7 ноября
Загрузить еще

Из-за разрушенной дамбы Хаджибейский лиман может затопить дома одесситов

Из-за разрушенной дамбы Хаджибейский лиман может затопить дома одесситов
Фото: На решение проблемы нужно 100 млн гривен. Фото: Думская

Коммунальщики заделывают промоины, образовавшиеся там с нынешней весны. Тогда проливные дожди в нескольких местах размыли гидротехническое сооружение. Нагонные волны залили автодорогу, частично разрушив неукрепленный откос, обочину и край проезжей части. Сразу после затопления работники КП "Городские дороги" залатали дыры на трассе. Но под весом грузовиков недавно бреши вновь вскрылись на покрытии и обочине. В то же время первый же шторм грозит прорывом дамбы, а это чревато разрушением автодорог, железнодорожных путей и прочих коммуникаций, связывающих поселок Котовского с центром города. Более того, под воду может уйти целый район от Пересыпского моста до Жеваховой горы, где проживают около 30 тысяч одесситов. Люди могут остаться без водоснабжения и канализации. Уровень загрязнения Одесского залива и вреда экологии Черного моря даже представить трудно.

Укрепляли в авральном порядке

Хаджибейскую дамбу построили румыны во время оккупации. Когда советская армия, покидая Одессу, разрушила ее перед выходом, треть города оказалась затопленной. Кое-как залатав промоины, власти ограничились косметическим ремонтом. С тех пор сооружение страдает от каждого ливня, а в 1996 году природные катаклизмы привели к катастрофе. Уровень воды в лимане повысился до 2 метров36 сантиметров – на 6 сантиметров выше дамбы. Залило дома поселков НАТИ, Усатово и поля орошения. После ЧП на побережье начали свозить бетонные плиты перекрытий, куски стен снесенных домов, щебенку и прочий стройматериал.

– Под шумок образовалась свалка: пакеты, обертки, банки, – рассказывает местный житель Николай. – А ведь если вода поднимется, все эти нечистоты хлынут в город.

Специалисты говорят, что в Одессе еще не проводили комплексные исследования состояния дамбы лимана. Когда булыжную отделку кромки дамбы начало размывать волнами, в авральном порядке ее укрепили строительным мусором и метровой бетонной стеной, и дальше первоочередных мер дело не пошло.

– Городские чиновники никак не могут договориться с сотрудниками областной службы автомобильных дорог о том, кто должен позаботиться о дамбе, – отметил советник председателя областной администрации Александр Боровик. – Споры длятся уже несколько лет, но у нас нет времени ждать. Нужно срочно что-то делать.

Нужна насосная станция

На прошлой неделе специалисты КП "Городские дороги" в очередной раз ликвидировали промоины, закрыв их каменными блоками. А после укрепили 200 метров водоотбойной стены вдоль Окружной дороги государственного значения, с которой совпадает дамба. Но это еще не все, на дамбу недавно завезли 200 тонн металлоконструкций. В работах задействовали тяжелую спецтехнику – четыре самосвала и два экскаватора. Но и в этот раз все, скорее всего, ограничится первоочередными мерами. Балансодержателю дамбы Облавтодору не выделили бюджетных денег для укрепления постройки. Так что пока работы проводятся за внебюджетные средства.

В свою очередь, ученые уверены, что ремонтировать или наращивать дамбу Хаджибейского лимана уже бесполезно. Сейчас конструкция сооружения очень нестойкая. При ее строительстве использовали деревянные сваи, которые уже прогнили. Она опирается на жидкий ил лиманных отложений и если увеличить нагрузку – "подушка" может расползтись, и конструкция развалится. Выход из сложившейся ситуации – регулировать уровень воды в лимане. То есть построить насосную станцию, которая будет перегонять воду и выпускать в море. Реализация проекта обойдется более чем в 100 млн грн.

Новости по теме: Новости Одессы