Одни здания с годами стареют, разрушаются, на их месте появляются новые, другие – перестраиваются до неузнаваемости. Силуэт города приобретает новые очертания. Специалисты уверяют: это естественный процесс, главное, сохранить ту архитектуру, которая имеет огромную ценность для города. С помощью харьковчан «Комсомолка» решила заглянуть в прошлое и будущее, чтобы узнать, какой представляли первую столицу XXI века наши бабушки-дедушки и какой видит ее нынешняя молодежь через 100 лет.
Градостроители не прочь восстановить площадь Свободы
- Здания строятся на длительное время – сто, двести лет. За этот срок меняются не только человеческие взгляды, но и политический строй страны. И очень часто это приводит к тому, что старые постройки используются не по назначению, - говорит главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий. – Пример тому - комплекс Успенского собора. В советское время это здание превратили в концертный органный зал, несмотря на то, что орган ближе к католицизму. Однако в то время в здании костела располагалась организация, связанная с кинематографом. А в Покровском монастыре был пошивочный цех, в нишах для икон висели портреты вождей. Очень много частных особняков приспособили под разные организации: в особняке архитектора Бекетова - Дом ученых, в доме семьи Алчевских - ДК милиции, а в особняке харьковского промышленника Рыжова обосновался Дом архитектора. Нельзя сказать, что это плохо. Главное - нам удалось сберечь эти памятники архитектуры, и они приносят пользу обществу.
А вот сохранить то, чем действительно знаменит наш город на весь мир, не получилось. Речь идет о площади Дзержинского (нынче - Свободы), которая была построена в первые годы советской власти на месте городской свалки. Ее уникальность в том, что все здания возвели в стиле конструктивизма - Госпром, Дом проектов (ныне – ХНУ имени Каразина), гостиница «Метрополь» (сейчас – «Харьков»), Дом правительства (ныне на этом месте стоит здание облгосадминистрации).
- Именно нашу площадь изучают студенты архитектурных факультетов во всем мире. Но с одной поправкой – в том виде, в котором она была до реконструкции, - отмечает Сергей Георгиевич. - К сожалению, сразу перестроили гостиницу, чуть позже – переделали Дом проектов, облицевали его плиткой, появилось здание облгосадминистрации. И площадь Дзержинского перестала представлять собой единый ансамбль. Вот за это у меня как у архитектора душа болит. Если бы была такая возможность, я бы восстановил именно площадь Дзержинского. Но сейчас это нереально – нужно очень много денег и сил. Однако времена меняются, и, возможно, следующие поколения вернут Харькову конструктивизм.
Харьков живет без символа
Помимо площади Дзержинского в Харькове есть еще несколько образцов конструктивизма. Это ДК железнодорожников на улице Котлова и бывший Главпочтамт на Привокзальной площади.
- Очень не хотелось бы, чтобы эти здания были перестроены, - отметил Чечельницкий. – А ведь именно так поступили с еще одним архитектурным сооружением в стиле конструктивизма – АТС на улице Иванова. Понятно: архитекторы попытались сохранить стиль. Но ведь не случайно наши предшественники задумали в этом здании три круглых окна, а не четыре. Мое мнение - не стоило его трогать. В Харькове достаточно объектов, которые не только можно, но и нужно усовершенствовать.
Но есть и хорошие примеры. В частности нынешняя городская власть восстановила уникальную колоннаду – вход в парк имени Горького. Причем в том виде, в котором она была изначально.
- Напротив входа в парк стоит дом со шпилем. Это сталинская архитектура. И колоннада была в том же стиле, - рассказывает Сергей Чечельницкий. – Вместе с памятником Горькому, который мы, к слову, полностью отреставрировали, все это составляет единый ансамбль.
Нынче едва ли не все архитекторы города работают над созданием нового символа Харькова. Пока еще неясно, что это будет – памятник или здание, но идей и проектов уже немало.
- У харьковчан есть символ XIX века – колокольня, символ ХХ века – Госпром, - отметил главный архитектор города. – Наша задача - создать символ XXI века. И я не говорю о храме Жен-мироносиц. Есть много других идей. Но сейчас рассказывать, что это за проекты, мне бы не хотелось. Вот когда дойдет до их реализации, - другое дело.
Вместо Зеркальной струи – театр
Планируется изменить в ближайшем будущем и улицу Сумскую в районе Зеркальной струи. За аллеей героев-комсомольцев появится храм Жен-мироносиц.
- В свое время на месте сквера стояла сельская церквушка, а рядом – кладбище, - рассказывает Сергей Чечельницкий. - После революции это все снесли и объявили конкурс на здание театра массового действия. Планировалось, что эта постройка будет даже интереснее, чем Госпром. Выиграли конкурс архитекторы братья Веснины. Они запланировали огромное здание, чтобы все демонстрации, которые проходили по Сумской, поднимались на сцену театра, двигались по ней и спускались дальше на улицу. А зрители в это время сидели бы в зале и наблюдали этим.
Кстати, театр начали строить. Вырыли огромный котлован, выбрали все кости, заложили фундамент. Но, поскольку рабочим негде было жить, в первую очередь соорудили артистические уборные – с канализацией и душем. А потом столицу перенесли в Киев, финансирование прекратилось. Дальше – война. В актерских уборных поселились обычные люди, дом стал жилым. Он до сих пор стоит по улице Чернышевского.
- После войны площадку заасфальтировали и сделали на том месте круг троллейбуса, - продолжает рассказ главный архитектор города. – А когда Харьков разросся и троллейбусную линию продлили до парка имени Горького, решили разбить здесь сквер. Это оказалось дешевле всего. Но теперь Зеркальная струя, храм, и сквер составят единый ансамбль, куда все также будут приезжать молодожены.
Жить станет лучше, комфортнее...
Заглянуть хоть краешком глаза в будущее, чтобы узнать, как изменится город, хочется едва ли не всем харьковчанам. На городском интернет-форуме молодежь очень активно обсуждала Харьков 2108 года. Большинство все же верит, что жить станет лучше, комфортнее.
- Во-первых, будут проложены высокоскоростные магистрали к основным крупным городам Украины (400 - 500 км/ч), - поделился с «Комсомолкой» один из форумчан. – Во-вторых, высотность домов достигнет 40 - 50 этажей, полностью будут снесены сталинки, хрущевки, панельные многоэтажки. В-третьих, все линии метрополитена наконец-то закольцуют (то есть благодаря подземке с Салтовки на Алексеевку можно будет попасть за 10 – 15 минут). Реки Харькова очистят, приведут в порядок прибрежную зону. Вода будет прозрачная. По Лопани и Харькову смогут плавать прогулочные лодки, небольшие туристические судна. Сеть автобанов свяжет все районы города. Доступ в Интернет будет повсеместным. Появится монорельсовый транспорт, население пересядет в электромобили.
Горожане не против снести ТЭЦ-5 и другие котельные, а вместо них открыть экологически чистые станции, которые будут получать энергию и тепло от солнца и ветра. А вот Чугуев, Дергачи, Песочин, по мнению харьковчан, перестанут быть городами-спутниками и войдут в черту Харькова.
В принципе все пожелания и мечты горожан вполне осуществимы. Более того, в развитых странах уже давно есть и небоскребы, и высокоскоростные магистрали, автобаны.
Советские архитекторы мечтали о круглых домах
А вот 20 лет назад харьковчане представляли себе наш город несколько иначе по сравнению с тем, какой он сейчас. По Генеральному плану Харькова, до 2005 года предусматривалось построить не только огромное количество жилых домов, но и сотни детсадов, десятки школ, кинотеатров, больниц, а парков должно было стать аж в четыре раза больше.
В газете «Красное знамя» за 1985 год главный инженер института «Харьковпроект», руководитель авторского коллектива по разработке Генплана Харькова до 2005 года Сергей Хоменко рассказывал, что в начале ХХІ века здания будут не только прямоугольными, но и круглыми.
- Появятся так называемые дома повышенной комфортности, с новой системой отопления - автоматическим регулированием температуры в квартирах. С теплыми воздушными «шапками» на чердаках. Туда по вентиляционным каналам будет подаваться нагретый воздух, что даст значительную экономию топливно-энергетических ресурсов.
Эти дома будут иметь раздельные комнаты, квартиры с холлами в семь-девять квадратных метров. Большие кухни, ванные, подсобные помещения. Внутри дома - на уровне лестничных площадок - места для сушки белья, писала газета «Красное знамя» 23 года назад.
Планировалось, что вдоль автомагистралей вырастут шумозащитные здания, отличительная особенность которых в том, что жилые комнаты будут сориентированы внутрь двора. Ими планировалось застроить часть Московского проспекта, улицы Клочковской.
- Главный процесс, который суждено переживать областному центру в течение ближайших пятилеток, - реконструкция, - рассказывал «Красному знамени» Сергей Тимофеевич. - Население Харькова к началу третьего тысячелетия по предварительным подсчетам увеличится до двух миллионов человек. Под жилой фонд будет отведено 36 миллионов квадратных метров Сейчас, для сравнения, около двадцати трех. То есть в 2005 году на каждого человека придется как минимум 18 квадратных метров жилья. Отличительная черта планировки будущего - приближение жилья к месту работы, что одновременно снизит потребность в транспорте и разгрузит его.
Из Генплана развития Харькова до 2005 года
Транспорт
Протяженность линий метрополитена к 2005 году должна возрасти с 17,3 км до 48,1 км (на сегодня – 35,59 км), троллейбусных - с 123,5 км до 213 км (в «Горэлектротрансе» так и не смогли сказать, какая протяженность линий на сегодня), скоростного трамвая - до 16 км (проект там и не был реализован).
Строительство
К 2005 году предусмотрено построить:
- детских дошкольных учреждений - на 74,5 тыс. мест (ныне в детсадах Харькова всего 35 тыс. мест, еще 1500 детей стоят в очереди);
- общеобразовательных школ - на 95,6 тыс. мест (реально учится более 100 тысяч ребят, но за счет уплотнения классов, а не строительства новых учебных заведений);
- стационарных лечебных учреждений - на 23,8 тыс. коек;
- дворцов культуры и клубов - на 31 тыс. мест;
- кинотеатров - на 34 тыс. мест;
- фабрик-прачечных и фабрик-химчисток общей мощностью - 150 тыс. кг белья и 10,5 тыс. кг обрабатываемых вещей в смену;
- гостиниц - на 8,4 тыс. мест;
- спортивных центров городского и районного значения - 11;
- этнографический музей;
- областную ВДНХ.
Коммунальное хозяйство и благоустройство
Мощность головных сооружений водопровода питьевой воды к 2005 году возрастет в 2 раза.
Суммарная мощность очистных сооружений канализации (с учетом очистки сточных вод пригородной зоны) увеличится более чем в 3 раза.
Будет построено четыре мусоросжигающих и мусороперерабатывающих завода.
Мощность централизованных источников теплоснабжения возрастет в полтора раза.
Площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары) увеличится с 1460 га до 4210 га.