17 ноября
Загрузить еще

Чтобы жить с мужем, харьковчанка платит три тысячи гривен в год

Чтобы жить с мужем, харьковчанка платит три тысячи гривен в год

В нашем городе иностранцев очень много – конкурировать в этом отношении с Харьковом может разве что Одесса. Сказывается большое количество вузов, в том числе тех, которые готовят таких востребованных за рубежом специалистов, как врачи и фармацевты. Есть и еще одна тенденция - наши девушки все чаще «отечественному производителю» предпочитают «заграничного». Но мало кто задумывается, какие трудности придется пережить паре граждан разных стран и на какие жертвы пойти, чтобы быть вместе.

«Иногда мне было стыдно идти с ним по улице» 

Эта история началась 10 лет назад. Палестинец Али учился на системного администратора в одном из харьковских вузов и снимал квартиру рядом с Еленой. Молодые люди начали встречаться, а через время решили – ладим, понимаем друг друга, почему не попробовать жить вместе? Елена была в разводе, от предыдущего брака у нее была дочь Света, но Али это нисколько не смущало – он замечательно ладил с ребенком.

В первое же лето Лена повезла своего парня на море, чтобы окончательно проверить отношения. Все было замечательно, а когда они вернулись, дочка восторженно начала рассказывать бабушке о дяде Али…

- Мама была в шоке, - вспоминает Елена. - Что за дядя Али? Конечно, есть некоторое предубеждение... Считается, что раз иностранец, значит, девушка, которая с ним, - легкого поведения... Мне даже иногда было стыдно идти с Али вместе по улице, старались встречаться дома или у кого-то в гостях.

Ваш муж должен покинуть страну 

Через четыре года Али закончил учебу и уехал в Палестину, но уже тогда влюбленные твердо решили, что поженятся. Мужчина вернулся в Украину по приглашению невесты. Молодожены подали документы в загс, и их без всяких проблем расписали. Но в один прекрасный день пару ошарашила новость.

– Оказалось, что Али должен уехать! То, что мы женаты, никого вообще не интересует! А подать документы, чтобы получить вид на жительство, можно только после двух лет брака, – вспоминает Лена. - Нам предложили три выхода. Первый - устроить Али на работу.

Но этот вариант заведомо был сомнительным. Брать на работу иностранцев наши работодатели не хотят, так как это связано с серьезной бумажной волокитой.

Второй вариант заключался в том, чтобы ездить туда-сюда каждые полгода (учитывая, что в Палестину нужно не ехать, а лететь, на этом можно и разориться). Третий – вновь обрести статус студента.

- И мы решили, что он опять пойдет учиться. Выбрали факультет с самой низкой ценой контракта и платим, хотя второе образование Али совершенно не нужно, - вздыхает Лена.

Жена работает за троих

Собственно говоря, за учебу мужа платит сама Лена, ведь Али так и не может устроиться на работу легально. Нелегальное же трудоустройство грозит депортацией, а, может быть, и дальнейшим запретом на въезд в страну. Поэтому Лена работает за троих, обеспечивая себя, мужа и дочь, которая уже поступила на первый курс университета. Но семья надеется на лучшее – уже через полгода двухлетний срок закончится, и Али получит вид на жительство.

Конечно, мужчина скучает по Палестине, но муж с женой однозначны во мнении, что даже при всех нынешних трудностях в Харькове им намного легче, чем было бы на родине Али.

- Во-первых, в Палестине сложная ситуация с работой, а во-вторых, нам негде было бы жить. В моей семье, кроме меня, еще семеро детей, а квартира трехкомнатная, - объясняет Али.

С любимым рай и в Иордании

Как показывает опыт, обратная ситуация – когда украинка выезжает вслед за любимым на его родину, - ничем не легче. Ирина бросила в Харькове все – работу, родных, друзей, приняла мусульманство и уехала за любимым на край света…

Мухаммед приехал в Харьков из Иордании по работе. Знакомство с Ирой было случайным – через общих друзей. Тогда Ира была весьма преуспевающей женщиной – главным бухгалтером сети ломбардов. Мухаммед же, по меркам иорданцев, был бедным.

- Мы встречались довольно долго – около трех лет, - рассказывает девушка. – Но однажды он сказал мне, что ему необходимо возвращаться на родину и предложил поехать с ним. И я решилась. Дом и работа мне настолько к тому времени надоели, что я рада была от всего этого отказаться ради любви.

В Украине Мухаммед оставаться не хотел - ему не нравилось, как у нас относятся к иностранцам. Мусульманство стало для Ирины обязательным условием брака, хотя прямо ей об этом не говорили – только намекали…

С того момента прошло уже три года. Сейчас, когда жизнь вошла в колею и чувства притупились, Ира начала осознавать, что фраза «с милым рай и в шалаше» не совсем правдивая. Она регулярно звонит подруге в Харьков и рассказывает, что хочет приехать в Украину.

- Ирин муж, вроде бы, то один контракт заключает, то второй, работает активно, но он не делает ничего, что было бы плохо для него, но хорошо для нее, - говорит подруга Ирины Ольга. - К примеру, он считает, что Интернет дома не нужен, и его нет, хотя Ире он бы не помешал – она могла бы общаться с друзьями и родными хотя бы виртуально. А вот спутниковое телевидение, которое смотрит Мухаммед, есть.

Тем не менее вопрос о том, чтобы вернуться в Украину, для Иры не стоит. Муж постоянно говорит ей о своей любви, о том, что она – смысл его жизни.

- В отличие от наших мужчин, арабы умеют дать женщинам понять, что они в них нуждаются. Комплименты просто льются у них рекой, - объясняет Ольга.

На отношение к себе Ира не жалуется, но подруге почему-то кажется, что Ирина не до конца с ней откровенна...

«Вступить в брак недостаточно для получения вида на жительство» 

По словам ведущего специалиста виртуальной юридической консультации сайта «Харьков юридический» Александра Харченко, отношение к иностранцам в Украине постоянно ужесточается. И на то есть причины. Выгодное географическое положение, транзитные ресурсы, самые богатые залежи полезных ископаемых, черноземы – все это привлекает сюда иммигрантов из других государств. Сейчас в стране остро стоит проблема сохранения местного населения. Демографы бьют тревогу и утверждают, что через 15 лет в Украине останется 35 млн аборигенов-украинцев. В Одессе, по данным правоохранителей, представители японских и китайских общин контролируют значительную часть бизнеса. Такая же тенденция наблюдается в Харькове, где сильны позиции и других землячеств.

Александр Харченко объясняет: женитьба на украинке упрощает, но не гарантирует получение разрешения на иммиграцию, вида на жительство, а в последующем и гражданства.

- Брак сам по себе не является основанием для получения гражданства – он только способствует ускоренному получению разрешения на иммиграцию, - объясняет юрист. - Так говорит закон. Статья 4 закона Украины «Об иммиграции» определяет, что разрешения на иммиграцию предоставляются в пределах квот, которые Кабмин устанавливает для определенных категорий иммигрантов. В первую очередь Украина заинтересована во въезде деятелей науки и культуры, высококвалифицированных специалистов и рабочих, лиц, которые осуществили инвестиции в экономику Украины на сумму не меньше ста тысяч долларов США и некоторых других категорий. Разрешение же на иммиграцию вне квоты предоставляется одному из супругов, если второй, с которым он находится в браке свыше двух лет, уже является гражданином Украины.