Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Инженер-конструктор: Говорить о возрождении "Антонова" сейчас не приходится

Инженер-конструктор: Говорить о возрождении
Фото: twitter.com/ukroboronprom

Президент Владимир Зеленский дал поручение "Укроборонпрому" совместно с МОН и КПИ им. И. Сикорского создать за три месяца программу подготовки инженеров-конструкторов, которые после обучения пойдут работать на авиазавод "Антонов". Предложение замечательное, но только у специалистов аэрокосмической отрасли оно вызывает удивление. Инженеров-конструкторов в стране готовят сотнями: только с 2013-го по 2019 год по специальности авиа- и ракетостроение подготовлено 2307 бакалавров.

Очень скромные зарплаты

Выходит, специалистов, которые способны трудиться на "Антонове", и без дополнительной спецпрограммы хватает. Другое дело, что само состояние этого завода сейчас плачевное.

"КП" в Украине" пообщались с группой инженеров, которые имеют непосредственное отношение к авиакосмической отрасли уже много лет. Они пожелали остаться анонимными.

- "Антонов" выживает за счет работы транспортного подразделения и проведения регламентных и ремонтных работ, а также продления ресурса по выпущенной ранее технике, - рассказывает один из наших источников. – Говорить о каком-то возрождении предприятия сейчас, увы, не приходится. Аэрокосмическая отрасль в стране переживает не лучшие времена, потому потенциал сразу пяти украинских университетов, готовящих специалистов для отрасли, и без того избыточен. Из-за этого неизбежно подсиживание друг друга и толкание локтями на рынке образовательных услуг. К тому же уже не первый год продолжается хроническая дискриминация инженерного труда, что и отпугивает молодежь.

На том же "Антонове" начинающим сотрудникам платят от 6 до 8 тысяч гривен зарплаты. Авиаремонтные заводы в Луцке и Чугуеве предлагают зарплату от 8 до 10 тысяч. Чуть лучше на "Мотор Сич" - там на вертолетном производстве можно получать от 12 до 13 тысяч. На Харьковский авиазавод – никто не требуется.

Конечно, на многих предприятиях существуют доплаты, надбавки за инженерную категорию, премии по итогу работы. Это еще плюс до 5 тысяч гривен.

Отчисляют до половины учащихся

Учиться на инженера-конструктора авиакосмического профиля сложно. Требования к студентам очень высокие. Потому молодые люди задаются вопросом: зачем мучиться, если отучиться на программиста гораздо проще, а зарплата будет выше, и работа найдется почти сразу?

Потому конкурс на инженерные специальности низок, и в вузы попадают далеко не самые толковые выпускники.

- Из некоторых аэрокосмических вузов за неуспеваемость отчисляется до 30-40% студентов, - говорит еще один наш собеседник. – Уходят всегда либо самые глупые, либо самые умные. Первые – понятно по каким причинам. Вторые же привыкли в школе, что им легко все дается, не особо утруждая себя учебой. Поэтому те, кто уповает исключительно на собственный интеллектуальный потенциал, также быстро сходят с дистанции.

В аэрокосмическом университете важен не только интеллект, но и способность его преумножать в процессе очень кропотливого труда. И это по достоинству оценит работодатель, но не сразу и не в этой стране.

- Сейчас очень сильно изменилась структура инженерного труда: один человек с "Солидом" (Solid Works - программный комплекс для проектирования) заменяет целый отдел чертежников с кульманами. Поэтому инженеров-конструкторов среднего уровня, которых ранее вузы выпускали пачками, столько не нужно. Необходимы талантливые ребята, генераторы идей, творцы нового. Во все времена это был штучный товар, за ними "охотятся" и "ведут" еще с младших курсов, - продолжает эксперт. - Буквально за несколько лет существенно изменилось и оборудование. Из одного куска металла на пяти координатных станках теперь изготавливается сложнейшая деталь, а с помощью 3Д принтеров выращиваются уже не детали, а целые фрагменты изделий. В результате отмирают целые пласты технологического обеспечения, взамен требуются специалисты, способные управиться с этим сложнейшим оборудованием.

В ХАИ учился весь высший менеджмент "Антонова". И сейчас вуз популярнее даже среди иностранцев. Фото: Инстаграм

На новый рынок никто не пустит

Что еще мешает вернуть Украине былую славу аэрокосмической отрасли?

- Аэрокосмическая отрасль Украины, боюсь, прошла точку невозврата.  Традиционные рынки сбыта утрачены, на новые нас никто не пустит. Чтобы утратить конструкторскую школу, достаточно уничтожить среднее возрастное звено, способное передать знания молодежи, - говорит наш собеседник. - Сейчас многие наши предприятия и КБ искусственно поддерживают на плаву дозированными финансовыми инъекциями, чтобы среднее звено состарилось естественным образом. А молодежь всячески вымывают с предприятий финансовой неустроенностью.

Но вернемся к указу президента. Задача за 3 месяца создать программу выглядит неясной. Наш собеседник допускает - вероятнее всего, КПИ им. И. Сикорского ограничится адаптацией уже существующих программ обучения, использует опыт коллег. Но еще придется подтягивать материально-техническую базу, необходимую для подготовки столь высокотехнологичных специалистов.

- Почему президент поручил эту задачу именно КПИ? Вот главная интрига! КПИ в системе высшего образования Украины занимает лидерские позиции, однако последних лет 15 аэрокосмической тематикой у них занят только "Институт аэрокосмических технологий", - уверяет собеседник. -  В нем три кафедры достаточно скромного состава как в плане количества преподавательских кадров, так и в материально-технической и лабораторной базы. Вряд ли им в одиночку удастся решить кадровые вопросы такого уровня сложности. Наверняка, они рассчитывают на дружеское плече поддержки со стороны ХАИ, который в этом году праздновал свое 90-летие и именно в аудиториях которого был выкован весь высший менеджмент "Антонова" и множества аэрокосмических предприятий и КБ на постсоветском пространстве.

Перспективы есть, но ждать их никто не хочет

А что происходит с инженерами других не авиакосмических направлений? Стране, кроме самолетов, нужны мосты, дорожные развязки и коммуникации.

Алексей Г. окончил НТУ по специальности "Организация дорожного движения" (проектировка дорог и их регулировка). По специальности не работал ни дня:

- Один человек из нашей группы уехал учиться дальше в Польшу. Еще один пробовал работать по специальности. После двух месяцев за зарплату в 4500 грн он уволился и пошел работать бариста. Здесь ему платят 14 тысяч в месяц. Еще две девушки пошли работать в полицию. Косвенно им пригодились полученные знания. Я же не работал ни дня, мне хватило практики. Посмотрел, что придется делать и сколько смогу заработать…

Сейчас Алексей занимается продажами автозапчастей по телефону и получает в два с половиной раза больше, чем мог бы, работая по образованию. Перспектив и тут немного, зато есть на что жить.  

Андрей П. окончил КНУБА, по специальности "Водоснабжение и водоотведение". Уже почти два года работает в профессии, но имеет планы кардинально менять сферу деятельности, так как не видит перспектив.

- Из 25 человек нашей группы только 10 попробовали свои силы по специальности. И лишь 5 в итоге остались и работают больше года. Я в том числе. Половина из этой пятерки стремится уехать на заработки в Европу. Пусть там физически тяжелый труд, но он хотя бы оплачивается в пределах тысячи долларов. А у нас, чтобы стать главным инженером, нужно как минимум 5-7 лет опыта и дополнительно доучиться, что стоит немалых денег. В итоге можно получать 25-35 тысяч гривен. Но за этой должностью закрепляется уголовная ответственность в случае ЧП на предприятии. Тоже десять раз подумаешь – стоит ли игра свеч.

В конце прошлого года Минобороны заключили с ГП "Антонов" заключили контракт на поставку трех военно-транспортных самолетов Ан-178. Кстати, это впервые за годы независимости украинские военные получат новые отечественные самолеты. Фото: twitter.com/ukroboronprom

Проблема вузов в их консервативности

Виталий Артемов 10 лет проработал в Днепровском национальном университете железнодорожного транспорта. В 2015 году он основал проект Dystlab по повышении квалификации инженеров.

- В основном к нам обращаются специалисты с опытом работы 5-10 лет. Студентов вузов почти не бывает. Зато растет число людей 40+, - говорит руководитель проекта Dystlab Виталий Артемов. – Как ни странно, и молодые, и взрослые учатся азам проектирования или осваивают какой-то новый для себя инструмент. А ведь это то, чему их должны были научить в вузе!

По мнению Виталия, по проблема нынешнего образования в вузах в излишней консервативности.

– Технические университеты транслируют устаревшую, консервативную модель образования. Фокус на фундаментальные дисциплины, ограничение свободного времени и других свобод студентов, перегрузка непонятной и устаревшей информацией, дистанция между студентами и педсоставом, почти полное отсутствие практики. И это далеко не полный список существующих проблем, - считает Артемов.

И если у такого выпускника еще есть какие-то шансы найти работу в Украине, то составить конкуренцию иностранным специалистам он не может.

- Способен ли среднестатистический выпускник механического или строительного факультета Украины работать на уровне с его заграничными коллегами? Владеет ли он нужной нормативной базой, стандартами, программным обеспечением, разговорным английским? Если да – мне остается лишь пожать ему руку, - отмечает Виталий Артемов.

Но реальность иная. Большинство выпускников даже не сможет назвать ТОП-5 главных компаний в своей специальности, не говоря уже о интеграции за границу.

По оценкам Виталия Артемова, лишь 10-15% выпускников идет работать по специальности. Через несколько лет эта цифра уменьшается еще больше.

- Нужно проводить массовые стажировки студентов и преподавателей за границей. Это эффективнее, чем запускать глобальные и неповоротливые реформы, - объясняет Виталий Артемов. – Отлично было бы приглашать в украинские вузы иностранных профессоров, которые не только учат, но и практикуют, консультируют инженерные и технологические компании. Это дорогие кадры, но этот вектор продемонстрировал бы нашим студентам, на что им равняться в глобальном смысле, к чему стремиться.

В ТЕМУ

На одну вакансию 3-4 инженера

По данным Work.ua,на данный момент по запросу "инженер-проектировщик" - 946 вакансий. Если искать по запросу "инженер", в поиске на сайте вам покажется более 3240 вакансий. 

- Медиана зарплат на 9 февраля для "инженера-конструктора" 15 000 грн, а для Киева - 20 000 грн, - говорит PR-менеджер Work.ua Каринэ Макиян.

По ее словам, у новичков в профессии зарплата колеблется в пределах 15-20 тысяч гривен. Но есть и вакансии с зарплатой до 30 000 грн.

- Уровень конкуренции у инженеров ниже, чем, например, у менеджеров по продажам (одна из самых популярных вакансий на сайте), но и требований больше, - продолжает Каринэ Макиян. - На вакансии "инженер-конструктор" претендуют 3-4 человека, в маркетинге, например, эта цифра больше - 10-11 соискателей на 1 вакансию.

Не менее 30% работодателей указывают в требованиях высшее образование (техническое или инженерное), но главное - навыки работы в определенных программах и опыт. Но есть и вакансии "без опыта" - от 8 до 20%, а для студентов предложений еще больше - 15-30%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Украинские студенты поразили NASA: за два дня изобрели новую космическую технологию