Жители городка Тысменица в Ивано-Франковской области, давным-давно славятся как скорняки.
Местные историки утверждают, что еще во времена Киевской Руси, в XII-XIII веках, князья и бояре во время выездов на охоту не обходили своим вниманием окрестные леса, в которых водились лисы, куницы и прочий пушной зверь. Идеальное для такого ремесла, как скорнячество, расположение города на берегу реки Вороны сделало Тысменицу меховым центром древнего государства, и она умудрилась сохранить эту славу до сегодня.
Прикарпатье – горный регион. Здесь температура может упасть до серьезного минуса еще в сентябре, пока в Одессе все еще купаются в море и греются на пляже. Поэтому утепляться местные всегда умели.
Какая одежда выручала жителей этого региона в давние времена, «КП в Украине» рассказала директор Музея истории города имени Степана Гаврылюка Лилия Лышега. Два года назад она выпустила книгу «Тысменица когда-то», отрывки из которой повествуют как раз о модных традициях жителей края.
- Начало ремесла, которым впоследствии прославилась Тысменица, достигает еще княжеских времен, - начинает разговор с «КП в Украине» Лилия Лышега. – Наличие пушного зверя в лесах стало толчком к тому, чтобы научиться обрабатывать шкуры, выкраивать кожухи и шить одежду. Кожухи из Тысменицы упоминаются в летописях 1193 и 1253 годов.
О них же, тысменицких кожухах, рассказывали иностранные путешественники четырьмя веками позже. Тогда же высказывалось предположение о происхождении названий местных меховых товаров – кожухов и шуб. Название «кожух» могло пойти от слова «кожа», а «шуба» - от венгерского слова, звучавшего как «тюба».
- Холодные зимы заставляли надевать кожухи даже князей и бояр, - продолжает Лилия Лышега. - Иногда шили зимнюю одежду из футра (хутро – мех на украинском. – Авт.). О важности кожуха говорит и множество поговорок о нем. Например, «обіцяв пан кожух, та й слово його тепле» - о пустых обещаниях.
Одежду из меха шили или на заказ, или на ярмарку. Первый цех по пошиву меховых изделий появился в городе Галич в 40 км от Тысменицы в 1585 году. В самой Тысменице меховая фабрика открылась уже в начале XX века. Это было самое крупное меховое предприятие в Австро-Венгрии.
Как рассказывает Лилия Лышега, наибольшей популярностью среди заказчиков пользовались красные кожухи.
- Они обшивались смушком (вьющийся мех из шкур ягнят, каракуль. – Авт.), - отмечает Лилия Лышега. - Зимой горожане одевались в футерко – это мужская куртка с крымковым воротником (крымка – это вид каракуля), подбитая мехом и покрытая сукном. Также носили футро - длинный плащ, подбитый мехом из крымки.
Если приходилось куда-то выезжать в сильный мороз на санях, утеплялись еще и меховым одеялом с суконным верхом. Оно называлось «бараница».
Тогдашние прикарпатские женщины старались соответствовать модным веяниям, царившим в мире. Зимой модно было надевать плащ с меховым воротником (слово "пальто" не использовалось. – Авт.) На воротники шли лисы, куницы и хорьки из соседнего леса. Кто побогаче – выбирал шубы из крымки или лошака (годовалая лошадь. – Авт.).
- К плащу шили также зарукавок – муфту и шляпку из футра, - продолжает Лилия Лышега. – Мужчин хорошо согревала теплая смушевая шапка – кучма. Внутри ее выстилали шкуркой молодой козы, которая хорошо держала форму и не парила. А молодые спортивные ребята носили лыжнярку или нартярку – от слов «лыжи», «нарты».
Также популярными среди жителей средневекового Прикарпатья зимой были безрукавки, или жилеты, – их и сегодня здесь называют «камизельки». Дамам шили серого, черного или коричневого цвета, обшитые смушком и украшенные крыжикованием – вышивкой. Мужчины обходились без особых украшений. Вместо современных джинсов шили кожуховые штаны из собачьих шкур с короткой шерстью.
- Тогда и обувь мастера старались сделать хорошо, и она служила от трех до десяти лет, - отмечают местные историки. – Часто это были юхтовые сапоги. Юхта – это выкроенная и обработанная шкура коня. Если денег совсем не было, сапоги делали из свиной кожи, но они считались плохой обувью – зимой в них холодно, не переносят влагу. Не многие знают, но продолжение известной поговорки «Не дай боже з Івана пана» повествует как раз о плохих «свиных» сапогах. Полностью она звучит так: «Не дай боже з Івана пана, з кози кожуха, а зі свині - чобіт».
- Те, для кого обувь была дорогим удовольствием, ходили с переброшенной обувью через плечо, а надевали ее уже только перед церковью, - отмечает Лилия Лышега. - На каждый день шили юхтовые сапоги с разной высотой халявы, а для болота были шкрабы.
Шкрабами называли старую иссохшую или кривую обувь, которая уже не годилась для выхода в церковь.
- Духовенство предпочитало сапоги с резиновой вставкой вместо шнуровки и ботинки «на цугах» - на модных тогда сапогах выше обцаса (каблука. – Авт.) делали декоративные шпоры, - продолжает наша собеседница. – Женская обувь была сложнее и разная по цвету. Использовалась разноцветная кожа, некоторые имели украшение из белой кожи, оно называлось колбаской. В городе женщины носили шнурованные комбинированные ботинки с высоким голенищем из сукна и кожи, ботинки-«румунки» (короткие по косточки на каблуке. – Авт.) или сапоги, которые сегодня назвали бы «аляска», – из белого сукна с комбинацией из кожи разных цветов.
Сапоги украшали, делая прорези и переплетения на голенище. Или узоры из дырочек, под которые подкладывалась разноцветная кожа.
Мужчины-горожане заказывали барлячие сапоги - из грубого сукна, обложенные кожей бокс (гладкая телячья кожа. - Авт.).
- Простой кожух мог себе позволить каждый – его носили несколько лет, кроме того, кожухи передавали от старших детей младшим, - продолжает Лилия Лышега. - Кто побогаче, заказывал «швабики» - разноцветные кожухи, обшитые лучшим материалом, лучшим футром.
Сегодня на смену кожухам с меховой подбивкой пришли куртки, отороченные тем же мехом. На Прикарпатье камизельки надевают ради традиции - когда идут колядовать или щедровать.
Еще лет 15 назад Тысменица напоминала большой рынок шуб. Со всей Украины и из-за границы ехали именно сюда за норками и соболями, а не в Турцию.
Сегодня улицы Тысменицы притихли – на них уже не встретишь толп жаждущих примерить или купить норковую шубку или безрукавку из каракуля. К меху давно потерян интерес со стороны покупателей. Этому способствуют и запреты на производство меховых изделий по всему миру. Да и вырастить норку давно уже стоит чуть ли не дороже, чем продать ее шкурку. Поэтому магазины меховых изделий в Тысменице один за другим закрывают свои двери для посетителей. По словам местных, за последние годы закрылись едва ли не половина. Хотя люди все еще приезжают.
- Недавно мама с дочкой купили шубок на семь тысяч долларов, - отметили нам в одном из местных меховых магазинов.
Но объемы давно не те, да и вряд ли в ближайшее время меху удастся вернуть свою былую популярность. Как говорят сами меховщики: «Когда людям еду купить не на что, они о шубах не думают».