Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

В городе насчитали шесть домов с одной стеной

В городе насчитали шесть домов с одной стеной
Фото: «Стена» на Богдана Хмельницкого, 96.
Страсти вокруг известного дома с одной стеной продолжают накаляться. На минувших выходных несколько сотен возмущенных одесситов устроили акцию протеста против строительства особняка рядом со зданием. Уже в среду вопросом местной достопримечательности пообещал заняться лично секретарь СНБО Украины Андрей Клюев, который вместе с президентом посетил город. Чиновник получил документы через организатора акции протеста телеведущего Якова Гоппа, чтобы разобраться в ситуации. Мэр Алексей Костусев заверил одесситов, что работы возле дома будут приостановлены, а в Интернете появился новый эскиз будущего здания. На трехмерной визуализации видно, что застройщик намерен усилить эффект "дома-стены" за счет изображения на тыльной стороне строения неба с облаками. Однако в планах протестующих добиться полного запрета любых работ возле легендарного здания.
– Эта тема задела очень многих, – говорит Гопп. – В чем уникальность этой стены? Подобных стен в мире много. Но столь выразительной иллюзии там не возникает. Это не просто памятник архитектуры, а именно наша одесская достопримечательность.
 
На выходные одесситы подписали питицию против застройки.
Байки для туристов
Одна из легенд гласит, что при царе заказчику якобы не хватило денег на строительство здания, и архитектор сэкономил средства, срезав стену. Свое название "ведьмин дом" здание получило из-за того, что в его дворе любил собираться криминальный контингент, а напротив располагалось публичное заведение. Подобные "байки" экскурсоводы любят рассказывать туристам. Действительность намного проще. Причиной изменения архитектурных канонов стала элементарная нехватка земли.
– Согласно генеральному плану города архитектора Джорджио Торричелли, который приняли в 1820-х годах, под строительство зданий нарезались косые участки земли, и это было связано с природным ландшафтом, – рассказывает краевед Олег Губарь. – Поэтому владельцы либо застраивали дома строго по линии, либо оставляли треугольник свободного места.
По словам историка, раньше в Воронцовском переулке было всего три дома, а "ведьмин" построили в 1887 году по проекту архитектора Климова и инженера Збигнева. Изначально это был доходный дом – здесь сдавали квартиры.
 
Здание находится в переулке Веры Инбер.
Стена без окон – намек на соседей
Подобных строений в Одессе было немало, просто висящие в воздухе стены многих из таких домов оказались скрыты пристроенными позже соседними зданиями. Их острый угол дополняли тупым близстоящего строения. Как говорят специалисты, каких-либо особенных усилий и средств для создания таких объектов не требовалось.
– Здесь нет уникальности с конструктивно-планировочной точки зрения, разве только визуальный эффект от скошенной стены, – говорит заслуженный архитектор Украины Владимир Глазырин. – Тем более что на ней нет ни окон, ни отделки. Обычно зодчие оставляют такую стену, когда рассчитывают, что рядом вплотную построят еще одно здание.
На почетное звание дома с одной стеной в Одессе могут претендовать еще как минимум пять строений. Одно из них – "сталинка", находящаяся на площади Веры Холодной, ее спроектировали архитекторы Минкус и Шаповаленко в 1935 году. Здания с похожим визуальным эффектом есть и на Лидерсовском бульваре (№№17 и 21), в переулке Веры Инбер, 12, на улицах Вячеслава Чорновола, 15, Пантелеймоновской, 24, Малой Арнаутской (№ 62 и 76), Преображенской, 27, Екатерининской, 80, Степовой, 17, Богдана Хмельницкого, 96, а также на Александровском проспекте, 41. И все же именно дом в Воронцовском переулке одесситам особенно дорог, ведь, несмотря на доводы архитекторов, именно он стал визитной карточкой города.
Этот дом расположен на Лидерсовском бульваре, 21.
КСТАТИ
До того, как дом с одной стеной стал популярным, одесситы предпочитали любоваться "чудным" строением, которое находится на пересечении Преображенской и Щепкина. Его назвали так, потому что здание было треугольной формы, так как Дворянская улица, проходя сквозь квартал, соединялась с Софиевской. Дом возвели по заказу польского шляхтича Пинчуковского, а потом его выкупил сподвижник герцога Ришелье – барон Жан Рено. При новых хозяевах здание неоднократно перестраивалось, поэтому былой уникальности уже не имеет. Мемуаристы свидетельствуют о том, что парадный вход со стороны упомянутого перекрестка украшали каменные рыцари, а в оформлении фасада присутствовала масонская символика.
– "Чудной" дом нередко фигурирует в сюжетах, связанных с привидениями и разной чертовщиной, – добавляет Олег Губарь. – Есть свидетельства, что тут проходили заседания масонских лож.
Интересно, что с годами люди забыли истинную причину названия дома и именовали его как "дом Чудного". Впоследствии, в 1900 году, на его месте по проекту местного архитектора В. И. Шмидта был возведен большой доходный дом 1-го Российского страхового общества, более известного как страховое общество "Жизнь".
 
Фото Алексея Кравцова и с сайтов Думская.net и odessastory.info