлагал установить в зале ВР систему видеонаблюдения, чтобы фиксировать факты кнопкодавства и потом штрафовать нарушителей… 

- На сегодняшний день под куполом Рады очень много видеокамер, и они охватывают весь зал. К тому же журналисты работают лучше любого видеонаблюдения. Но это не удерживает депутатов от кнопкодавства.

В этом созыве только два депутата, уличенные в кнопкодавстве, перечислили часть зарплаты на благотворительность. Но знаете, много депутатов перечисляют зарплату на благотворительность и при этом не нажимают кнопки за соседей.

- Этический кодекс народным депутатам нужен? 

- Да.

- Что в нем должно быть?

- К написанию такого кодекса нужно привлечь как можно больше депутатов. Это должна быть публичная дискуссия, чтобы каждый имел возможность предоставить свои предложения, обсудить их. 

В итоге кодекс должен стать неким сводом норм поведения, морали, этики и этикета. Как депутат должен выглядеть, поскольку он представляет украинский парламент, какое у него должно быть поведение – очень широкий круг вопросов. 

Что касается высказываний, то депутат должен воздерживаться не только от обидных высказываний по отношению к коллегам, но и к избирателям (своим и оппонентов), странам… Избиратели должны видеть профессиональную дискуссию под куполом Рады, понимать, какую позицию и почему отстаивает та или иная фракция, а не созерцать поток нелестных слов. 

- В этом созыве депутаты жаловались в регламентный комитет на коллег из-за обидных высказываний?

- Да, такие жалобы были. Но регламентный комитет может обратить внимание депутата на недопустимость такого поведения. Любое наказание – финансовое, административное - не в нашей компетенции. Обидчика можно наказать отстранением от участия от 1 до 5 пленарных заседаний. На комитете такие вопросы обсуждались, но на рассмотрение зала они так и не попали.

- Штрафы помогают бороться с прогульщиками?

- С одной стороны, такая система дает результаты. Депутаты меньше прогуливают. Но с другой стороны, есть нюансы. Бывают такие случаи, когда депутат вышел к митингующим под стенами ВР, а в этот момент в зале ВР была регистрация, и его автоматически записали в "прогульщики". Лично у меня был случай, когда я выходил к митингующим предпринимателям, аграриям, и в эти дни не имел 70% голосований.

Большой недостаток заключается и в том, что учитывается работа парламентария в комитете. Объясню, почему это "минус". Каждый депутат является членом своего комитета. И каждый депутат имеет право подавать поправки к законопроектам, по которым профильным является другой комитет. С учетом того, что заседания комитетов нередко проводятся в один и тот же день, совпадает даже время, депутату приходится определяться - идти отстаивать свои поправки к законопроекту в другой комитет или отрабатывать заседание своего. Выбрать поправки – равно стать прогульщиком в своем комитете, выбрать заседание своего комитета – нет возможности отстоять свои поправки.

Партии власти не выгодно, чтобы депутаты присутствовали на заседании других комитетов и отстаивали свою позицию. И такая система штрафов – возможность исключать или ограничивать участие оппозиции в законодательной деятельности. 

- Есть связь между зарплатой депутата и его эффективностью?

- Нет. Зарплата депутата насчитывается из фактического количества отработанных дней в зале и комитете и привязывается к прожиточным минимумам для трудоспособных лиц. Спикер получает зарплату в размере 12 прожиточных минимумов, первый вице-спикер – 11,5, вице-спикер – 11, народный депутат, член комитета – 10. И не имеет значения, что кто-то регулярно пишет законопроекты, вносит поправки, выступает с парламентской трибуны, а кто-то – просто "отсиживается". 

Закон не запрещает арендовать квартиру у родственников

- В ближайшее время планируется капремонт ВР? Хотя бы стулья в зале менять будете?

- Замена стульев – хотелки отдельных депутатов, острой необходимости в этом нет. Меня стулья в зале ВР устраивают. Нужно менять не стулья, а тех, кто на них сидит. 

Что касается объемных капитальных ремонтных работ, то на данный момент регламентный комитет об этом не проинформирован. 

- Не так давно принято решение о переходе парламента на электронный документооборот. Депутатам уже закупили "макбуки"?

- Уже выдали! В январе каждому депутату – по планшету. Когда закончатся полномочия, технику сдадут. Если поломается, то вычтут стоимость из зарплаты.

- Юлии Тимошенко хотели выставить счет в две тысячи долларов за сломанный микрофон спикера Дмитрия Разумкова. Кто возмещал убытки?

- В 9-м созыве на регламентном комитете мы ни разу не рассматривали вопрос возмещения убытков. А как было в предыдущих созывах, не знаю. 

- Почему в буфете Верховной Рады так взлетели цены? Ранее поесть в столовой под куполом было очень дешево, а сейчас обед обойдется в 200 гривен и выше.

- Вопросом ценообразования в буфетах Верховной Рады занимается отдельное структурное подразделение, которое ведет самостоятельную хозяйственную деятельность. И я так понимаю, они, выходя из своих экономических расчетов, определяют стоимость блюд.

- Для вас дорого поесть под куполом парламента?

- Для меня нет ничего лучшего, чем домашняя еда, но в сессионные дни обедаю в парламентской столовой. Не знаю, какие цены были в 8-м созыве, не могу сравнить. В то же время меню разнообразное, блюда имеют очень разную стоимость. Каждый выбирает из своих возможностей и вкусов.

- Некоторые ваши коллеги, не отходя от рабочего места, в зале Верховной Раде едят из "судочков". Допустимы ли такие трапезы?

- Было бы более корректно со своими "судочками" спуститься в столовую ВР и там пообедать. Со своей едой можно заходить в буфет, никто не обязывает что-то там покупать. Несколько раз видел своих знакомых, которые с домашними "судочками" спускаются в столовую на обед. 

- Планируется ли обновление автобазы парламента, возможно, для депутатов электрокары закупят, как для НБУ?

- Пока нет. А вообще нужно рассматривать вопрос о сокращении автопарка и тех предприятий, которые не имеют отношения к парламентаризму. В прошлом году мы с коллегами подготовили депутатский запрос, чтобы выяснить, что находиться на балансе ВРУ и как это связано с выполнением парламентских функций.

Оказалось, на балансе есть даже ЖЭКи, обслуживающие дома, в которых выдавались квартиры депутатам. К сожалению, парламент имеет много структурных подразделений, которые не имеют никакого отношения к законодательному процессу. Их нужно передавать ФГИ и выставлять на приватизацию. 

- Кто и как отслеживает, добросовестно ли депутат получает компенсацию за аренду жилья? Чтобы не выходило так, как первый вице-спикер Руслан Стефанчук, арендовавший квартиру у тещи.

- Руслан Алексеевич вернул полученную компенсацию, а затем и вовсе от нее отказался. А вообще, по закону претендовать на компенсацию за аренду жилья может иногородний депутат, не имеющий собственного жилья в Киеве и если место его регистрации находится на расстоянии более 30 километров от границ столицы. И не имеет значения, у кого арендуешь жилье – родственника или постороннего человека. 

Но если смотреть на этот вопрос через морально-этическую призму, то она неоднозначна. Обязан ли сват, брат или та же теща предоставлять народному депутату бесплатно жилье, если он (она) его могут сдавать другому человеку? Скорее нет, чем да. 

- Часто звучит мнение, почему народным депутатам государство должно компенсировать средства за наем жилья, а тому же учителю, строителю, который приехал в Киев на работу, – нет? Тем более что зарплата у депутата выше, чем у того же учителя.

- Депутат должен сосредотачиваться на своей деятельности. И, наверное, будет не совсем правильно, если его мысли заняты вопросом, где ему жить. 

К тому же либо государство обеспечит депутату условия проживания, либо он будет вынужден искать такие возможности. И, поверьте, точно найдутся люди, которые захотят ему помочь с квадратными метрами. Но в обмен на что? Безусловно, на какой-то лоббизм. И хорошо, что на сегодня у государства есть механизмы, которые не допускает таких коррупционных рисков. 

- Не было идеи заменить жилищную компенсацию выдачей служебного жилья для? Один раз вложиться в строительство депутатской "высотки". 

- Стоимость строительства жилья в Киеве безумно огромная. И экономней для госбюджета выплачивать компенсацию, нежели строить жилье для депутатов. Лучше тратить деньги на строительство жилья для тех же ветеранов АТО.

- С недавних пор народных депутатов предыдущих созывов перестали пускать в кулуары Верховной Рады. С чем связано такое решение?

- Нам бы тоже очень хотелось узнать, с чем связаны такие повышенные требования к депутатам предыдущих созывов. Решение о таком запрете принимал непосредственно руководитель Аппарат Верховной Рады. Членам регламентного комитета не объясняли причину.

На законодательном уровне установлено – депутаты всех созывов ВР должны иметь возможность зайти в здание, кулуары парламента. Сейчас это право ограничено.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Замглавы фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук: Покажем депутатов и в столовой, и в гардеробе