Сегодня фестиваль негосударственных театров «Курбалесия» попрощается со своими зрителями. «У вас театральная жизнь интересней, чем в Киеве». Жаркие споры до пены у рта, личные обиды и примирения, поиски истины до полнейшего изнеможения, обмен идеями и теориями о театре – такой запомнилась «Курбалесия» этого сезона ее участникам.
2008 год стал значимым для фестиваля по многим причинам. По словам его художественного руководителя Владимира Гориславца, во-первых, фестиваль стал музыкальным, собрав под своим крылом несколько музыкальных коллективов. Во-вторых, помимо гранта, который вручит лучшему молодому режиссеру на постановку полноценного спектакля благотворительный фонд «Харьковский театральный центр», организаторы учредили номинацию «Лучший переводчик».
- Мы хотим, чтобы у нас были свои переводы. Уже заключили договор с двумя университетами - Каразина и Сковороды - и ведем переговоры с австрийскими, польскими, американскими, английскими, французскими центрами о том, чтобы свежая, только написанная драматургия попадала к нам, - рассказал Владимир Гориславец.
Кроме того, если в прошлом году «Курбалесия» ограничилась театральной лабораторией, то в этом к блиц-спектаклям добавились еще и показы приглашенных театральных коллективов, и дискуссии, и лекции современных драматургов и режиссеров.
Киевский драматург Наталья Ворожбит приехала на фестиваль посмотреть постановку своей пьесы «Демоны», а также поговорить о судьбе украинского современного автора в отечественном театре.
- По сравнению с Киевом, театральная жизнь в Харькове гораздо интересней, потому что здесь ставят современных драматургов. Поэтому здесь больше людей, заинтересованных в экспериментах, - поделилась Наталья.
«Это волшебно», считает КЛИМ
Среди одиозных личностей, которые стали на «Курбалесии» центрами притяжения, был КЛИМ - театральный режиссер, драматург, педагог, лауреат «Золотой маски» и обладатель премии ЮНЕСКО. Он хорошо известен харьковским актерам своими провокационными тренингами.
- Я пытаюсь быть неравнодушным к судьбе молодых людей. Образование, которое дают сегодня в вузах, уничтожает молодежь. А здесь хоть какая-то попытка неравнодушного отношения. В целом «Курбалесия» - это волшебно… - выразился КЛИМ.
Еще один гость - Алексей Янковский, режиссер, создатель мастерской по реабилитации актеров государственных театров драмы. Он привез на фестиваль спектакль по пьесе КЛИМа «Девочка и спички», поставленный в Театральной мастерской «АСБ» Санкт-Петербурга.
- Молодежь не знает, что такое театр, потому что государственные театры не выполняют своих функций. У нас нет новой драмы, старой драмы - у нас одна общая драма – отсутствуют драматурги, - уверен Янковский.
«Мат – не единственное отличие»
Несмотря на то, что «Курбалесия» - фестиваль театров негосударственных, он не остается без внимания актеров из противоположного лагеря.
- Еще на «Курбалесии-2007» осуждали, плевались, но приходили, смотрели, а некоторые даже играли. А вообще были и такие, которые говорили: а стоит ли приходить, стоит ли в это вмешиваться... Придут, выразят свое «фе», скажут: «Матюкатися у театрі – це ганьба» и уйдут, - рассказывает один из участников фестиваля Михаил Ставропольский, который на «Курбалесии-2007» получил Гран-при. – Но ведь мат - не единственное отличие между нами…
По словам Гориславца, в прошлом году на «Курбалесии» действительно была связь с актерами театра Шевченко, но в этом они как-то выпали из процесса. Хотя по-прежнему харьковским театральным движением интересуются Сумской, Полтавский, Днепропетровский театры.
Уже сегодня организаторы строят обширнейшие планы на следующий год. Помимо того, что работа над блиц-спектаклями, поставленными в лаборатории, продолжится до победного конца и будет представлена на «Курбалесии-2009», намечается учебный летний лагерь на 15 - 20 дней. Отдыхать и работать туда поедут театральные коллективы, которые хорошо проявили себя в этом сезоне. Кроме того, по словам Гориславца, ожидаются не только визиты к нам коллективов из России и Европы, но и ответные поездки харьковчан с гастролями.