Загрузить еще

Туризм подхватил коронавирус: что ждет путешественников и отрасль

Туризм подхватил коронавирус: что ждет путешественников и отрасль
Фото: Фото: REUTERS/Ralph Orlowski

Операция-"эвакуация"

Китайский вирус нанес сокрушительный удар по туристической отрасли. По словам главы Всемирного совета по путешествиям и туризму Глории Гевары, из-за коронавируса убытки туристического сектора составят не менее 22 млрд долларов. Но, поскольку этот прогноз давался до того, как страны одна за другой позакрывали границы, скорее всего, будущее туризма будет еще более печальным.

Для украинских туристов, находящихся за рубежом, закрытие границ обернулось немалым стрессом. Как сообщали СМИ, только в Египте "застряли" тысячи наших сограждан (вопрос о том, зачем они туда летели в сложившейся ситуации, оставим за скобками), из них 750 оказались на карантине

Украинцы по всему миру решали проблемы как могли: пока одни справлялись своими силами, другие записывали видеообращения к президенту.

При этом власти первое время пытались дистанцироваться, делая заявления в духе "решайте свои проблемы самостоятельно".

Наконец во вторник, 17 марта, украинских туристов, которым отменили рейсы из-за закрытия авиасообщения, таки начали вывозить. Только из Египта один за другим вылетели шесть самолетов SkyUp Airlines, сообщил глава МИД Украины Дмитрий Кулеба на своей странице в Facebook

По его словам, на Шри-Ланке застряли 105 граждан Украины, но на самом деле их явно больше. Решением этих вопросов занимается посольство.

Относительно эвакуации украинцев из Польши Кулеба заявил, что решается вопрос о выделении дополнительных автобусов для пунктов пропуска на границе. Благодаря договоренностям наших пограничников с польскими, украинские автобусы заезжают в Польшу, забирают наших людей и перевозят их на территорию Украины.

"Египет - SkyUp Airlines начал вывозить наших людей из Шарма, за что компании благодарность. Утром уже 5 самолетов на Борисполь, 1 - на Львов. Консул помогает. Совместно с Владиславом Криклием работаем с туроператорами и авиакомпаниями, чтобы помочь нашим гражданам", - написал Кулеба.

Турфирмам не позавидуешь

Сегодня туристическому бизнесу не позавидуешь – и это еще слабо сказано. Сотрудники компаний работают в постоянном стрессе, день и  ночь общаясь с клиентами, которые находятся в полном раздрае. Менеджеры "на нервах", и это чувствуется и по тону, и по тексту.

- Мало того, что клиенты и без того в панике, так еще и СМИ подливают масла в огонь, - пожаловались "КП" в Украине" в одной из столичных турфирм. – Например, после видеообращения туристов из Египта начали писать, что SkyUp бросил всех и не собирается никого вывозить. Но это неправда. Туроператоры отменили туры, но не отменили  вывоз украинцев. Просто было распоряжение властей для начала вывезти иностранцев, чтобы те могли пересечь границу дальше и вернуться домой. А сейчас начали вывозить наших. Самолеты туда летят пустые, а обратно – с людьми, и абсолютно все расходы ложатся на плечи операторов.

Но если с чартерами хоть как-то можно разобраться, то с регулярными рейсами вышла полная засада. В составе пакета иногда есть регулярные рейсы, и после того, как их отменили, люди застряли в самых разных странах. И вряд ли в этом можно обвинять одних лишь туроператоров.

При этом МАУ продавали билеты на последние рейсы по таким ценам, что глаза на лоб полезли не только у туристов, но и у видавших виды операторов. Оценку таким действиям перевозчика в турфирмах не дают – надеются, что когда все уляжется, с этим разберутся компетентные органы.

Что будет с туризмом

Турфирмы день и ночь успокаивают туристов, а сами живут в ожидании колоссальных убытков. Участники рынка, с которыми получилось пообщаться, в один голос говорят о том, что рынок ждет череда банкротств, после чего на "чистом поле" возникнут новые игроки.

Выдвигается и конспирологическая версия, пока чаще в виде вопроса: а не для того ли и подогревается паника, чтобы "зачистить" рынок?

Экономисты говорят, что пока о поголовном банкротстве говорить рано, но то, что многие этот коллапс не переживут, уже не вызывает сомнений.

- Очевидно, что карантин и предпринятые меры сильно ударят по всей сфере услуг, - говорит экономист Владислав Банков. – В первую очередь, кроме туроператоров и турагентств, пострадают авиакомпании и отели.

О том, что "мировой форс-мажор" влетит авиакомпаниям  в копеечку, ранее заявила Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). 5 марта она обновила свой прогноз по ущербу, который коронавирус может нанести индустрии авиаперевозок. По оценкам экспертов, потери в сфере пассажирских авиаперевозок могут достигнуть до конца 2020 года $63 млрд, а в случае реализации пессимистического сценария - 119 млрд долларов.

Во всей этой "бочке дегтя" есть чайная ложка меда: у Украины появился очередной призрачный стимул для развития внутреннего туризма. По мнению экономиста Андрея Мартынюка, паника и нежелание ехать далеко от дома, которые продлятся еще некоторое время после окончания карантина, просто вынудят украинцев на поездки по Украине. Правда, придется вложить немало денег в дороги и инфраструктуру, иначе желание путешествовать по родной стране пропадет, едва зародившись.

КОМПЕТЕНТНО

"Это нужно просто пережить"

- Туристы – это потребители, которые не хотят, да и не должны вникать в процесс ненужной для себя сферы деятельности. Для туриста все просто: я купил тур, он не состоялся, значит, по закону я могу вернуть деньги, - разъясняет директор туристического агентства In Tour Наталия Коломийчук. - Юридически - да. А фактически мы имеем беспрецедентный случай. Давайте разбираться.

При покупке тура турист имеет право вернуть деньги при условии аннуляции данного тура оператором. В условиях форс-мажора все затраты ложатся на туриста. У нас форс-мажор как бы есть, но он не объявлен. В Указе президента Украины №87/2020 мы читаем о закрытии с 17 марта на две недели пунктов пропуска через украинскую границу для осуществления регулярного пассажирского сообщения, а также запрет на две недели на въезд иностранцам. То есть фактически мы получаем закрытие границ и чрезвычайное положение, но регулирование и финансовая ответственность ложится целиком на туристическую отрасль. Причем, без каких-либо дотаций. Плюс операторы должны вернуть за свой счет всех граждан, вывезенных ими за границу, а это большое количество самолетов, которые летят в одну сторону пустыми, а, значит, убыточные рейсы (за сезон таких предусмотрено два – первый и последний).

Важно упомянуть, что туристическая отрасль работает несколько иначе, чем многие себе представляют. Туроператоры заключают международные договора с курортами, отелями, компаниями на сезон вперед. Чартерная программа (самолеты, которыми вы летаете в пакетные туры) так же планируется на сезон вперед и оплачивается таким же образом. Именно поэтому стали так интересны туры по раннему бронированию - плановая продажа, которая держит отрасль на плаву. Словом, туроператор - это огромная машина с упором на раннее планирование и оплату по существующим договорам, затратам на офисы, персонал, самолеты и так далее.

И вот происходит непредвиденная ситуация длиной минимум в две недели. Мы получаем кассовый разрыв, который нечем покрыть. В случае банкротства компании, возврат денег по оплаченным турам осуществляется в пределах уставного фонда компании, но по опыту таких компаний как Carya tour, Тews Тravel , OASIS можно сделать вывод, что этот процесс весьма проблематичен.

Именно поэтому операторы предлагают не возврат денег в полном объеме, а перенос тура на более поздние даты, по цене онлайн. Это поможет избежать краха. Тем более, что в туризме существует сезонность: один и тот же отель стоит по-разному в разное время года.

Для тех туристов, которые не согласны или не могут перенести тур, возможен вариант заморозить деньги до того момента, пока они будут готовы возобновить поиски нового тура. Или обращаться в суд.

В заключение хочу сказать, что мы все сейчас будем терпеть убытки, мало кто будет зарабатывать. Например, я точно понимаю, что минимум два месяца должна буду платить аренду, налоги и зарплаты, но моя прибыль в лучшем случае будет нулевая. И так у многих из нас. Но это нужно просто пережить. Уверяю вас, что туристическая отрасль делает все возможное, чтобы наша с вами свобода передвижения сохранилась.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как попасть домой: 10 важных вопросов о возвращении из-за границы 

вчера, 22:00 Новые ограничительные меры не помешают украинцам вернуться на родину. Разбираемся, куда звонить и к кому обращаться за помощью.