Очередь груженных украинским зерном, кукурузой, маслом, молочной и прочей сельскохозяйственной продукцией фур к пропускному пункту «Ягодин» на Волыни растянулась на 54 км. Это абсолютный рекорд – таких пробок здесь еще не видели. Что же происходит?
Товар портится, бензин расходуется
На самом деле, очереди из грузовиков на границе появились сразу же после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Тогда еще везли на экспорт прошлогодний урожай. После закрытия морских портов и белорусской границы западные кордоны остались единственными, через которые украинская сельскохозяйственная продукция могла попасть в Европу. Но теперь к прошлогоднему урожаю, который все еще вывозят – ведь объемы экспорта грузовиками совсем не те, что кораблями, добавился еще и новый.
Если еще в июле на том же «Ягодине» в очереди на таможенный контроль стояло 800 - 900 машин, то в первые дни сентября их количество увеличилось в три и больше раз – до 2400 - 2600 грузовиков.
- Количество фур возле границы увеличилось в несколько раз, - сетует дальнобойщик Зиновий, везущий в Польшу кукурузу из центральных областей. – В июле стояли сутки-двое в пиковые периоды, когда было по 800 машин, а теперь что – неделю в кабине жить?!
К тому же в кабине жить бесплатно не получается – ночи уже холодные, да и дни особо теплыми не назовешь, особенно, если сидеть без движения. Поэтому водители включают печки, чтобы согреться, – расходуется бензин.
- Стоишь на месте, а заправляться все равно надо, - сетует Зиновий. – Это еще хорошо, что кукуруза потерпит. А хлопцы вон везут молочную продукцию – они еще и холодильники постоянно включенными должны держать…
Хлопцы стоят, пригорюнившись, и подсчитывают убытки – пока только на бензин. А если еще и товар испортится?
- Каждый день простоя обходится в несколько сотен евро – бензин, зарплата водителям – все равно же рабочий день оплачивается, а сохранность продукции? Есть живая органическая продукция, которая под солнцем портится, - бросает один их перевозчиков Степан. – Так что заработок тает на глазах... Уже бы давно из рейса к жене вернулся, если б…
На этом водитель запинается и горько вздыхает.
Причина многокилометровых очередей – в медленной работе польской таможни, а именно – фитосанитарного и ветеринарного контроля. Не успевают.
С одной стороны – такого количества машин с маслом, зерном, кукурузой и прочим раньше через западные границы не вывозили. С другой – украинская сторона не раз просила польских коллег увеличить количество работников и оборудования на таможне, чтобы быстрее проверять товар.
- Раньше там два ветеринара работали с восьми утра и до шести вечера, а ночью – все, спать, а ты – стой! – ругается водитель фуры Сергей Рожко. – Сейчас, слава богу, они работают круглосуточно, но этого все равно мало! За прошлую ночь польская сторона не взяла ни одной машины. Ноль!
Но ругаются – только между собой. Особо погонять поляков тоже не пристало – они «стоят на страже всей Европы». Действительно, проникнет какая-то бацилла во французский йогурт – проблем не оберешься, а виноваты будут именно поляки – они же пропустили. Дальше-то границ нет. Так что стоят украинские водители тихо-мирно, иногда сплевывая через зубы досаду.
Польские перевозчики устроили протест на границе и выдвинули свои требования Фото: facebook.com/Mustafanayyem
А вот польские перевозчики молча ждать не собираются. Они страдают на границе не меньше наших, потому устроили в понедельник, 5 сентября, настоящую акцию протеста: перекрыли национальную трассу возле пункта пропуска «Дорогуск-Ягодин» - в обе стороны. На выезд пропускали только автобусы с пассажирами, грузовики – по одному в час. А это почти равно нулю для такого пункта пропуска.
- Ягодин может пропускать по 2000 транспортных средств в сутки, - отмечает «КП в Украине» спикер Волынской таможни Валентина Черныш. – Ночью за 12-часовую смену не взяли ни одной машины, перед этим за день – 159. Мы хотим выйти на уровень хотя бы 500.
Полиция не мешает протестующим – никуда их не торопит. А что, люди имеют право на протест...
- Сейчас идут переговоры между польским правительством и протестующими, польским и украинским правительством, - отмечают на Волынской таможне. – Что-то нужно решать – очереди на «Ягодине» уже стали хроническими…
Польские перевозчики пообещали стоять сутки, но, если их требования не выполнят, грозятся не пускать и дальше. Требований несколько: пропускать пустые машины вне очереди, увеличить способности фитосанитарного и ветеринарного контроля – они же тоже везут украинский товар и заинтересованы в скорости прохождения контроля, и… вернуть систему разрешений для украинских перевозчиков. А это значит – выкинуть их часть с польского рынка.
Система разрешений на въезд в Польшу для перевозчиков действовала до 29 июня – а с этого дня ввели «транспортный безвиз» на фоне военного положения в Украине. Мол, сочувствуем – ездите нашей территорией сколько нужно.
- До этого Польша выдавала квоты на въезд. Квота была низкой, и разрешений было мало, - закуривает сигарету еще один водитель. – Такие разрешения «Укртрансбезопасность» выдавала под каждую поездку каждому водителю на фуру. Их хватало буквально до ноября, а после этого собирались точно такие же очереди, только не перед границей, а перед «Укртрансбезопасностью», чтобы получить разрешения. В конце каждого года наше правительство ездило просить у польского дополнительные квоты. Так в Польше, говорят водители, ограничивали въезд украинских транспортных средств на свою территорию, аргументируя тем, что они берегут окружающую среду, а наши машины ее загрязняют.
И вот теперь польские перевозчики забастовкой хотят добиться возвращения этих разрешений.
- Таким образом они пытаются регулировать рынок перевозок. Разрешения - это барьер на пути к свободной торговле, а если есть свободная торговля – там уже работают правила конкуренции, - отмечают водители. – И с точки зрения польского перевозчика, разрешения также непосредственно влияют на очереди возле границы – украинские водители не поедут в рейсы, потому что у них нет разрешений, а значит, больше места останется для польских.
С украинской стороны сделать что-то для решения проблемы невозможно – все упирается в скорость проверок на польской таможне. Если еще 2 сентября 50-километровая очередь хоть медленно, но двигалась, то уже 6 сентября – стоит наглухо.
Такие очереди на границе, понятно, несут убытки и для украинского, и для польского бизнеса. Надежда остается на переговоры между правительствами двух стран.
ОФИЦИАЛЬНО
- Польская сторона не может своевременно обеспечить необходимое количество исследований, чтобы гарантировать пищевую безопасность для всей Европы, - объясняет «КП в Украине» причину очередей на границе спикер Волынской таможни Валентина Черныш. - Проблема началась не в сентябре, а сразу после начала военных действий - продукции много, и фитосанитарные и ветеринарные службы Польши на таможне не справляются. В июне мы достигли договоренности, что «Ягодин» сделают исключительно грузовым, и мы просили польскую сторону, чтобы они увеличили количество сотрудников на смене и обеспечили возможность проводить больше исследований. Также просили, чтобы другие виды контроля, кроме пограничного и таможенного, вынесли за границы пункта пропуска. Они начали работать в этом направлении - уже открыт специальный отдельный центр для исследований, но надо добавить оборудование и людей, которые бы их делали. А есть только помещение. По состоянию на сейчас единственное, что сделали – ветеринары уже работают круглосуточно. Но этого мало.