На улице - минус восемь, а в оранжереях ботанического сада ХНУ цветут и пахнут растения из южных краев: лианы, молочаи и даже огромная финиковая пальма
«Ботаник – это диагноз»
Кофе, какао, ваниль, банан, орхидеи, миртовые... И еще несколько тысяч видов экзотических растений обитают сегодня в ботаническом саду. Минусовая температура за окном для них не страшна. Здесь растения находятся на полном пансионе. Для них создан особый микроклимат – температура плюс 18 и выше, влажность, уход, а в некоторых оранжереях даже журчание воды.
Директор ботанического сада общегосударственного значения Александр Алехин говорит: «Ботаник – это диагноз». Сотрудники на такие слова не в обиде. С утра до вечера ухаживать за целой армией растений – это не каждому дано. Не фанатик своего дела здесь долго не продержится, согласна с мнением руководства завотделом тропической флоры Полина Гордеева.
Фиников не будет
Вся в цвету тропическая лиана с необычным названием бугенвиллея голая. Это «хитрое» растение, говорит сотрудница сада. То, что мы принимаем за цветок, на самом деле прицветные листья.
- Цветы у этой лианы невзрачные, их не видно, поэтому прицветники окрашены в яркий цвет для привлечения опылителей, - объясняет Полина Васильевна.
Дерево - долгожитель одной из нескольких оранжерей - финиковая пальма - родом с Канарских островов. Она сейчас тоже в поре цветения. Чтобы разглядеть оранжевые соцветия на 18-метровом гиганте, приходится подняться по лестнице на третий уровень оранжереи. Цвести пальма будет, а вот плодоносить нет. Для того чтобы на ней появились финики, нужно соседство пальмы противоположного пола. А с этим даже в природе проблемы, говорит Полина Васильевна.
- Таких пальм в диком состоянии осталось очень мало, - уверяет ботаник. - Есть насаждения, где на одно мужское растение высажено 10 - 15 женских, и их специально опыляют. Таким образом более рационально используется площадь под растениями.
Харьковская финиковая пальма – не только долгожитель, но еще и герой. В зиму 1996 года в пальмовой оранжерее случилась авария системы отопления. Многие растения тогда погибли, а пальма выдержала.
«Могут жить на телеграфных столбах»
Из долгожителей в ботаническом саду – фикусы, которым по 70 – 80 лет. С их цветением связана нелепая легенда. В советские годы считалось, если фикус зацветет дома, быть несчастью.
- Просто мало кто знал, что цветок фикуса трудно увидеть. Его цветки расположены в соцветиях – фигах, как у инжира. Чтобы их увидеть, фигу надо разрезать, - объясняет завотделом тропической флоры.
На верхних ярусах оранжереи в цвету стоят кринумы, готовятся зацвести пуанзетии, видны бутоны на бразильском филодендроне. Можно сказать, что из двух с половиной тысяч видов тропических и субтропических растений в декабре выпускают цветки немногие. Но есть и такие, от которых добиться этого в принципе невероятно сложно.
- В оранжереях не все растения хотят цвести, - говорит Полина Васильевна. - В неволе и длина дня другая, да и температурный режим не всегда можно выдержать.
Гордость нашего ботанического сада - уникальная коллекция бромелиевых, их собрано 290 разновидностей. Интересно, что к бромелиевым принадлежит обычный ананас. Среди них есть эпифитные (могут расти на других представителях флоры, не паразитируя на них), наземные и такие, которые могут без корней расти на телеграфных столбах, проводах, крышах домов. Из родичей ананаса в цвету эхмеи, бильбергии, тилландсии.
Оранжереи ботанического сада – настоящие джунгли. Все полочки уставлены горшками с растениями. Пространству под ними пустовать тоже не приходится. Тропическим и субтропическим растеням здесь тесно. Среди буйства яркой зелени выглядывают изящные головки орхидей: венерины башмачки и фаленопсисы. Зима – самое время их цветения.