Карета превратилась в тыкву, праздник перетек в будни - примерно так можно коротко описать ощущения школьников в середине первого месяца учебы. Когда радость от встречи с друзьями улеглась, тетрадки и пеналы уже не кажутся такими красивыми и новыми, а до каникул - еще целая жизнь, дети начинают жаловаться на самые разные недомогания.
Пугливые родители оставляют чад дома, а после мучаются сомнениями, не обвели ли их вокруг пальца. Мужественные велят не морочить голову и идти в школу, а после корят себя за бездушность. Как понять, что происходит на самом деле, разбираемся с психологом Натальей Валедовой.
Первые три недели учебы даются детям сложно из-за резкой смены жизненного ритма. Летом они больше двигаются, у них меньше обязанностей, они не загнаны в какие-то узкие рамки, а тут в первые недели сентября происходит смена общего режима и приходится трудиться в разы больше.
|
- За первые осенние недели истощается запас жизненных сил, которые ребенок приобрел летом, когда много гулял, двигался, спал, сколько хочется, - говорит психолог. - Плюс приходит осознание неизбежности долгого учебного пути. А ребенок так устроен, что любые изменения даются ему довольно сложно. И самый простой способ сохранить статус-кво - заболеть. Только у кого-то включается психосоматика, а у кого-то -осознанное манипулирование.
Тут, конечно, еще "помогают" сезонные инфекции, но, с другой стороны, это и верный способ остаться дома с "болезнями" живота, сердца и головной болью. И тут специалисты советуют родителям перво-наперво прислушаться к самому себе: сдаетесь ли вы, истощились ли ваши силы, насколько серьезно вы относитесь к обучению ребенка? (см. Важно). Здесь важно помнить, что из отношения детей к учебе, которая по сути является их работой, вырастет их отношение к работе во взрослой жизни.
Прислушайтесь к своим чувствам: если вы хорошо изучили ребенка, то можно понять, болит у него голова или нет. И если он действительно очень устает, ему тяжело, он болеет, нужно идти к неврологу, который занимается вопросами истощаемости.
Или к психологу, который протестирует ребенка и определит объем памяти, качество и объем внимания, концентрацию, переключаемость, темп мозговой деятельности. Словом, все то, что наглядно доказывает -это истощение или актерская игра, невротические проявления или капризы.
Чтобы максимально сгладить процесс адаптации, психологи рекомендуют смотреть на школу под правильным углом - как на большую, неизбежную, но хорошую часть жизни.
- Нужно настраивать и себя, и ребенка на то, что это прекрасный отрезок жизни, когда человек познает и себя, и что-то новое, учится общаться не только с детьми, но и со взрослыми, жить в коллективе, - советует психолог. - Рассматривать школу как счастье, которого на нашей планете лишены миллионы детей - и об этом тоже нужно говорить с ребенком. Адаптация быстрее происходит у того, кто психологически правильно настроен, мотивирован и самостоятелен. Родители часто допускают ошибку: не приложив усилий для этой подготовки, с началом учебного года начинают "выходить из себя", считая, что для выполнения их требований достаточно вербальной инструкции. Или считают, что раз школа началась - ребенок резко сам собою стал самостоятельным, но так не бывает. Дети чувствуют себя в безопасности, когда вокруг них ничего не меняется. Поэтому с началом учебного года, когда жизнь ребенка перестраивается, родители должны сопровождать этот процесс.
Чтобы учеба не превратилась в бесконечное противостояние и преодоление, нужно сейчас выработать правильный алгоритм жизни и режим, дать ребенку войти в этот ритм, посмотреть, как он адаптируется к школе. Именно поэтому бросаться в сентябре во всевозможные кружки психологи не советуют.
Особое внимание в новом режиме нужно уделить гаджетам, "урезав" их присутствие, причем родители должны подавать в этом пример, и вечером их должны убрать все члены семьи. Когда ребенок заснет, взрослые, конечно, могут их достать, но не раньше, чтобы он не чувствовал себя изгоем, лишенным чего-то приятного. По словам Натальи Валедовой, гаджеты вечером не рекомендованы, потому что перевозбуждается центральная нервная система, отсюда - беспокойный сон, неполное восстановление во время отдыха и нервное истощение. Заменой им должны стать книги, настольные игры - их сейчас великое множество, семейные ужины, во время которых все со всеми разговаривают. Не дежурное "как дела?", и не слушание ребенка вполуха, потому что голова занята проблемами, и не "сворачивание" его долгих рассказов, потому что времени нет.
- Все это делает маленького человека одиноким и беззащитным, - говорит психолог. - Ему кажется, что он мало интересен своим родителям, он становится уязвимым, потому что не чувствует со стороны дома глубокой поддержки.
Именно сейчас - лучшее время, чтобы "ухватить" зарождающиеся проблемы. Тревожным сигналом является упорное нежелание идти в школу, которое может быть вызвано тем, что его обижают, что не налажен контакт с учителем. Здесь психологи просят проявить такт, не ждать, пока "накопится", а потом прибегать и учинять скандалы. В первый месяц учебы родителям нужно обязательно интересоваться у учителя положением дел, понаблюдать, в каком настроении ребенок встает по утрам, посмотреть на него со стороны в школе.
- Наиболее кризисный этот период для первоклассников, поскольку у них меняется социальная роль: был просто ребенок, а стал школьник, - говорит Наталья Валедова. - И это совершенно другие требования, обязательства, режим. Стрессом для них становится осваивание - новый коллектив, другое помещение, кажущееся маленькому ребенку огромным. Усугубляют ситуацию тревоги родителей, которые очень передаются детям. К сожалению, зачастую взрослым не хватает мудрости и такта скрыть эту тревогу, и вместо того, чтобы показать, что это радостное и праздничное событие, что впереди много увлекательного и захватывающего, они сами находятся в перманентном стрессе. Более того, озвучивают его в разговоре друг с другом, с детьми, по телефону с друзьями.
К распространенным ошибкам взрослых психологи относят критику учителей и школы. С одной стороны, у родителей завышены требования к педагогам и школьным условиям, с другой - они сами не готовы к тем требованиям, которые предъявляются к детям и к ним. И когда это озвучивается в присутствии детей, те получают дополнительный стрессогенный фактор.
- И в то же время дети это "мотают на ус", а потом пользуются как дополнительным аргументом, почему они плохо учатся или не выполняют каких-то требований, - поясняет Наталья Валедова. - То учительница "не такая", то она нетактично себя повела, то не тем тоном сказала.
Очень часто первоклассники оказываются не готовы не только психологически, но и физически. Многие попросту не владеют навыками самообслуживания: сложить портфель, навести порядок на столе, быстро раздеться-одеться, переобуться. И это все тоже ведет к стрессу, потому что спустя пару недель обнаруживается, что ребенок чувствует себя неуверенным. А корни этой неуверенности в несамостоятельности и неспособности выполнить элементарные действия. И именно в школе становится понятно, как вредит пресловутая гиперопека с раннего детства.
Свою лепту в формирование стресса добавляет и осень: уменьшается световой день, количество солнца, а значит, и двигательной активности.
|
ВАЖНО
По словам психолога, схема, которую многие взрослые перенесли из собственного детства на своих детей, ошибочна. После еды меняется кровообращение, ребенок более расслаблен и чувствует легкую усталость вдобавок к усталости после школы, ему необходимо время для восстановления.
Многим детям 1-го и 2-го класса вообще нужен дневной сон после обеда или просто возможность полежать. Детям постарше после обеда нужно погулять и подвигаться - навалившаяся необходимость много сидеть негативно сказывается и на физическом, и на психологическом состоянии. И только потом, около 16-16.30, можно садиться за уроки. За 10-15 минут до этого должен быть какой-то легкий перекус, полдник ведь не просто так был придуман.
Имеет значение и "вхождение" в уроки. Неправильно начинать с самого сложного, ребенок должен сперва браться за то, что получается лучше всего, чтобы переключиться и настроить работу мозга на рабочий сосредоточенный лад.
КСТАТИ
Чтобы понять, недомогание ребенка – это манипулирование родителями и притворство или действительно умственное, или эмоциональное истощение, обращайте внимание на тревожные сигналы.
В ТЕМУ
Жители больших городов, пока позволяет погода, стремятся в выходные выезжать в лес, на дачу, на природу. Кажется, лучше варианта не придумаешь, чтобы ваш школьник расслабился. Но психологи просят присматриваться к ребенку и говорить с ним об этом: возможно, ему сейчас не хочется в большие компании, а лучше побыть дома в камерной обстановке.
- Взрослые забывают, что детям в принципе необходимо побыть одним час-полтора в день, - предупреждает Наталья Валедова. - Ребенок часто закрывает дверь в свою комнату, интуитивно чувствуя, что ему надо уменьшить психологическую нагрузку. Более того, эта возможность паузы, когда маленький человек может осмыслить прожитое, подумать о себе, о людях, о том новом, что он узнал, о взаимоотношениях с друзьями. Так дети формируют собственную ментальность.
Что до выходных, сейчас, когда ребенок переполнен новыми впечатлениями и эмоциями, хорошо бы просто погулять с ним пешком. Это и возможность поговорить и послушать, не отвлекаясь ни на что, и польза для физического здоровья. Во время таких прогулок ребенок видит жизнь: как падают листья, летят птицы, меняется цвет неба, какие вокруг разные люди. И это важно для всех, потому что дети все могут обсудить с родителями - здесь и сейчас, а взрослые - ненавязчиво передать собственный опыт.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ