Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как мы развлекались «по-пластунски»

Кто такие гайды, я приблизительно догадывалась. Веселые ребята, ходят в походы, в солнце и непогоду.

— Будет весело, но сразу предупреждаю, поход — это не курорт, — предупредила руководитель одесских гайдов Виктория Поздняк.
«Картошку чистить я умею, а ставить палатку, если что — научат», — взвесив все за и против, согласилась я.

По скаутской тропе одолели горную преграду

Наш лагерь «Радуга жизни» раскинулся на берегу моря под Ильичевском. Хотя можно было расположиться в домиках, дружно решили, что будем разбивать палатки.
— Как можно дальше от цивилизации, — подчеркнула Виктория, одна из руководителей.
Из поклажи, кроме еды, взяли только топор и палатки. Со столами импровизировали.
Первый день посвятили 100-летию гайдинга и скаутинга. Сначала, поделившись на команды, мы преодолевали скаутскую тропу — натянутые веревки, имитирующие природные препятствия.

— Чтобы перейти через реку, веревки натягивают параллельно, — объяснили ребята из турклуба «Одесса».
Следуя указаниям гидов, держась за одну веревку, нащупывая другую, все тридцать гайдов преодолели воображаемую реку. Затем, когда на пути возникла «горная преграда», в руках бывалых туристов веревка быстро превратилась в прочную и удобную лесенку.

— Между прочим, гайды — это изначально женская организация, которая создана для гармоничного воспитания девочек, девушек и женщин. Но без мужской компании, как видим, бывает трудно и скучно, — подмечает опытный гайд Мирослава Пахолюк. — Есть у нас мальчишки, которые умеют не только узлы вязать, но и бисером плести, и даже вышивать…

Зажечь костер тремя спичками

Чтобы стать настоящим гайдом, надо уметь завязывать узел дружбы — гайдовско-скаутский символ. А еще из трех спичек зажечь костер, причем так, чтобы на высоте полуметра загорелась ниточка. На удивление дети ловко справились с заданием, причем быстрее некоторых взрослых.

— Запретный плод всегда сладок. Вот ребятня и спешит им насладиться, пока взрослые не отобрали спички, — подмечает Вика.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, как можно еще использовать галстук, кроме как носить на шее? И я нет, пока юные гайды не подсказали. Из сорока версий мне лично больше всего понравилась идея «перепеленать» галстуком братишку или сестренку.
После шумных игр всех пригласили к сладкому столу.

— Ну и какой же юбилей без торта! — радостно воскликнула Виктория.
— Торта?! А как же вы его донесли? — искренне удивилась я. Тут все вокруг засмеялись. Тортом у гайдов принято называть смесь перетертого со сгущенкой песочного печенья с добавлением орехов и изюма. Лакомство это и маленькие, и взрослые сладкоежки уплетали за обе щеки.

На следующее утро мы отправились в поход. Не за тридевять земель, а лишь в сторону Грибовки. Но этого хватило, чтобы попасть в переделку. На обратном пути нас угораздило пойти по глиняной, размытой ливнем дороге. Земля, что называется, уплывала из-под ног. Дети, как обычно, нашли в этом повод для забавы. Мальчишки сразу представили себя суперменами и стали всех вытягивать из «трясины».
Не до веселья было только скромной и тихой Настеньке, которая увязла чуть ли не по пояс. Но старшие товарищи мигом поспешили девочке на помощь, и вот — малышка снова заулыбалась. Вдоволь натешившись, гайды гурьбой забежали в море — отмывать следы приключения.

Прыгали через огонь и встречали рассвет

Все дружно рисовали комнату своей мечты. По правде сказать, дизайнерскому вкусу некоторых детей можно было позавидовать. Согласитесь, далеко не каждый взрослый додумается украсить потолок звездами или повесить рядом с обычным зеркалом — кривое, как в комнате смеха.

Вечерних увеселений дети ждали с двойным нетерпением. Разбившись на команды, ребята искали ответы на самые немыслимые вопросы: «Какого цвета маникюр или зубная щетка у Вики или Мирославы». В поисках нужных сведений девчонки и мальчишки сновали между палатками, довольные тем, что их не заставляют спать.
Вечером мы водили славянские хороводы и прыгали через костер. Под треск поленьев и пляшущие огни пламени рассказы Татьяны Федуты о славянских оберегах, об энергетике камней казались слегка шаманскими.

— На удивление, камни оказались интересней, чем компьютерные игры, — с блеском в глазах признался 11-летний Ванэк.

Самые стойкие остались встречать рассвет. Для большинства ребят он был первым.

Как спасали самый вкусный ужин

В кругу гайдов я получила больше опыта, чем за все школьные походы вместе взятые. А поучиться было чему, даже у самых маленьких. Так, 10-летний непоседа Леша Орлов, который поначалу доставлял немало хлопот, остепенился, стоило ему доверить ответственное дело — следить за костром. Алину Новаковскую в лагере прозвали рупором. Если нужно было быстро всех собрать, Алина справлялась с задачей за считанные минуты.

Внезапные трудности только подзадоривали гайдов. Как-то вечером Юра Ткач, Настя, Катя и Виктория Чирковы готовили ужин. И тут — хлынул дождь. Дежурные не растерялись, быстро нашли кусок клеенки. Трое держали «лоскут» над костром, а один продолжал колдовать над котелком. Это была, наверное, самая вкусная каша.

— Этот лагерь получился как никогда семейным, и каждый из членов нашей большой семьи — незаменим, — подмечает одна из организаторов и будущая мама Наташа Кароль.

— Когда вокруг так много детей, очень надеешься на помощь старшеньких. Рита Кривко, Руфина Ромашова, Оля Голенко и просто Софийка — это девчонки, на которых всегда можно положиться, хотя они сами еще дети и тоже не прочь иногда побаловаться, — отмечает Виктория Поздняк.

Операция «тайный друг»

Уже перед отъездом, сидя «на чемоданах» и держа в руках памятные дипломы, каждый почувствовал себя частичкой «Радуги жизни». Осталась только узнать в лицо своих тайных друзей, которым каждый из гайдов в течение всего лагеря оказывал скрытые знаки внимания: записками, подарками, комплиментами, помощью.

— Дети быстро сдружились, поэтому им порой сложно понять, кто, кому и в чем пытается признаться. Зато теперь они осознают, как трудно бывает подобрать ключик к сердцу самого близкого человека, — уверяет Мирослава.

Между прочим, территория, на которой мы отдыхали, стала чище, чем была до нашего прихода.

— Вы правильно подметили, это еще один негласный девиз гайдов, — соглашается со мной Юрий Ткач. — Более того, в дикой местности, выбирая место для костра, мы обычно снимаем дерн с поверхности земли, а потом снова его выстилаем, чтобы не оставалось небрежных темных «островков».

Вскоре одесские гайды отправятся в Черновцы — на встречу со своими английскими коллегами.

— Гайдинг — это прекрасная возможность находить новых друзей не только на родине, но и по всему миру, — делится опытом путешествий Виктория Поздняк, которая за последние несколько лет побывала на родине гайдов — Великобритании, а также наведалась в Словакию и Чехию.

Из досье «КП»

История гайдинга начинается с развития скаутинга (скаут с анг.— разведчик). Во время Англо-Бурской войны (1889-1902) британский полковник Роберт Бейден Пауэлл обратил внимание на ловкость и смекалку мальчишек, которых много было в обозе английской армии. Тогда Пауэлл создал программу работы с молодежью в виде занимательной, полной захватывающих приключений игры. Основной целью этой «игры в жизнь» было воспитание людей, способных жить на лоне природы и справляться со всеми трудностями. Организация девочек — герл-гайдинг была основана в 1909 г. Гайд — с анг. «идущий впереди». В Украине первые гайды появились в 1991 году, в Одессе — в 1996 году. Сегодня гайдинг популяризирован более чем в 140 странах мира.

В тему

«Пласт» появился в Украине в 1911 году, а уже 12 апреля 1912 года во Львове первые пластуны принесли присягу. Основателями организации были педагог Александр Тисовский, сын Ивана Франко ученый Петр Франко и педагог Иван Чмола.
Это название происходит от слова «пластун», самоназвания казаков-разведчиков в Запорожской Сечи. Кстати, «скаут» («scout») в переводе с английского — разведчик. Таким образом, «Пласт» является украинским аналогом мирового скаутского движения и насчитывает свыше 22 миллионов членов национальных организаций более чем в 160 государствах. В частности, 10 тысяч «пластунов» есть сегодня в Украине.