Самолет, следовавший рейсом Баку – Грозный и упавший в Казахстане неподалеку от аэропорта города Актау, вероятнее всего, был подбит из российского ПВО. Об этом красноречиво говорят и видео из салона самолета до посадки, и фото – после. Характерные от попадания осколков отверстия в фюзеляже и взрыв снаружи, о котором успели рассказать выжившие пассажиры, наводят на мысль о повторении трагедии малазийского «Боинга» в июле 2014-го в небе над Донбассом. Коротко про – о том, что известно о трагедии в Казахстане на сегодняшний день.
Трагедия произошла в среду 25 декабря. Самолет Embraer E190 авиакомпании Azerbaijan Airlines с бортовым номером 4K-AZ65 вылетел из столицы Азербайджана Баку в столицу Чечни Грозный. Обычно этот маршрут занимает около одного часа, но в Грозном приземлиться самолету не дали. Embraer трижды заходил на посадку, но тщетно. Командир воздушного судна решил уйти на запасной аэродром.
- Сообщил нашим диспетчерам, что уходит на Баку. Потом поменял решение и отправился на Актау, — сообщил гендиректор аэропорта в Грозном Альви Шахгириев. Полет, с его слов, проходил штатно. Ни о каких проблемах на борту командир не сообщал.
Через полтора часа борт подал сигнал бедствия и доложил об отказе системы управления. Еще через полчаса самолет зашел в воздушное пространство Казахстана, запросив аварийную посадку в Актау. Экипаж пытался совершить ее в режиме прямого управления (без автопилота). С самолетом была потеряна связь, через 10 минут он столкнулся с землей, сделав до этого два виража возле аэропорта Актау и разбившись на третьем.
На борту потерпевшего крушения лайнера находились 67 человек — 62 пассажира и пятеро членов экипажа, 38 из них погибли, а 29 — выжили. Все пострадавшие находятся в больнице.
Первые сообщения об авиакатастрофе начинались с невинных фраз: «Из-за тумана в Грозном самолет был перенаправлен в Актау, где запросил аварийную посадку, сделал несколько кругов над аэродромом и рухнул. Предварительная причина крушения — столкновение со стаей птиц».
Безусловно, стаи птиц возле аэродромов не редкость, и иногда проскакивают сообщения о попадании птиц в работающие самолетные двигатели. Но речь обычно идет о пернатых одиночках, а так чтобы прямо стая, да сразу в оба двигателя… Да и коллеги пилотов засомневались, мол, встреча самолета с птицами редко приводит к таким последствиям. Но пресс-секретарь «Росавиации» Артем Кореняко сообщил именно о столкновении с птицами и о том, что после этого командир воздушного судна решил идти на запасной аэродром в Актау.
Тогда еще в Сети не появились фото обшивки самолета, не заговорили пассажиры, пользователи только-только начали отсматривать курс самолета на «Флайтрадаре» - поэтому врать еще было можно (хотя, конечно, нельзя). Но это же россияне… Тихие вопросы типа «Почему КВС нашел запасной аэродром аж в Казахстане, а не в соседнем с Чечней Дагестане?» еще терялись в сонме сообщений о катастрофе.
Долго-долго разбирались с количеством выживших и погибших, пока казахскому блогеру не удалось сделать несколько крупных фото останков самолета. Мир ахнул: хвост самолета и другие его части были пробиты насквозь каким-то мелкими предметами. Россия продолжала твердить про птиц, которые, видимо, исклевали самолет в воздухе. Казахстан молча изучал картину трагедии. Фото расходились по соцсетям, и пользователи с ужасом опознавали в дырках отверстия после попаданий поражающих элементов боевой части ракеты. Получается, кто-то пытался сбить самолет, и ему это почти удалось!
Разбившийся близ Актау самолет прошел последний полный техосмотр в октябре, сообщили в авиакомпании Azerbaijan Airlines, так что версия о неисправности воздушного судна отпала. К слову, в эксплуатацию он был введен всего 11 лет назад.
В Сети восстановили путь казахского «Эмбрайера» из Баку до места последней посадки. Выяснилась масса интересного.
- Самолет летел в Грозный, но чеченский аэропорт его не принял якобы из-за тумана и отправил на аэродром в Махачкалу. Почему борт не приняла Махачкала – пока неизвестно (в ходу версия о тех же плохих метеоусловиях). Но лайнер был направлен чеченскими диспетчерами в Казахстан.
- На самом деле в аэропорту Грозного действовал план «Ковер»: чеченцы охотились за невесть откуда взявшими беспилотниками и закрыли летное поле. По беспилотникам работало российское ПВО, аэропорт Грозного был закрыт. Выстрелить ракетой по «птичке», не разбираясь, БпЛА это или гражданский самолет, чеченцам было легко. Что они и сделали с высочайшей долей вероятности. Плюс к этому, как сообщается, в чеченском аэропорту системы РЭБ глушили сигналы GPS.
- Чеченцы поняли, что сбили не то, но самолет продолжал лететь и просил посадки. Его отправили в Актау, для чего борт должен был преодолеть сотни километров над Каспием. В аэропорту Грозного знали, что борт подбит. Иезуитский план состоял в том, что самолет должен был рухнуть в море и спрятать концы в воду.
- Пилоты проявили профессионализм и героизм, уведя самолет из зоны жилой застройки. Хотели сесть на автодорогу, но немного недотянули, упав на поле – иначе количество жертв было бы гораздо больше. Пока известно об одном выжившем члене экипажа – это стюардесса. Также уже найден черный ящик.
- Аэропорт Актау якобы получил сообщение от диспетчера в Ростове-на-Дону об аварийной ситуации на борту самолета, который «столкнулся со стаей птиц», а затем в нем «взорвался газовый баллон». Какой газовый баллон мог быть на борту воздушного судна – знающие авиаторы не понимают.
Если бы не казахский блогер Азамат Сарсенбаев, представлявший азербайджанский телеканал и снявший доказательства крушения самолета, и не показания выжившего пассажира, которые он успел дать журналистам в больнице до приезда спецслужб, возможно, версия с птицами продолжала бы раскручиваться дальше. Блогера, кстати, уже арестовали на 10 суток за неповиновение полиции. Пострадавшим пассажирам запретили общаться с прессой.
По свидетельствам очевидцев и их видео, обшивка самолета повреждена предположительно осколками, которые прошили ее насквозь и травмировали женщину в салоне. Пострадавшие рассказали, что во время третьего захода на посадку в Грозном рядом с самолетом они услышали взрыв. Птицы не взрываются, зато ракеты ПВО это делают «успешно». Дыры в фюзеляже явно демонстрируют попадание извне, а не «газовый баллон взорвался в самолете». И да, чеченцы сами выкладывали утром видео о работе системы «Панцирь-С» в аэропорту по БпЛА (которые они считали украинскими).
На момент написания этого материала в СМИ появилась информация со ссылкой на источники в правительстве Азербайджана, что самолет был сбит ракетой класса «земля-воздух», выпущенной над Грозным. Осколки попали в пассажиров и бортпроводников, когда она взорвалась рядом с самолетом. И да – "раненому" самолету не разрешили приземлиться ни в одном из российских аэропортов (Грозный, Махачкала, Магас). Несмотря на просьбы пилотов об аварийной посадке, ему было приказано лететь через Каспийское море в направлении Актау в Казахстане. Навигационные системы GPS самолета были заглушены на протяжении всего полета над морем. Умысел просматривается четко: самолет должен был сгинуть в водах Каспия со всеми доказательствами очередного российского преступления.
В Азербайджане траур. Из Чечни Рамзан Кадыров прислал сухое соболезнование, как и Путин. Расследовать авиакатастрофу будет группа представителей Казахстана, Бразилии и Азербайджана. И шансы на то, что истинная причина трагедии будет установлена, очень велики - благо есть выжившие. Главное, чтобы в больнице с ними не случилось «внезапной остановки сердца» или чего-то в этом роде.
И возвращаясь к упомянутому малазийскому «Боингу»: летом 2014 года Россия также на голубом глазу врала всему миру, что самолет над Донбассом «сбили украинцы в воздухе/сбили украинцы с земли/он сам упал». Следственная группа работала шесть лет, собрав «Боинг» по кусочкам и восстановив картину трагедии. Россияне изворачивались и меняли показания, но вины не признали. Аналогичную картину мы видим и сейчас – они не признаются. Проглотят ли такое оскорбление Азербайджан и Казахстан – скоро узнаем.